В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Алексей Рокотян
Первый заместитель генерального директора ООО "Норильск-Телеком", к.т.н.
Все течет, все изменяется
Среди многих последствий развития рынка услуг связи и телекоммуникационных технологий нельзя не отметить существенное изменение условий работы операторов связи.
Во-первых, доходность традиционных услуг связи ощутимо снижается. Причина возникновения тенденции снижения прибыльности традиционного операторского бизнеса, прежде всего телефонного, носит совершенно объективный характер. Она связана не только с увеличением конкуренции, но и с тем, что привычная всем услуга голосовой связи из дефицитной, нужной абсолютно всем в "чистом виде", становится нишевой, востребованной в сегменте низкодоходных и нетребовательных пользователей. А наиболее платежеспособным клиентам нужно уже не просто позвонить, но и получить через сеть связи доступ к многочисленным возможностям и сервисам. И такой клиент ищет не телефонную компанию (телефонию умеют обеспечивать многие), а поставщика комплексного сервиса, умеющего предоставить в первую очередь те дополнительные услуги, на которые телефонные компании обратили внимание совсем недавно. И, естественно, крайне важным стало высокое качество клиентского обслуживания.
В результате наметилась тенденция перетока возрастающей доли доходов от операторов связи к новым игрокам -сервис- и контент-провайдерам.
Во-вторых, взрывной рост Интернет-трафика, спроса на широкополосный доступ требует существенных инвестиций в сетевую инфраструктуру. Телефония, многие десятилетия обеспечивавшая основную загрузку сетей связи, уступила эту роль Интернет-трафику. На наиболее востребованных направлениях доля телефонии в загрузке линий связи упала уже до единиц процентов. Например, весь голосовой трафик "классической" телефонии, передаваемый на направлении Москва - Санкт-Петербург, без проблем (и без компрессии) укладывается в полосу пропускания 2,5 Гбит/с. В то же время работающие на этом направлении операторы транспортных сетей уже задействовали пропускную способность в сотни Гбит/с.
Соответственно компаниям, работающим на телекоммуникационном рынке, необходимо не только инвестировать в инфраструктуру, но и становиться клиенториентированными, осваивать реальный маркетинг, создавать системы продаж и клиентского обслуживания.
В-третьих, все большую популярность начинает завоевывать так называемая "рекламная модель", когда конечный пользователь перестает платить за услуги, а за это получает на свой терминал рекламу. При этом совершенно не гарантируется, что деньги от рекламодателя дойдут до того оператора связи, сетью которого пользуется этот абонент.
Среди прочих возникает и такой вопрос: может ли в новых условиях выжить традиционный телекоммуникационный бизнес, и, если может, то как?
Отвечая на этот вопрос, прежде всего хочется обратить внимание на существенную разницу двух типов бизнеса - традиционного для операторов связи и нового, в котором важнейшую роль играет контент, сервис, но не услуга связи. Назовем для краткости этот тип бизнеса инфокоммуника-ционным, в отличие от привычного всем телекоммуникационного бизнеса. Ключевые их отличия приводятся в таблице.
Дальше - больше
Под услугой или сервисом здесь и далее понимается произвольный вид обслуживания, нужный клиенту, а под контентом - некое произведение (фильм, фотография, музыка и т.п.), получаемое конечным пользователем по его требованию через сеть связи. В таком случае услуга связи - это один из сервисов, потребительская ценность которого состоит в передаче информации между пользователями или между пользователем и источником необходимой ему информации. Очевидно, что сама по себе услуга связи достаточно часто (и чем дальше - тем чаще) является составной частью более сложного сервиса, например - получения справки, IPTV или осуществления банковской транзакции.
Из таблицы видно, что деятельность в условиях формирующегося инфокоммуникационного рынка существенно отличается от привычного оказания услуг электросвязи. Именно поэтому совершенно объективно возникает горизонтальное разделение инфокоммуникационного бизнеса.
Инфраструктурная часть связана с созданием, эксплуатацией и развитием сетей связи. Задача тех, кто этим занимается, состоит, во-первых, в том, чтобы обеспечить доступность телекоммуникационных сетей для широкого круга потребителей, точнее говоря, для всех, кому нужна передача информации. Во-вторых, необходима организация сеансов связи с заданными качественными показателями по ограниченному набору стандартизованных вариантов. Бизнес-цель - обеспечить загрузку сетей связи трафиком и через это получить планируемый объем доходов.
Сервисная составляющая обеспечивает предоставление конечным пользователям различных инфокоммуникационных услуг, связанных как с передачей информации, так и собственно с самой информацией. Те, кто занимается этим видом бизнеса, для инфраструктурных операторов являются потребителями их услуг, например, при подключении сервера услуг к сети связи.
Как же жить операторским компаниям и холдингам? Исходя из изложенного, представляется, что нужно разделить сферы обслуживания пользователей (сервиса) и эксплуатации сети на уровне отдельной компании. Формы разделения могут быть различны - образование вертикально интегрированных холдингов, создание разных бизнес-подразделений (центров доходов и затрат) в рамках одной компании и т.п.
Но разграничение необходимо, причем для инфраструктурного подразделения компании (назовем его так) сервисное подразделение должно стать одним из заказчиков. Именно одним из многих, поскольку в услугах инфраструктуры нуждаются и другие операторы связи, и другие сервис-провайдеры. И все они готовы платить за подключение к сетям и передачу информации. Сложно найти убедительные доводы отказываться от этих доходов. Конкуренция услуг сегодня - еще не повод заставлять сервис-провайдера строить собственную сеть и завтра становиться еще более сильным конкурентом.
Полный текст статьи А. Рокотяна читайте в каталоге "Технологии и средства связи" за 2008 год.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2008
Посещений: 4496
Автор
| |||
В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций