Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Новый мобильный дом

Конвергенция фиксированных и мобильных сетей стала разочарованием. Сможет ли фемтосеть стать ответом?

Индустрия, часто увлекающаяся непроверенными технологиями, недавно нашла себе новую "игрушку". Еще 18 месяцев назад о ней никто не слышал. А уже в начале 2008 г. фемтосети быстро стали "изюминкой", обойдя даже WiMAX.

На первый взгляд сложно понять, почему это случилось. Фемтосети – крошечные комнатные базовые станции – изначально были созданы для поддержки зоны покрытия мобильных сетей внутри зданий в тех местах, где пользователи мобильных телефонов тщетно пытались подключиться к сети. По сравнению с WiMAX, защитники которой надеются, что она произведет революцию в мире мобильных данных, фемтосети, кажется, имеют ограниченную привлекательность.

Однако это не совсем так. Фемтосети позволяют оператору организовывать мобильное соединение внутри помещения через стационарную широкополосную сеть доступа (обычно DSL), вместо того чтобы пересылать его на мобильную станцию снаружи. Возможно, это мало кого вдохновит, но стоит учесть, что передача данных через DSL обычно гораздо дешевле, чем использование мобильной инфраструктуры. Помня об этом, оператор может решить вложить деньги в фемтосети. Он может даже снизить стоимость связи для клиентов, чтобы привлечь новых потребителей и ускорить взаимозамену фиксированных и мобильных сетей.

Кроме того, так как фемтосети способны объединять мобильные и стационарные инфраструктуры, они дают возможность предоставлять новые совместные услуги, незаметно поддерживаемые то одной сетью, то другой, в зависимости от потребностей пользователя.

До сих пор технологии конвергенции фиксированных и мобильных сетей (FMC) не оправдывали ожиданий. Могут ли фемтосети переломить эту тенденцию?

Невидимая фемтосеть

Сейчас фемтосети привлекают мобильных операторов, так как они позволяют экономить деньги. Действительно, убедительная оценка вложения денег в фемтосети недавно была сделана Андрю Паркин-Уайтом, ведущим аналитиком Аnalysys Research, утверждающим, что фемтосети представляют собой гораздо более дешевую альтернативу внешней инфраструктуре при создании покрытия мобильной сети внутри здания.

Паркин-Уайт утверждает, что его расчеты показывают, что наибольшую прибыль от фемтосетей могут получить ЗD-операторы с небольшим количеством клиентов. При использовании фемтосетей в 60% домов своих клиентов такой оператор потенциально может сохранить до 45 долларов на клиента в год к 2012 г., говорит он. Но экономия в стоимости снизится, если эти сети будут малораспространенными. Обслуживание только 20% домов сохранит всего 20 долларов на клиента в год, согласно расчетам Паркин-Уайта (см. график ниже).

"Опасность в том, что мобильные операторы, которые не смогут широко распространить новые услуги, обнаружат, что они тратят титанические усилия на интеграцию большого количества 3G-фемтосетей, одновременно вкладывая немалые деньги во внешние сети," -говорит Паркин-Уайт.

Безусловно, именно экономия затрат также была первостепенным мотивом другой технологии FMC, которая успеха не достигла. В Соединенном Королевстве ВТ Fusion (телефон, умеющий переключаться между DSL и мобильными сетями) спустя два года после запуска был приобретен 50 000 пользователями. Ходили слухи, что ВТ перестала вкладывать деньги в развитие этого сервиса. Всего 10 000 пользователей использовали аналог такого сервиса T-One в Deutsche Telecom к маю 2007 г. (почти через год после того, как он был представлен широкой публике). Даже Unik от France Telecom, считающийся успешным проектом FMC, имел скромную базу пользователей – 298 000 чел. к июню 2007 г., через 9 месяцев после запуска. Это всего 1,3% мобильных клиентов France Telecom и 1,1% пользователей стационарных линий. Почему же фемтосети будут лучше?

Модель успеха

Одной из причин может быть то, что всем вышеуказанным сервисам FMC требовались устройства, совместимые с технологией, называемой "свободный мобильный доступ" (UMA) и используемой для передачи соединений между мобильными и стационарными сетями. Ассортимент таких UMA-COB-местимых устройств сейчас небольшой. Стив Шоу, первый помощник вице-президента Kineto Wireless, разрабатывающей технологию UMA, считает, что таких устройств на рынке всего 18. Он рассчитывает, что их количество вырастет до 40 к концу этого года. "Почти миллиард устройств будет продан в 2008 г., и нам еще есть над чем поработать, прежде чем каждый из них будет оснащен поддержкой UMA," – говорит он.

Некоторые фемтосети также используют UMA для передачи мобильных звонков в DSL-сети, но технология включена в сами базовые станции. Другие опираются на альтернативные стандарты. В любом случае клиенты смогут воспользоваться преимуществами фемтосетей, используя свои собственные мобильные устройства.

Тем не менее большие сложности ждут операторов, которые видят фемтосети исключительно как возможность снизить свои затраты – в первую очередь благодаря стоимости самой фемтосети. Например, исполнительный директор Vodafone Арун Сарин заявил, что фемтосети не будут коммерчески жизнеспособными, пока стоимость одного устройства не упадет до 100 долларов. Но устройства для фемтосетей, используемые в США Spring Nextel – единственной компанией в мире, введшей их на коммерческой основе, – вероятно, стоят около 300 долларов, по словам Дина Бабли, аналитика Disruptive Wireless. Паркин-Уайт считает, что производители найдут "весьма сложной задачей" снизить цену устройства до 100 долларов в ближайшее время. Во всяком случае производители фемтосети осторожны, когда высказываются по поводу плана Сарина.

"По существу, 100 долларов – это хорошая заявка на победу," – говорит Марк Кинан, генеральный управляющий RadioFrame Networks по Европе, Ближнему Востоку и Африке. Его компания разрабатывает продукцию для фемтосетей в содружестве с Nokia Siemens Networks. "He думаю, что эта цена станет сильно отличаться от того, чего можно достигнуть в будущем, имея эффективное производство, особенно с большими объемами. К слову, я думаю, бизнес будет работать и с более высокими ценами на фемтосети: они позволяют операторам сэкономить при построении сетей и получить больше прибыли от клиентов," – отмечает он.

Но даже если цены упадут до комфортного уровня для большинства операторов, существует проблема установки оборудования фемтосетей в домах клиентов, то есть так, чтобы не особенно беспокоить абонента. Один из вариантов – встроить их в шлюзы, используемые клиентом для коммуникаций и развлекательных услуг. Таким образом, клиентам даже не надо будет знать, что фемтосети есть в доме (и даже знать, что они вообще существуют). Nokia Siemens Networks вывела на рынок как раз такой шлюз, следуя своему союзу с RadioFrame Networks.

Добро пожаловать в фемтосеть

Очевидная альтернатива для избавления от первоочередных затрат – переложить часть из них на клиентов. Однако это означает, что клиентов надо убедить в том, что фемтосети стоят затрат. В США, где покрытие мобильных сетей в помещениях печально известно своим плохим качеством, Sprint Nextel берет со своих клиентов 50 долларов за фемтосеть (что оставляет ей 250 долларов себестоимости устройств, если, конечно, у них нет договоренности с производителем). Но на других рынках попытка убедить клиентов, что фемтосеть стоит даже таких небольших денег, может стать проблемой.

"Возможности будут ограничены для некоторых групп клиентов, – говорит Паркин-Уайт. – Северные страны, например, имеют отличное покрытие внутри зданий. Сложно даже прогнозировать сегментацию рынка в такой ситуации".

Фемтосети не смогут быть использованы для более надежного покрытия, если операторы продолжат развивать сети, используя низкочастотный спектр волн для проникновения в здания.

В США FCC, контролирующая индустрию коммуникаций, сейчас проводит аукцион по спектру 700 МГц, ранее использовавшемуся для радиовещания. Ставки (как от мобильных операторов, например AT&T и Verizon, так и от онлайн-гиганта Google) доходят до 18,9 миллиарда долларов, хотя FCC ранее рассчитала, что они достигнут 15 миллиардов максимум. Спрос на него наглядно иллюстрирует удобство этого спектра, ведь он позволит оператору предоставить высококачественные услуги внутри зданий по текущим ценам.

Несмотря на это, на таких рынках, как, к примеру, британский, где покрытие пока точечное, оператор, подключающий фемтосети по высоким ценам, может и не вызвать достаточного интереса к ним и не оправдает коммерческое их введение (согласно подсчетам Паркин-Уайта). Возможно, ему придется протянуть еще один "пряник" клиентам в виде низких цен, а это представляет собой опасную стратегию. Как только фемтосети станут новым оружием в нескончаемой ценовой войне мобильных операторов, они вряд ли смогут снизить затраты самих операторов. "Вопрос на 64 миллиона долларов" в том, сможет ли оператор уменьшить цены для конечного пользователя и в то же время снизить собственные затраты.

Связанная с этим проблема заключается в том, приведет ли снижение цен к увеличению использования мобильных услуг внутри зданий. Взаимозамена фиксированных и мобильных сетей стала необратимой тенденцией. В прошлом году, например, немецкий Deutsche Telekom потерял 2,1 миллиона клиентов, использовавших стационарные сети: это на 100 000 больше, чем год назад. Частично это произошло потому, что потребитель перешел на мобильную связь (сменил провайдера или перешел на VoIP). На таких высококонкурентных рынках, как в Великобритании, где фиксированная плата за мобильную связь включает в себя большое количество бесплатных минут, многие клиенты уже нацелены на использование мобильных телефонов внутри помещений. Им не надо думать о размере счета.

Другая проблема при продаже новой услуги заключается в том, что технически более подкованный клиент (который, как могут предположить многие операторы, наиболее восприимчив к новинкам), скорее всего, поймет, что он оказывает своему провайдеру одолжение, поддерживая его затраты. Как было отмечено ранее, операторы могут сохранить деньги за счет фемтосетей, оптимизируя постройку сети, снижая затраты на внешнее оборудование и используя стационарный широкополосный доступ вместо традиционной мобильной инфраструктуры для передачи трафика. Клиент, оплачивающий этот широкополосный доступ, может задуматься, не должен ли провайдер фемтосети ему в этом помочь.

Фемтосети для данных

Возможно, самой сложной задачей для фемтосетей будет замена стационарных сетей на мобильные для передачи данных и наоборот. Хотя многие в индустрии видят в этом большое преимущество, есть несколько причин усомниться в том, что фемтосети окажут какое-то реальное воздействие.

Во-первых, почему клиент с DSL (необходимое условие для фемтосети) захочет использовать мобильную сеть для передачи данных? Сомнительно, что он воспользуется мобильным устройством для доступа в Интернет, имея в доме персональный компьютер (предполагается, что компьютер необходим при широкополосном доступе). Кто-то может возразить, что ему захочется отключиться от проводного доступа и использовать ноутбук в любом месте дома. Но такой клиент, скорее всего, уже имеет маршрутизатор, позволяющий ему подключаться к Интернету по Wi-Fi, а его ноутбук, без сомнения, уже поддерживает Wi-Fi. Г-н Кинан из RadioFrame считает, что в ближайшем будущем количество ноутбуков с встроенным 3G превысит таковые с Wi-Fi, но сейчас подобных устройств очень мало. Так что ноутбук гипотетического клиента не будет работать с 3G-ceтью, если он не купит USB-модем или другое периферийное устройство у провайдера. В таком случае он, скорее всего, одновременно подпишет контракт на мобильный широкополосный доступ. И если он это сделает, зачем ему оставлять DSL-линию и платить за два широкополосных доступа? Без сомнения, в Австрии и в некоторых странах Восточной Европы такие клиенты используют только мобильную сеть.

В такой ситуации поставщики фемтосети вынуждены будут бороться за то, чтобы предложить своим клиентам снижение затрат на передачу данных. Стационарный широкополосный доступ давно доступен за фиксированную плату, и тарифы 3G двигаются в том же направлении. Такой интегрированный оператор, как France Telecom, имеющий и стационарные и мобильные сети, может попробовать связать DSL и 3G и предложить сервис "все в одном". Безусловно, это потребует существенной скидки на стоимость DSL плюс 3G для стимуляции спроса. Надеяться на то, что фемтосети сделают это коммерчески оправданным, означает требовать от них слишком многого.


По материалам Analysys Research и www.telecommagazine.com

Опубликовано: -2008
Посещений: 5038

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций