В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В конце ХХ века связь становится все более динамичной, а вместо парадигмы организации канала связи появляется парадигма многосвязанности каждого с каждым, реализующая так необходимое современным пользователям единое пространство общения, которое впервые стало доступным благодаря не связистам, а компьютерщикам, создавшим Интернет. Затем связисты спохватились, и потому прогресс телекоммуникаций объективно ведет к тому, что сети связи становятся, с одной стороны, все более многофункциональными и скоростными, с другой – все менее заметными для пользователей, что присуще любой хорошо развитой технологии. Ну а многие сервисы воспринимаются как чудо. Так, на первый план для пользователя выходит широкополосный доступ (ШПД) и единая услуга под названием "связь", которая дает доступ и к информационным источникам, и к голосу, и к видео, и к множеству других полезных приложений. При этом, как и ранее, потребителю важно соотношение цены и качества, а не технология доставки услуг.
Принятие отраслью принципов пакетной коммутации и массовый переход на IP-протокол ознаменовали собой не только наступление эпохи NGN, но и появление более эффективного инструмента доставки мультисервиса потребителю. Фактически любая сеть связи будущего может быть представлена в виде транспорта ("трубы") и доступа в лице ШПД, по которому доставляются любые ИКТ-услуги (рис. 1).
Однако для потребителя постепенно становятся более важными потребительские качества: интерактивность, оперативность, сопричастность, прозрачность, которые предоставляет Интернет. На наших глазах на планете формируется единая историческая общность людей под названием "информированное человечество", растут социальные сети, а правительства многих стран всерьез озабочены своим электронным представительством в Сети. И всеобщей коммуникационной средой становится Интернет. При этом основные вызовы, с которыми сталкивается и будет сталкиваться ИКТ-отрасль в обозримом будущем, будут происходить либо в Интернете, либо на ее стыке с NGN.
Для общения в указанной среде на рынке появляются все более универсальные терминалы, которые меняют не только поведение пользователей, но и становятся причиной и следствием новых отношений между пользователями по мере развития средств коммуникации. Применительно к этому процессу уместно привести известное напутствие бывшего главы компании Apple Стива Джобса: "Недостаточно уделять внимание только технологиям. Нужно искать нечто на стыке технологии, свободного искусства и человеческой природы, только такой союз приносит результаты, заставляющие петь наши сердца. Это особенно важно в век устройств, заменивших ПК. Эти устройства должны быть более простыми и понятными, чем ПК, аппаратная и программная среда должны быть более тесно связаны. Думаю, что мы на правильном пути в этом отношении".
Таким образом, простота и универсальность терминальных устройств в части возможности работы в сетях различных операторов и с любыми ИКТ-услугами подразумевают наличие универсального подхода как к сетевым подключениям, так и к предоставляемым услугам в сетях будущего. Априори эти сети должны превосходить все существующие сети, и ускорение их создания – приоритетная задача государства XXI века.
С другой стороны, все сети NGN постепенно превращаются в некое подобие Интернета, обеспечивая, правда, гораздо более высокий уровень QoS для предоставляемых услуг в зоне своей ответственности. Со временем каждому оператору хочется дополнительно диверсифицировать сервис – допустить на сеть виртуальных операторов, выйти на смежные рынки и обеспечить доступ к любым информационным источникам и пр. И тогда операторам всем вместе придется решать проблемы обеспечения качества в объединенных сетях, к чему не привыкли сервис-провайдеры Интернета.
В результате отрасль постепенно движется к созданию некоей универсальной сети сразу с двух сторон, и в каждом случае небезуспешно. При этом необходимо изменить свое представление о сетях связи будущего, как всего лишь о более совершенных современных сетях. Продолжив логику процесса конвергенции технологий, сетей и услуг, о чем активно говорится в течение последних 10 лет, необходимо допустить, что все существующие ИКТ-услуги смогут существовать в виде сервисных приложений, работающих поверх национальной (всемирной) супермагистрали, подобно тому, как существуют такие известные приложения, как WWW или электронная почта. Несмотря на то что в этом случае ТфОП тоже может стать интернет-приложением, противоречия в этом не будет, поскольку уже существует целый ряд интернет-приложений для предоставления самого широкого круга услуг – от простой передачи голоса (телефония) до видеоконференцсвязи (ВКС) с различными показателями QoS (Skype, Google Voice и др). Более того, часть зарубежных операторов уже предпочла своевременно стать партнером Skype (Verizon, AT&T) или развивать собственные проекты ("МегаФон"), оценив, что этот сервис вместе с ему подобными рано или поздно переведет на себя значительную часть и без того падающих доходов от передачи голоса. Аналогично с развитием интернет-технологий по доставке видео современный Интернет стал очень похож на кабельное ТВ, которое также может стать приложением этой сети.
К примеру, популярный видеосервис YouTube компании Google недавно официально анонсировал подписание целого ряда соглашений с крупными медиакомпаниями о предоставлении ими для YouTube оригинального видеоконтента в рамках новой стратегии по усилению конкуренции с сетями КТВ. Новые партнеры YouTube откроют собственные каналы на сервисе, где будут предлагать пользователям свой контент. Соглашения подписали более чем 50 компаний, среди которых PMC, WWE, Young Hollywood, Fine Brothers Films, Everyday Health, Demand Media, My Damn Channel, SB Nation, New Nation Networks, The Wall Street Journal, Hearst Magazines, BermanBraun & Rodale Inc. и др.
Все вышесказанное не отменяет наличия в будущем существующих сегодня сетей связи (узкоспециализированных или NGN), которые будут испытывать нарастающую конкуренцию со стороны более дешевых или функционально более совершенных предложений.
Учитывая существующие тренды развития сетей связи в направлении создания сетей будущего можно предположить, что современный сетевой "зоопарк" из узкоспециализированных сетей различного назначения постепенно будет преобразован в более простую форму на базе All-IP (XoIP), как показано на рис. 2. В упрощенном виде сеть будет состоять из транспорта, а также сетей мобильной и фиксированной связи, находящихся в "конвергентных отношениях" ("остатки" устаревших сетей не показаны). При этом все фрагменты сети представляют собой NGN.
В качестве аналога сети будущего целесообразно рассмотреть концепцию создания мобильной связи LTE/SAE, которая затрагивает не только радиоинтерфейс (LTE), но и базовую сеть SAE (System Architecture Evolution), одной из задач при разработке которой была простота и эффективность. В частности, последняя становится максимально плоской IP-сетью, состоящей из набора узлов/маршрутизаторов. Именно такой вид может иметь будущая единая сеть РФ, изображенная на рис. 3.
При этом крайне важным аспектом представляются ее отношения с Интернетом, о чем следует сказать отдельно. Именно поэтому на рис. 2 и 3 Интернет изображен в качестве отдельной сети, обладающей функционалом, схожим с функционалом NGN (ранее Интернет практически не учитывался регулятором как альтернативная сеть связи). В настоящее время регуляторы, операторы, абоненты и поставщики сервиса имеют свои взгляды на Интернет, свои ожидания и свои опасения. В связи с этим необходимо ответить на ряд проблемных вопросов, касающихся Интернета, который сосуществует одновременно в трех "лицах" (слоях), соответствующих схеме, приведенной на рис. 1:
Перечень вопросов, затрагивающих проблемные точки в функционировании Интернета, могут быть представлены в следующем виде:
Общеизвестно, что Интернет имеет глобальный охват, массу сервисов, а также серьезные уязвимости не только в части QoS, но и информационной безопасности. Потому можно прогнозировать в ближайшем будущем и рост компьютерной преступности, и рост количества новых полезных сервисов из Интернета. И почти столь же уверенно можно прогнозировать, что рано или поздно общество возьмет его под контроль в гораздо большей степени, чем сейчас. В частности, в настоящее время ряд поставщиков услуг вводят паспортизацию пользователей прежде, чем они могут получить доступ в Интернет (интернет-паспорта уже вводятся в Китае, Германии, Швейцарии, в США собираются вводить электронные удостоверения), однако в глобальном масштабе эта проблема пока не может быть решена. При этом необходимость создания более защищенного фрагмента Интернета сохраняется хотя бы в интересах создания так называемых электронных правительств (для предоставления гражданам конфиденциальных государственных услуг) и дальнейшего построения электронных государств.
Необходимо добавить, что все это не отменяет привычный общедоступный Интернет, с которым могут быть установлены шлюзы, и пользователи (как, впрочем, и поставщики сервисов) будут вольны выбирать среду. Просто в одной из них будет больше порядка, ответственности и гарантий качества, и это пространство будет постепенно расширяться (при наличии воли поставщиков услуг, потребителей и регулятора), в том числе и за счет сервис-провайдеров (прежде всего из операторского пула), озабоченных качественным обслуживаем клиентов. В частности, тогда станет возможным создание настоящего электронного государства, гарантирующего гражданам не только сервисы, но и более надежную защиту (собственно, создание защищенных корпоративных сетей или VPN в рамках Интернета является одной из сторон этого процесса). Вместе с сетями NGN защищенный фрагмент Интернета составит основу для предоставления услуг с гарантированными характеристиками качества, тогда как традиционный Интернет будет продолжать выполнять ту же функцию, что и сегодня (рис. 4). Итогом вышесказанного может быть цитата из выступления министра внутренних дел Германии: "Те, кто не курит, должны быть там, где чисто, а те, кто курит, – там, где Интернет". Впрочем, мы давно привыкли к тому, что продукты можно приобрести в супермаркете, в продуктовой палатке, на рынке и даже на помойке. Так что ничего нового – получилось, как всегда.
Учитывая все вышесказанное, можно представить вертикальную модель сети будущего как взаимосвязь трех ключевых составляющих: Cloud – Pipe – Device (облако – "труба"/транспорт – оконечное устройство приема-передачи информации), как показано на рис. 5, где "труба" содержит все составляющие, указанные на рис. 4. В формализованном виде эту модель можно представлять, как аналог "водопроводной" модели, в которую введена двухсторонняя направленность потока (интерактивность).
Все остальные аналогии сети будущего с "трубопроводом" из больших центральных труб и меньших по размеру труб доступа к потребителям при подобном моделировании сохраняются. При этом становятся неактуальными способы соединения "труб" и технологии разделения и объединения потоков, представляющие собой набор стандартных технологических решений, основная задача которых – стать незаметными при наличии определенного уровня качества (QoS). И неспроста отраслевой регулятор получает постоянные упреки в излишней технологичности действующей нормативно-правовой базы. По большому счету, пытаясь регулировать услуги телекоммуникационных операторов, регулятор лишь увеличивает проигрыш последних глобальным интернет-сервисам.
В свою очередь, более важными сегодня являются скорости и объемы информационных потоков, адреса и конечные устройства доставки.
Весьма скоро абоненты будут постоянно подсоединены к мобильному Интернету, где бы они ни находились, каким бы устройством ни пользовались, а вся сложная обработка информации будет осуществляться в облаках. Для операторов это означает необходимость предоставления абоненту доступа к его облаку, в котором хранятся его данные, контакты, фильмы, причем с любого устройства – мобильного телефона, компьютера, телевизора. Эти услуги не будут разрабатываться под конкретную модель телефона или ОС, их предполагается доставлять по сети и оплачивать в нужный момент. Так "встанет на крыло" новая модель взаимоотношений мобильной индустрии с абонентами, базирующаяся на поставке сервиса, а не битов или байтов. И конкурировать между собой здесь будут не только сегодняшние операторы. Впрочем, эта конкуренция уже давно имеет место. К примеру, у Skype уже почти 700 млн пользователей.
Следует заметить, что подобные сети будущего формируются уже сегодня, а решения по их созданию уже профессионально продвигаются ведущими поставщиками оборудования. При этом одна из основных задач ИКТ-отрасли – способствовать обеспечению того, что выделено на рис. 5 красным цветом. А на вопрос, кто победит – NGN+ШПД или ШПД+Интернет – ответ весьма простой: они могут победить только вместе. Ведь профессионал – это тот же дилетант, но уже знающий, где он ошибется.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2011
Посещений: 8639
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций