Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Особенности реализации проектов IMS

Построение сетей IMS в настоящее время является предметом живого обсуждения в сфере телекоммуникаций. Такое обсуждение не может не возникнуть вокруг новой технологии построения сетей, в особенности настолько масштабной. Как установлено стандартами 3GPP, 3GPP2 и TISPAN, технология IMS позволяет реализовать ядро сети, охватывающей большинство типов абонентского доступа и большинство стыков с транзитными сетями оборудованием уровня предоставления услуг. При этом для всех указанных стыков, а также межмодульных соединений элементов IMS используются стандартизованные протоколы и интерфейсы. Фактически технология IMS впервые в отрасли телекоммуникаций со времен внедрения сигнализации ОКС-7 претендует на реализацию глобального стандарта по техническим правилам построения сетей любого уровня. Разумеется, такую технологию и реализацию сетей на ее основе специалисты не оставляют без внимания.
Павел Крылов
Заместитель директора отдела продаж
решений ядра сети, региональное отделение
Huawei по России, Украине и Белоруссии

Рис. 1 дает наглядное представление о масштабности стандарта IMS и его открытости с точки зрения интерфейсов оборудования – все они стандартны.

Внедрение технологии IMS в мире только начинается, запущено несколько первых коммерческих сетей. Приятно отметить, что с реализацией IMS операторы России не отстают от мировых и построение сетей IMS отечественными компаниями началось без отставания от операторов за рубежом. Анализ реализованных проектов показывает, что единого стиля построения сети IMS пока нет (невозможно утверждать, что он вообще появится), стиль зависит от позиционирования оператора связи в отрасли и на рынке, от структуры абонентской базы. Такой подход операторов вызывает еще большую оживленность дискуссий вокруг IMS.


Мнения специалистов в области связи сходны только в одном: индустрия проходит новый виток развития, более значимый, чем многие предыдущие.

Конвергенция

Как уже было сказано, в настоящее время отрасль телекоммуникаций претерпевает крупные изменения. Кратко описать их можно термином "конвергенция". Следует отметить следующие типы конвергенции:

  1. Конвергенция операторского бизнеса, ранее связанного с предоставлением услуг одного сегмента рынка с использованием различных типов абонентского доступа. Частным случаем является предоставление одним оператором набора услуг с типом доступа, отличным от типа доступа, предоставляемого ранее. По данном типу конвергенции на рынке России есть общеизвестные примеры: все операторы "большой тройки" в настоящее время имеют сети фиксированной связи различной степени развитости.
  2. Конвергенция операторского бизнеса, ранее связанного с предоставлением услуг в различных сегментах рынка телекоммуникаций. Частный случай – разворачивание услуг определенным оператором в соседнем сегменте. В России можно привести пример выхода операторов кабельных сетей на рынок предоставления услуг голосовой и видеосвязи.
  3. Конвергенция на уровне терминального оборудования – производители терминальных устройств выходят на рынок предоставления услуг. Обратное также верно. Этот тип конвергенции наиболее любопытен с точки зрения воздействия на потребителя услуги. Новые терминалы некоторых производителей оснащаются встроенными программными клиентами, позволяющими использовать услуги того же сегмента рынка (через другого оператора, которым, как правило, является производитель терминала) или даже другого сегмента рынка. Терминальное устройство для этого должно быть подключено к несущей сети. Ранее такие устройства было трудно встретить, но в настоящее время телевизионные приемники с возможностью выхода в сеть передачи данных и встроенным программным терминалом, позволяющим в том числе осуществлять и голосовые вызовы, редкостью уже не являются. При выведении подобных терминалов на рынок возможен очень быстрый охват абонентской базы на основе базы потребителей услуг другого сегмента рынка.

С чем связано появление конвергентных решений, очевидно. Операторы повышают прибыльность своих сетей; на рынок выходят новые игроки. Уровень конкуренции нарастает, что связано также с насыщением рынка услуг при стабильном количестве абонентов. В связи с этим при росте уровня конкуренции неизбежно падение тарифов. Соответственно острее встает вопрос об улучшении эксплуатационных характеристик сети, скорости вывода услуг на рынок.

Приятно отметить, что с реализацией IMS операторы России не отстают от мировых и построение сетей IMS отечественными компаниями началось без отставания от операторов за рубежом. Анализ реализованных проектов показывает, что единого стиля построения сети IMS пока нет (невозможно утверждать, что он вообще появится), стиль зависит от позиционирования оператора связи в отрасли и на рынке, от структуры абонентской базы. Такой подход операторов вызывает еще большую оживленность дискуссий вокруг IMS.

Операторы связи России как минимум ведут изыскания на предмет внедрения описанных решений. Некоторые из них уже предоставляют конвергентные услуги. Такой подход нельзя оценить как преждевременный – оператор, первым внедривший конвергентную сеть, получает выход на новые рынки и к новым источникам дохода. Освоение новых абонентских баз позволит в будущем контролировать их и предоставлять доступ к ним другим операторам, организовывая коммерчески эффективные модели межоператорского взаимодействия. Игрокам, выходящим на рынок позже, нужно будет конкурировать с операторами, получившими наиболее "прибыльных" абонентов-новаторов.

Российский рынок: отличительные свойства

Рынок России, как любой другой крупной страны со своим уровнем доходов населения, географическими особенностями, исторически сложившейся конъюнктурой услуг связи, специфичен. Что в настоящее время является его отличительными свойствами с точки зрения перспектив построения конвергентных сетей?

  1. Высокое проникновение услуг передачи голоса как в сетях подвижной, так и фиксированной связи. При этом налицо перетекание трафика в сегмент подвижной связи.
  2. Относительно низкое проникновение услуг передачи данных. Это связано с недостаточно развитыми сетями передачи данных на всех уровнях и недостаточным проникновением услуг рынка передачи данных. Также можно отметить тенденцию к более динамичному росту абонентской базы услуг передачи данных по сети подвижной связи, особенно в течение последних 3 лет. Однако этот рынок далек от насыщения.
  3. Рост абонентской базы голосовых услуг глобальных операторов по сетям передачи данных.
  4. Отсутствие новой на рынке услуги массового потребления. Подобная услуга получила устоявшееся название Killer Application.

Опыт реализации проектов IMS

В настоящий момент проекты создания сетей по принципу единого ядра можно классифицировать следующим образом:

  1. Предоставление услуг голосовой связи и передачи данных по сети подвижной связи.
  2. Предоставление услуг голосовой связи, ДВО (в некоторых случаях – передачи данных по сетям фиксированной связи) по сетям доступа разных типов с интеграцией имеющегося оборудования.

Проекты первого типа характерны для операторов "большой тройки", которые имеют большие абонентские базы и соответственно заинтересованы в повышении доходов посредством предоставления услуг по принципу retail, из-за чего медленно развивают наборы кастомизированных услуг. Такая позиция характерна для компаний – лидеров рынка.

Проекты второго типа характерны для операторов уровня МРК и альтернативных операторов. Операторы уровня МРК заинтересованы в сохранении абонентской базы, убывающей в силу рыночных тенденций, и сокращении эксплуатационных расходов. Операторы альтернативного рынка готовы к работе с retail-рынком, предлагаемым "большой тройкой".

В доказательство этого заключения могут быть приведены факты подписания нескольких крупных контрактов на поставку оборудования сетей подвижной связи стандарта 3GPP R8, контрактов на поставку оборудования стандарта TISPAN R1/2 для традиционных операторов (названия операторов не разглашаются). Кроме того, на альтернативном рынке популярна идея создания операторов MVNO (Mobile Virtual network Operator), то есть операторов retail-схемы.

При работе над проектами обоих типов встают вопросы об интеграции с существующими сетями на нескольких уровнях OSI. Подобные вопросы можно решить с помощью адресации к международным стандартам. Достаточная проработанность их спецификаций позволяет организовать интеграцию с оборудованием операторов по стандартным протоколам и интерфейсам.  

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2010
Посещений: 7992

  Автор

Павел Крылов

Павел Крылов

Заместитель директора отдела продаж
решений ядра сети, региональное отделение
Huawei по России, Украине и Белоруссии

Всего статей:  1

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций