Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

От регулирования спектра к управлению радиосвязьюFrom the spectrum regulation to radio management

За последние несколько лет проведения работ по конверсии радиочастотного спектра была сформирована ее структурно-организационная основа и определены установленным порядком органы, обеспечивающие ее проведение. В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации организацию выполнения работ по конверсии радиочастотного спектра обеспечивает Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а решение о проведении этих работ принимает Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ), утверждающая состав рабочей группы из полномочных представителей министерств и ведомств.

Over the last few years radio frequency spectrum conversing helped to form its structural and organizational framework and by established procedures to identify bodies to ensure its implementation. In accordance with the regulations of the Russian Federation, the organization of the radio frequency spectrum conversing is provided by the Ministry of Telecom and Mass Communications of the Russian Federation, but decisions on these works are provided by the State Commission for Radio Frequencies (SCRF), which approves the composition of the working group of the authorized representatives of the ministries and departments.

Валерий Гусев
Эксперт
Valeriy Gusev
Expert
Ключевые слова:
радиочастотный спектр, конверсия радиочастотного спектра, электромагнитная совместимость
Keywords:
radio frequency spectrum, conversion of radio frequency spectrum, electromagnetic compatibility

Согласно Федеральному закону "О связи" целью конверсии радиочастотного спектра является расширение его использования радиоэлектронными средствами (РЭС) гражданского назначения, то есть увеличение количества полос радиочастот категории гражданского использования (категория ГР) в действующей "Таблице распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации" (таблица), утвержденной Правительством РФ, за счет категорий использования полос радиочастот совместного использования (категория СИ) или правительственного использования (категория ПР).

Конверсия радиочастотного спектра осуществляется в рамках научно-исследовательских работ, проводимых по ежегодным планам, утвержденным ГКРЧ. Результаты выполненных работ рассматриваются на заседаниях ГКРЧ и по ним принимаются соответствующие решения, выполнение которых обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами РФ. Однако пока не произошло увеличение полос радиочастот категории ГР в таблице, а некоторое расширение использования радиочастотного спектра РЭС гражданского назначения достигнуто за счет уточнения условий использования РЭС различного назначения.

По результатам конверсии за последние несколько лет появилась необходимость в совершенствовании системы управления радиочастотным спектром [1], которая основывается на том, что:

  • спектр используется крайне неэффективно;
  • эта система носит ведомственный характер;
  • осуществляется жесткое государственное регулирование всех процедур, связанных с выделением полос частот для развития новых радиотехнологий.

Формирование системы управления радиочастотным спектром

Причиной создания любой системы управления является потребность [2], которая трактуется как виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых нуждаются люди, стремящиеся их иметь, потреблять и использовать. Реализация этой потребности выражается целью этой системы [2]. Система управления радиочастотным спектром начала формироваться в то время, когда расширение области применения радиосвязи привело к возникновению проблемы электромагнитной совместимости (ЭМС) РЭС.

Решение этой проблемы осуществлялось в двух направлениях: установление требований ЭМС к радиооборудованию и делению всего спектра радиочастот на полосы, которые предназначались только для использования отдельными радиослужбами. Это и привело к созданию системы управления радиочастотным спектром, целью которой стало обеспечение потребностей радиослужб в необходимом объеме радиочастотного спектра при обязательном условии отсутствия радиопомех при эксплуатации РЭС различного назначения.

В общем виде система управления реализуется на основе следующих положений [2]:

  • структура системы в процессе своего функционирования разделяется на управляющую (регулятор системы) и управляемую (объект управления) подсистемы;
  • деятельность системы управления должна быть направлена для достижение некоторой выбранной цели;
  • связь между регулятором системы и объектом управления осуществляется с помощью прямой связи (от регулятора системы к объекту управления) и обратной связи (от объекта управления к регулятору системы);
  • достижение цели, для которой создается система управления, происходит по закону управления – правилу выработки управляющего воздействия с учетом особенностей регулятора системы и учета степени влияния внешней среды;
  • эффективность деятельности системы управления должна рассматриваться как мера степени достижения цели по выбранному критерию.

Структура

Из текста Федерального закона ясно, что структура системы управления радиочастотным спектром состоит из регулятора системы в лице ГКРЧ, решения которой являются обязательными для всех органов исполнительной власти, юридических и физических лиц, а в объект управления входят министерства и ведомства федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (ФОИВ), в ведении которых находятся организации, использующие радиочастотный спектр. Отметим особенности этой структуры:

  • ГКРЧ и некоторые ФОИВ находятся в ведении Правительства Российской Федерации, а другие – Президента Российской Федерации, представители которого в состав ГКРЧ не входят;
  • регулирование использования радиочастотного спектра осуществляется не только регулятором системы посредством процедуры выделения полос радиочастот, но и объектами управления – Роскомнадзором, Минобороны России и ФСО России – посредством процедуры присвоения радиочастот.

В [2] под целью системы понимается конкретное выражение потребности, сформулированное на основе имеющегося опыта и определяющее конкретное функционирование системы. В соответствии с ФЗ "О связи" система управления использованием радиочастотного спектра осуществляет регулирование использования радиочастотного спектра, "направленное на ускорение внедрения перспективных технологий и стандартов, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка". Очевидно, что выражение, указанное в кавычках, является целью этой системы, которая не требует достижения какого-либо конкретного состояния системы или некоторого процесса ее движения, а задает "требуемое направление движение системы без фиксации конкретной конечной точки". Но и при таком виде задания цели системы должно выполняться одно из свойств цели: она всегда конкретна и должна являться средством оценки будущего результата [2].

Оба направления поставленной цели коррелируются с задачами ФОИВ в части своевременной замены устаревшего радиооборудования, находящегося в эксплуатации, на современное и планирования к внедрению перспективных радиотехнологий. Ускорить процесс этого внедрения система управления радиочастотным спектром не может вследствие того, что этот процесс состоит не только из этапа получения права на использование радиочастотного спектра, но и других, которые относятся к компетенции ФОИВ. Хотя у системы имеется возможность сократить до допустимого минимума время рассмотрения заявок на это право и оформления соответствующих разрешительных документов.

В общем виде функционирование системы управления радиочастотным спектром происходит по сценарию: радиочастотная заявка – оценка электромагнитной совместимости (ЭМС) РЭС – определение объема радиочастотного ресурса и условий использования РЭС – нормативный документ, дающий право на использование радиочастот либо отказывающий в таком праве. Такой сценарий приемлем для случая частной заявки на использование радиочастот для РЭС при наличии свободного радиочастотного ресурса в конкретном месте размещения РЭС, в отличие от случая выделения радиочастотного спектра для неопределенного круга лиц. Новые внедряемые РЭС и радиосистемы становятся частью единой сети электросвязи Российской Федерации и увеличивают степень загрузки используемого радиочастотного спектра вследствие создания условий беспомеховой работы РЭС различного назначения. Если на территории Российской Федерации имеется свободный радиочастотный ресурс в требуемом объеме, то проблем с выделением для них полос радиочастот не возникает. Однако в большинстве случаев внедрение перспективных радиотехнологий происходит на уже занятых участках радиочастотного спектра, и свободный радиочастотный ресурс либо отсутствует, либо недостаточен для заявленных потребностей, то есть необходимо перераспределение используемого радиочастотного спектра.

Это перераспределение затрагивает интересы действующих пользователей радиочастотного спектра, требует изменения существующей радиоэлектронной обстановки и приводит к сокращению действующих потребностей различных отраслей в сфере радиосвязи. Решение вопроса перераспределения радиочастотного спектра переходит в плоскость пересмотра необходимости и достаточности потребностей в сфере использования радиосвязи, о которой в ФЗ "О связи" не упоминается, а термин "радиосвязь" не используется.

Складывается впечатление, что регулирование использования радиочастотного спектра решает также вопросы сферы радиосвязи. Вопрос потребностей в сфере радиосвязи скорее всего находится в ведении правительственной комиссии по связи, главной задачей которой является обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти в разработке и реализации основных направлений государственной политики по вопросам, касающимся развития связи. Поэтому поставленные цели системы управления радиочастотным спектром должны решаться в единстве с вопросами развития и использования радиосвязи РФ.

Прямая связь между регулятором системы и объектом управления осуществляется в виде решений ГКРЧ. Обратная связь используется для контроля за выходом системы управления с целью определения изменений идущего в ней процесса [2], то есть при рассмотрении и подготовке проекта решения ГКРЧ должны использоваться параметры состояния используемого радиочастотного спектра и результаты управления радиочастотным спектром и его регулирования, которые формируются в процессе деятельности объектов управления. Однако в руководящих документах ГКРЧ не предусмотрена отчетность Роскомнадзора, Минобороны России и ФСО России, а Роскомнадзор, в ведении которого находится радиочастотная служба, представляет отчет о своей деятельности Минкомсвязи РФ.

Под законом управления понимается правило выработки управляющего воздействия регулятора системы с учетом ее особенностей и степени влияния внешней среды [2]. Процедура деятельности системы управления радиочастотным спектром содержится в нормативных документах ГКРЧ, поэтому в них и сформировано указанное правило. Формой управляющего воздействия является решение ГКРЧ, содержание которого представляет собой выводы по результатам заключений о возможности выделения полосы радиочастот, а также работ, указанных в приведенном выше сценарии. Алгоритмы проведения этих работ с технической точки зрения в общем виде подобны содержанию работ по присвоению радиочастот, проводимых объектами управления. Отличие между ними заключается в требованиях к предоставленному объему заявочной информации: в заявке на полосу радиочастот достаточно указать планируемый район (районы) размещения РЭС, а на их присвоение необходимо представить значения географических координат мест размещения или указать точную привязку к местности.

Таким образом, правило выработки управляющего воздействия регулятором фактически не отличается от аналогичного правила выдачи разрешения на использование радиочастот, что говорит о том, что решение ГКРЧ устанавливает границы использования участка радиочастотного спектра, а фактическое право на его использование дается разрешением на использование радиочастот, оформляемым Роскомнадзором, Минобороны России или ФСО России.

Работа системы

На функционирование системы влияют планы развития и совершенствования радиосвязи в Российской Федерации, а также новые радиотехнологии, созданные в процессе научно-технического прогресса и предлагаемые для внедрения. Особенностью их воздействия на систему является временной фактор: непрерывное обновление радиотехнологий и конвергенция различных сетей связи гражданского назначения, требующих скорейшего возврата финансовых средств, затраченных на их разработку и/или приобретение прав на их использование, не согласуются с длительными сроками внедрения и использования федеральных программ и государственных оборонных заказов для систем обороны и безопасности [3]. При этом следует отметить один важный аспект: перспективные радиотехнологии для гражданского назначения, как правило, импортируются в Российскую Федерацию уже готовыми к внедрению, в то время как для обороны и безопасности внедрение перспективных радиосистем осуществляется отечественными производителями после длительного времени их разработки и внедрения.

Идентичность процедур рассмотрения заявок, которые к тому же проводят эксперты одних и тех же организаций, ставит под сомнение необходимость выполнения работ по получению права на использование радиочастотного спектра в два этапа. В дополнение к этому решение ГКРЧ не дает будущему пользователю радиочастотного спектра уверенности, что тех радиочастот, которые будут указаны в разрешении на их использование, хватит для достижения целей планируемой к внедрению радиосистемы.

Под эффективностью системы управления понимается степень соответствия (фактического или ожидаемого) результата требуемому (желаемому), или, иными словами, степень достижения цели [2]. Учитывая, что цель системы управления радиочастотным спектром не направлена на конечный результат, а определяет некоторое "направление движения системы", то результатом достижения цели, по-видимому, является основная задача, возложенная согласно постановлению Правительства Российской Федерации на регулятора системы, ГКРЧ, – обеспечение эффективного и надлежащего использования радиочастотного ресурса в интересах всех пользователей. В этом случае эффективность системы управления должна определяться показателями или коэффициентами эффективного и надлежащего использования радиочастотного спектра.

Относительно эффективности использования радиочастотного спектра Международный союз электросвязи (МСЭ) считает [4], что:

  • сравнение эффективности использования спектра можно проводить только между системами одного и того же типа и в пределах конкретного диапазона частот или канала;
  • хотя эффективность использования спектра является важным фактором, это далеко не единственное, что необходимо учитывать. К другим факторам относятся выбор технологии или системы, включая экономическую составляющую, наличие аппаратуры, совместимость с имеющимся оборудованием и применяемыми методами, надежность системы и вопросы эксплуатации.

Из этого следует, что в настоящее время использование существующих методов оценки этой эффективности для РЭС ограничено в полосе радиочастот, используемой однотипными РЭС. Надлежащее использование радиочастотного спектра является, в соответствии с ФЗ "О связи", обязанностью радиочастотной службы, которая осуществляет соответствующие мероприятия при использовании РЭС гражданского назначения. Эта обязанность предполагает надзор и контроль за исполнением пользователями радиочастотного спектра требований, установленных нормативно-правовыми документами Российской Федерации. В руководящих документах Минобороны России и ФСО России функция о надлежащем использовании радиочастотного спектра прямо не указана, однако дисциплинарная ответственность силовых структур, очевидно, подразумевает исполнение указанной обязанности для пользователей, эксплуатирующих РЭС государственного управления. Поэтому результатами деятельности по надлежащему использованию радиочастотного спектра является статистика выявленных нарушений, которая говорит лишь об исполнительности пользователей радиочастотного спектра и не может служить оценкой эффективности системы.

Вышеприведенное рассмотрение системы управления радиочастотным спектром показывает, что:

  • в условиях ограниченности радиочастотного спектра и при разных потребностях в радиосвязи ФОИВ принятие решений ГКРЧ зависит от вопросов развития связи, которые находятся в ведении Правительственной комиссии по связи и ФОИВ;
  • механизм управления в системе осуществляется не только регулятором в лице ГКРЧ, но и организациями объекта управления в лице Роскомнадзора, Минобороны России и ФСО России;
  • обратная связь в системе между регулятором и объектами управления практически отсутствует;
  • оценить эффективность системы при выбранной для нее цели не представляется возможным из-за отсутствия показателей, характеризующих результаты деятельности объектов управления, и общепринятых методов оценки эффективности использования радиочастотного спектра.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что система управления радиочастотным спектром не может классифицироваться как система управления и регулятору системы в лице ГКРЧ фактически отведена роль "некоторой рабочей площадки" для согласования ведомственных потребностей ФОИВ в использовании радиочастотного спектра РЭС различного назначения. Основными недостатками этой системы являются отсутствие единства целей и задач регулятора и объектов регулирования, а также организационное разделение сфер использования радиочастотного спектра и радиосвязи. Такое построение системы управления радиочастотным спектром не позволяет ей решать возложенные на нее задачи в настоящее время, характеризуемое созданием глобального информационного пространства с использованием новых радиотехнологий и большого количества технических средств радиосвязи, резким возрастанием информатизации общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, электронных средств массовой информации

Итог

Таким образом, приведенные выше факторы и общие принципы построения систем управления позволяют говорить о том, что изменилась сущность потребностей, которая явились причиной создания системы управления радиочастотным спектром. В настоящее время требуется удовлетворять потребности в технических средствах радиосвязи при ограниченных объемах радиочастотного спектра. В связи с этим главным направлением совершенствования системы управления радиочастотным спектром является преобразование этой системы в систему управления радиосвязью на основе сформировавшихся взаимосвязей существующей системы и при этом целесообразно обратить внимание на следующие факторы.

1. Федеральный закон установил, что распределение радиочастотного спектра осуществляется в соответствии с таблицей и планом перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами. В соответствии с установленным ГКРЧ порядком выделение полосы радиочастот осуществляется также в соответствии с указанной таблицей, которая содержит большое количество примечаний, уточняющих применение распределенных полос радиочастот. Кроме того, ст. 1 Регламента радиосвязи МСЭ трактует понятия "распределение полос радиочастот" и "выделение радиочастоты" как записи в соответствующих документах, а понятие "присвоение радиочастоты" – как разрешение, выдаваемое администрацией на использование радиочастоты при определенных условиях.

Поэтому необходимость в установленной ГКРЧ процедуре выделения полос радиочастот отсутствует как в отношении определенного лица, так и для неопределенного круга лиц, а право на использование радиочастотного спектра целесообразно предоставлять только разрешением на присвоение радиочастот. Решение ГКРЧ на выделение полосы радиочастот для неопределенного круга лиц оформляется по результатам научно-исследовательской работы и уточняет применение полосы радиочастот, то есть решение приобретает статус примечания к таблице и должно быть включено в ее текст. Однако в соответствии с Федеральным законом пересмотр таблицы осуществляется не реже чем один раз в четыре года, а содержание требований, которые записаны в решениях ГКРЧ, бывают достаточно объемными и содержательными. Возникает вопрос: может быть, необходимо преобразовать таблицу в Регламент радиосвязи Российской Федерации, попытка создания которого была предпринята в недалеком прошлом?

2. Потребности в радиосвязи, а также необходимый объем радиочастотного спектра для их удовлетворения каждый будущий пользователь радиочастотного спектра планирует самостоятельно. Проведение экспертизы ЭМС, рассмотрение ее результатов и принятие решений о присвоении радиочастот для РЭС гражданского назначения в пределах выделенных полос радиочастот осуществляют органы, находящиеся в ведении Роскомнадзора, а для РЭС государственного назначения – в ведении Минобороны России и ФСО России. Следовательно, если исключить этап выделения полос радиочастот из процесса получения права на использование радиочастотного спектра, то деятельность ФОИВ, Роскомнадзора, Минобороны России и ФСО России будет охватывать полностью круг вопросов как использования радиочастотного спектра, так и развития радиосвязи различного назначения. Тогда у регулятора в системе управления радиосвязью остаются две основные задачи:

  1. постоянное сопровождение таблицы по реагированию на воздействие внешней среды в виде научно-технического прогресса в области радиосвязи;
  2. координация потребностей в радиосвязи в случае отсутствия возможностей предоставления необходимого объема радиочастотного спектра.

3. С учетом принятого определения термина "электросвязь" радиосвязь – это любая передача, излучение или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода, осуществляемая посредством радиоволн. Следовательно, область радиосвязи включает в себя две основные составляющие: технические средства радиосвязи и пространство распространения радиоволн. Распределение радиочастотного спектра в таблице на полосы радиочастот осуществляется по радиослужбам, классифицированным по признакам: назначение радиосвязи, трасса распространения радиоволн, подвижность технических средств. Сегодня главными в развитии радиосвязи стали радиотехнологии и конвергенция, поэтому использование в таблице принципа распределения спектра на полосы по радиослужбам не является определяющим и не отвечает достигнутому уровню развития радиосвязи. Поэтому, видимо, необходимо ставить вопрос об изменении принципов построения таблицы.

4. Тенденции развития радиосвязи привели к тому, что существенно возросло использование в научно-технической литературе и нормативно-правовых документах терминов, которые не имеют общепризнанных определений (радиотехнология, радиочастотный ресурс, перераспределение радиочастотного спектра). К примеру, в терминологии МСЭ определение термина "радиочастотный спектр" отсутствует, а в ФЗ "О связи" он трактуется как совокупность радиочастот в установленных МСЭ пределах, которые могут быть использованы для функционирования РЭС. Установленное Федеральным законом определение этого термина не тождественно близкому понятию "спектр", под которым понимается частотное распределение мощности, амплитуды тока или напряжения сигнала и представляется в координатах "уровень электромагнитного поля – радиочастота". Сегодня надо признать, что понятийное поле науки "радиосвязь" изменилось и на совершенствование терминологии, которая является языком этой науки, необходимо обратить должное внимание.

Литература

  1. Модернизация информационно-коммутационных технологий и недискриминационный доступ гражданского общества к РЧС: сб. материалов Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям. – М., 2011.
  2. Мухин В.И. Исследование систем управления: учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2003.
  3. Цветков С.А. Конверсия радиочастотного спектра в России: мифы и реалии // С.А. Цветков, Д.В. Черток, В.С. Якименко, С.Н. Яньшин // Электросвязь. – 2012. – № 9.
  4. Справочник по управлению использованием спектра на национальном уровне. – М.: Бюро радиосвязи МСЭ, 2005.
  5. Кузнецов В. Частотные параллели России и США // Технологии и средства связи. – 2013. – № 5. – С. 52–55.
  6. Гусев В.Н. Что регулируем: радиочастотный спектр или радиосвязь? // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. – 2011. – № 5. – С. 46–49.
  7. Гусев В.Н. Терминология радиосвязи – тормоз ее развития? // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. – 2012. – № 8. – С. 47–49.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2014
Посещений: 5650

Статьи по теме

  Автор

Валерий Гусев

Валерий Гусев

Эксперт

Всего статей:  1

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций