В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В настоящее время электронное обучение в России все больше воспринимается как равноценное с очным. По данным одного из опросов, 74% респондентов на вопрос: "Можно ли получить реальные знания в процессе дистанционного обучения?" ответили утвердительно.
В системе образования уже длительное время практикуется система заочного обучения, или корреспондентских школ, где взаимодействие между преподавателем и студентом опосредованно – через учебники и пособия, а обучающий процесс управляется путем переписки. С появлением компьютеров заочным образованием на вооружение была взята так называемая кейс-технология: четко структурированные учебно-методические материалы комплектовались в специальный набор ("кейс"), который отправлялся студенту для самостоятельного изучения. Со временем печатные проспекты и учебники были дополнены записями на магнитных носителях и CD-ROM, а для проведения занятий и чтения лекций стали применять телевизионные технологии. При этом студент все же должен был периодически посещать очные консультации преподавателей в специально созданных для этих целей региональных (местных) учебных центрах.
Возникновение Интернета и развитие таких коммуникационных услуг, как, например, электронная почта, привело к появлению качественно нового типа образования – собственно дистанционного. Теперь так называют учебный процесс, который преодолевает расстояние между учителем и учеником с помощью новых информационных технологий на основе средств Интернета. И если проблема доставки знаний на расстояние когда-то действительно существовала, то с появлением Интернета (особенно технологий мобильного Интернета) она исчезла.
Удачно реализованные проекты виртуальных учебных заведений сейчас можно встретить во многих городах РФ: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Омск, Таганрог, Красноярск, Томск, Хабаровск, Краснодар и пр.
Однако при всей красочности картины планирование, реализация и поддержка дистанционного обучения могут быть сопряжены с определенными трудностями. Они могут различаться в зависимости от таких факторов, как тип программы, потребности организации, назначение и скорость усвоения учебной программы.
Дистанционное обучение может создавать значительную нагрузку на сеть, занимая зачастую и без того скудную пропускную способность. Кроме того, оно может потребовать инвестиций в аппаратное обеспечение, такое как звуковые платы, динамики и видеокамеры. Видео- и телеконференции также зачастую требуют затрат.
Кроме того, некоторые программы требуют громоздких подключаемых модулей для реализации аудио- и видеовозможностей. В зависимости от комбинации используемых средств представления информации, а также числа студентов в аудитории и объема учебного материала программы дистанционного обучения часто требуют более сложного планирования, чем традиционные аудиторные занятия. В частности, в случае синхронного режима недостаточно тщательное проектирование и планирование могут вызвать различного рода сложности как у студентов, так и у преподавателей.
Вопрос внедрения систем дистанционного образования (СДО) в районах Крайнего Севера, например в Норильском промышленном районе и в Норильске в частности, особенно актуален, так как очень часто из-за неблагоприятных метеоусловий учащиеся не посещают учебные заведения в целях обеспечения их безопасности.
Статистические данные учета так называемых актированных (неблагоприятных по метеоусловиям) дней за последние три года свидетельствуют о том, что ученики 1–4-х классов более 30% учебного времени не посещают школу, что препятствует качественному освоению образовательных программ и выполнению государственных стандартов.
Начинать индивидуальную работу с детьми в такие дни можно средствами ИКТ и дистанционного обучения. Для полного охвата учащихся требуется создание единого ресурса для организации дистанционного обучения школьников младших классов Норильска.
Аналитические данные по городу показывают, что более 50% учащихся имеют дома персональный компьютер, из них около 30% – выход в Интернет, что обеспечивает возможность внедрения дистанционных форм обучения.
Реализация проекта СДО разбита на этапы длительностью 5 лет: от подготовительно-организационного этапа до подготовки результатов проекта к тиражированию.
Фактическая реализация на данный момент предполагает выделение трех тестовых школ, на базе которых и будет развиваться весь проект дистанционного образования в Норильске до этапа тиражирования.
Осуществление самого проекта предполагает реализацию "виртуального класса" (для учителя) и "виртуальной парты" (для ученика).
Обязательным условием реализации является контроль присутствия учеников. Данное условие будет выполняться за счет использования Web-камер.
Обучение предполагается проводить в двух режимах: on-line и off-line.
On-line-обучение предполагает использование:
Инструменты оff-line-обучения представляют собой теоретические материалы с мультимедийными объектами (аудио- и видеофрагментами, интерактивными картами и таблицами, 3D-моделями, словарями и справочниками).
Дальнейшая реализация проекта предполагает появление на базе единого ресурса ДО электронных журналов или специальных рабочих страниц для всех типов пользователей. Если пользователь – ученик (или родитель ученика), в его журнале содержится информация о результатах учебной деятельности по каждому курсу и каждому уроку (процент пройденного материала, оценки за тесты, домашние задания, итоговая оценка за урок). Если пользователь – учитель, в журнале он видит результаты учебной деятельности всех учеников своего класса (количество пройденных уроков и выполненных заданий, средняя отметка по курсу). Учитель получает уведомление об отправленных ему на проверку домашних заданиях. Он может зайти на страницу каждого ученика и видеть результаты его учебной деятельности по каждому уроку (процент пройденного материала, отметки за тесты и домашние задания, итоговые отметки). Учитель может назначить ученику урок для повторного прохождения – в этом случае тестовые и домашние задания будут другими. Активизируя значок онлайн-консультации, учитель информирует учеников о том, что в данный момент он находится в сети и может ответить на вопросы в оперативном режиме.
Немаловажным фактором является участие родителей в реализации индивидуального обучения детей. Родители должны обеспечивать детям доступ к средствам информационно-коммуникативных технологий и помогать им в отправке учебных материалов.
Растущая популярность дистанционного образования с применением интернет-технологий обуславливается следующими причинами:
Объективные суровые природно-климатические условия Крайнего Севера, отрицательно влияющие на успешное прохождение учебной программы в школе, приводят к изменению образовательного процесса, разработке новых подходов к реализации различных форм обучения. Применение дистанционных форм обучения позволит учащимся оставаться в домашней обстановке и изучать школьную программу в любое время и при любых погодных условиях, что должно обеспечить высокое качество образования.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2010
Посещений: 8802
Автор
| |||
В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций