В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Дмитрий Кутявин
Эксперт
В 2008 г. операторы "Большой тройки" в нескольких регионах запустили сети 3G, причем с поддержкой HSDPA (высокоскоростная пакетная передача данных от базовой станции к мобильному телефону), предоставив абонентам возможность воспользоваться услугами мобильной передачи данных в полном объеме. Интерес к данным услугам увеличился - мобильный Интернет, скачивание музыки, онлайн-игры стали популярны среди абонентов, в результате чего объем трафика вырос.
Нагрузка на транспортную сеть увеличивается, вместе с тем, возможно, возникают и определенные ограничения в полосе пропускания. И операторам необходимо найти новое решение для транспортной сети.
All-over- IP-концепция настолько популярна в телекоминдустрии, что все, что не является All-over-IP, считается устаревшим. Большие надежды возлагаются на сети, которые будут предоставлять услуги по технологии IP, благодаря такой архитектуре сети обеспечивается гибкое и эффективное управление услугами, а также их контроль.
В настоящее время все ожидания перехода транспортной сети к архитектуре All-over-IP основаны на предположении, что переход к All-over-IP произойдет достаточно быстро. Кроме того, нужно отметить, что переход к IP фактически произошел на всех уровнях сети в связи с быстрым развитием услуг передачи данных и услуг потокового видео.
Развитие услуг передачи данных происходит достаточно быстро, в некоторых областях темп роста составляет более 300%. Но, несмотря на это, доходы от услуг передачи данных составляют лишь малую часть в общем объеме доходов операторов. По оптимистическим прогнозам, к 2010 г. услуги передачи данных будут приносить около 30% прибыли. В настоящий момент предоставление услуг передачи данных является единственным способом сохранить ARPU на прежнем уровне. Тем не менее сложно предположить, что в ближайшее время эти услуги станут основным источником доходов операторов. К тому же голосовые услуги будут всегда востребованы, и этот факт необходимо учитывать при реструктуризации и оптимизации сети.
Тенденция к изменениям в распределении доходов от услуг указывает на то, что процесс перехода к All-over-IP-сетям затянется. С учетом того что развитие мобильных услуг и рост абонентов во всем мире продолжатся, различные технологии транспорта в мобильных сетях доступа будут сосуществовать еще в течение долгого времени (см. рис. 1).
Асинхронный режим передачи данных (ATM) будет существовать в течение длительного времени с внедрением 3G. В 2008 г. были запущены IP RAN-сети, в будущем также ожидаются крупномасштабные проекты. Объемы трафика GSM-сетей сократятся по причине миграции абонентов в сети 3G. Тем не менее многие абоненты продолжат использовать GSM-сети из-за старых телефонных аппаратов, которые удовлетворяют их потребности в базовых телекоммуникационных услугах, таких как услуги голосовой связи и коротких сообщений (SMS). И поэтому технология GSM TDM еще долго будет оставаться на плаву.
В дополнение к перспективам развития транспортных сетей необходимо добавить, что структура доходов и используемое оборудование BSS (подсистемы базовых станций) будет эволюционировать в течение длительного времени.
Несмотря на успешный старт, базовые станции с поддержкой HSDPA на данное время в основном сосредоточены в деловых центрах и городских районах. Здесь IP RAN будет сосуществовать с GSM/R99-базовыми станциями, по крайней мере, в течение ближайших 3-5 лет, постепенно замещая предыдущее поколение. Таким образом, базовые станции различных поколений, как и разные транспортные сети, будут сосуществовать в сетях мобильной связи на протяжении долгого времени.
Если учесть, что развитие All-over-IP - это длительный и сложный процесс, то становится понятным, что совместимость является главным аспектом, который нужно учитывать при оптимизации и реконструкции транспортной платформы. При этом важна не только совместимость PTN- с TDM-, ATM- и IP-услугами, но и совместимость с NG SDH. Совместимость действительно наиболее важная характеристика PTN-платформы.
PTN - это транспортная платформа следующего поколения, получившая признание после нескольких лет обсуждений. Само название указывает на две важнейшие характеристики - пакет и транспорт. PTN - пакетноориентированное сетевое решение, поддерживающее базовые функции транспортной платформы. Оно может организовать не только коммутацию каналов, гибкую широковещательную и многоадресную передачу, гибкий контроль за QoS и интерфейсами GE/10GE, но и обеспечивает сквозное управление услугами, комплексную эксплуатацию, администрирование и техническое обслуживание, коммутацию с резервированием каналов, синхронизацию и локальную обработку услуг TDM.
Основные технологии, которые поддерживает PTN: TMPLS, PBT, PWE3 (позволяет обеспечить обратную совместимость с сетями 2G), IEEE1588 (необходима для тактовой синхронизации), GMPLS и другие. Во время формирования стандарта PTN необходимо было определиться с наиболее подходящими технологиями. Наибольшие разногласия представлял выбор технологии контроля туннелей -TMPLS, PBT или MPLS. В 2006-2007 гг. после глубоких обсуждений технической готовности, совместимости, преемственности и возможности модернизации эксперты телекоминдустрии пришли к общему мнению, что технологии, поддерживающие PTN, имеют больше сходств, чем отличий. Технологии могут применять различные механизмы обработки в форматах инкапсуляции и метках протоколов, но они реализуют и поддерживают одни и те же сетевые функции. В качестве примеров можно привести мультисервисную доставку, комплексную защиту (резервирование) виртуальных каналов, процессы управления и обслуживания, подобно SDH. Подобными характеристиками являются требования к транспорту, описанные в PTN-платформе, а также основные характеристики, унаследованные от NG SDH-платформы.
Выбор технологии тесно связан со сценариями применения и стоимостью внедрения. Какая бы технология ни была выбрана, основным требованием является ее совместимость с сетью NG SDH для предоставления основных функций транспортной сети.
В процессе развития невозможно будет отказаться ни от услуг TDM, ни от дополняющих их существующих ресурсов TDM-сети.
В результате быстрого развития мобильных услуг за последние несколько лет и для того чтобы снизить затраты на аренду каналов, большинство мобильных операторов построили транспортные сети NG SDH. Операторы, предоставляющие каналы в аренду, также построили крупные сети NG SDH.
Другой, более важной ценностью оператора, кроме физических ресурсов (оборудования), являются сформировавшиеся в транспортных сетях режимы комплексного управления и обслуживания, наличие богатого опыта и обученного персонала. Как операторам максимально обеспечить преемственность существующих ресурсов в процессе оптимизации и развития сети?
В процессе развития SDH подобное управление и обслуживание помогут свести к минимуму мешающее влияние оборудования PTN на существующую сеть.
Развитие сети - долгий процесс, в ходе которого доступно множество эволюционных схем. Одним из направлений для размышлений о целесообразности того или иного подхода являются расходы на развитие. Необходимо учесть два фактора - это время и стоимость. Когда оператору начинать использовать оборудование PTN? Какова реальная стоимость перехода от NG SDH к PTN?
Многие операторы в течение нескольких последних лет реализовали широкий спектр коммерческих проектов с использованием оборудования NG SDH, цена на устройства и затраты на обслуживание снизились. Совершенно иная ситуация складывается с PTN-оборудованием: использование новых технологий, расходы поставщиков на научно-исследовательскую работу и опытную эксплуатацию - все это в конечном счете увеличивает стоимость PTN-оборудования.
Стоимость развития сети должна рассчитываться в соответствии с тенденцией развития услуг. Технологии NG SDH и PTN обеспечивают мультисервисную передачу TDM/ATM/IP-трафика через различные технические системы. Разница в базовых технических системах и разные условия обслуживания приводят к разнице в ценах. Рассчитав разные сценарии развития сети, мы получили следующие кривые стоимости для NG SDH и PTN (см. рис. 2).
При анализе различных сценариев с учетом таких факторов, как снижение стоимости и техническая готовность микропроцессора, был сделан следующий вывод: если пакетный трафик занимает более 70% полосы пропускания, то стоимость применения PTN будет ниже, чем NG SDH. Несмотря на то что эти процессы на всей сети вряд ли произойдут в 2009 г., однако на некоторых направлениях можно ожидать существенного увеличения объемов пакетного трафика, особенно у сотовых операторов после запуска 3G.
Решение NG SDH останется наиболее востребованным для большинства сетей в 2009 г. с точки зрения требований по сервисам и технических затрат. Но PTN будет постепенно разворачиваться на тех участках сетей, где на пакетные услуги приходится или, по прогнозам, будет приходиться существенная доля, поэтому очень важна совместимость SDH с PTN.
В будущем развертывание PTN приведет к существенной оптимизации и реконструкции существующих сетей NG SDH, или, возможно, PTN полностью заменит сеть NG SDH. Какая стратегия развития должна быть принята для максимального снижения стоимости этого процесса?
В долгосрочной перспективе развития сети IP-услуги постепенно выйдут на первое место. Элементы TDM и ATM будут существовать еще в течение некоторого времени, постепенно исчезая. В транспортной сети NG SDH на интерфейсные платы может приходиться до 60-70% всех инвестиций в оборудование. Сможет ли огромное количество интерфейсных карт TDM и ATM, сконфигурированных в существующих сетях NG SDH, быть использовано для PTN - это один из важных вопросов в отрасли связи на сегодня.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2009
Посещений: 12440
Автор
| |||
В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций