В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В своей прошлой статье [3] я очертил мрачную перспективу рынка биллинга в телекоме в силу того, что сам телеком переживает не лучшие времена – он уже не генерирует такую большую маржу, чтобы обеспечить аппетиты крупнейших вендоров. А вендорам, в свою очередь, требуются серьезные инвестиции для доведения их решений до технологического уровня современных IТ-систем. Таким образом, современные биллинговые системы от крупных вендоров представляют собой эволюционное развитие тех идей и технологий, которые легли в их основу в конце 90-х–начале 2000-х гг. По меркам IТ-индустрии – настоящие динозавры. К тому же еще и слепленные из десятков решений, купленных в эпоху эпидемии M&A начала 2000-х гг.
In my previous article [3] I have outlined the grim prospect of billing market in telecom due to the fact that telecom itself experiences hard times – it did not generate such a large margin to ensure appetites of largest vendors. Vendors, in turn, require significant investments to bring their solutions to the technological level of modern IT systems. Thus, modern billing systems from major vendors represent an evolutionary development of the ideas and technologies that formed the basis of their late 90's-early 2000s. By the standards of IT industry – real dinosaurs. Besides stuck together from dozens of decisions in the era of M&A epidemic from the beginning of the 2000s.
Летом этого года мне довелось поучаствовать в традиционном круглом столе, посвященном перспективам развития рынка биллинга. Самое забавное, что все общение в рамках этого круглого стола фактически велось на любую тему, но не на тему биллинга. Мы обсуждали customer care, Big Data, рекламные модели в телекоме, порталы самообслуживания, разрывы между декларируемыми ценностями операторов и реальным уровнем обслуживания. И как только модератор пытался вывести нас к обсуждению биллинга – обменивались парой дежурных реплик про то, что он должен быть конвергентным, что в таких-то случаях нужны realtime-системы, а в таких-то они излишни. Традиционно на подобных круглых столах уже лет 8–10 обсуждаются одинаковые темы, после чего опять поток сознания уходил в сторону от темы биллинга.
Получается интересная ситуация – собрание экспертов по биллингу, включающее в себя представителей операторов, вендоров и системных интеграторов, уже не знает, что обсуждать по теме их экспертизы? Значит ли это, что рынок биллинга фактически умирает и не имеет никаких перспектив?
И да, и нет. Как я уже упоминал в прошлой статье – для крупных вендоров рынок биллинга в телекоме закончился, но появились новые рынки и возможности, и они предъявляют иные требования к решениям.
Прежде всего это рынок виртуальных АТС. Несмотря на стагнацию телекома и вымывание маржи, на рынке виртуальных АТС наблюдается настоящий бум. По данным J’son & Partners, число абонентов IP-телефонии в России к 2015 г. вырастет до 37 млн человек с уровнем проникновения 23,5%. В отличие от традиционной телефонии ARPU на рынке виртуальных АТС уверенно растет и уже в этом году согласно прогнозу 2012 г. должна сравняться с показателями фиксированной телефонии [1]. Причем вплоть до 2016 г. аналитики прогнозируют среднегодовой рост рынка на уровне 30% до уровня 3,8 млрд рублей. И это на фоне замедления темпов роста рынка телекоммуникаций вообще (6% – до 2014 г. и 3–4% в прогнозе до 2018 г. по данным iKS-Consulting [2]).
Особенностью данного рынка являются низкие барьеры входа, что породило настоящий бум стартапов, которые отбирают клиентов SMB-сегмента у крупных операторов фиксированной связи, предлагая им более удобный сервис и быстро реагируя на изменения требований рынка. Большое количество игроков и технологических платформ, быстрота реакции и анализ клиентского опыта и низкие барьеры перехода для клиентов создают благоприятную конкурентную среду, в которой создается действительно качественный продукт с отличными потребительскими свойствами, что порой не под силу сделать титанам отрасли.
Эти стартапы и являются сейчас главными законодателями на новом рынке биллинга – на рынке небольших компаний, которые предлагают не тяжелое "решение", на внедрение которого может уйти не меньше года, а бюджет внедрения в 5–7 раз перекрывает стоимость лицензий на ПО. Здесь нужен принципиально иной продукт – готовый к использованию из коробки, легко масштабируемый, конфигурируемый и оперативно развивающийся в соответствии с требованиями рынка.
Еще один немаловажный аспект развития биллинговых систем для виртуальных АТС – возможность быстрой интеграции с широким пулом сервисов для SMB за рамками телефонии. Прежде всего это CRM, автоматизированные системы обработки заказов (для интернет-магазинов), диспетчерские системы и многие другие. Важна интеграция не только с бизнес-системами, но и с многими современными технологиями, например с геолокацией или интеллектуальным видеонаблюдением.
Рынок SMB более консьюмерский, более близкий к клиенту, в нем большую роль играет эмоциональная составляющая. А на эмоциях гораздо лучше играют такие же небольшие операторы и вендоры – молодые и голодные до побед, – чем обрюзгшие ворчливые и неповоротливые старики.
Поэтому не все так плохо на рынке биллинга, просто делают данный рынок сейчас совсем другие игроки, а эксперты биллинга боятся обсуждать это на круглых столах.
Литература
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #5, 2014
Посещений: 4137
Автор
| |||
В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций