В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
На начальном этапе развития сетей LTE операторы имели возможность экспериментировать в области ценообразования, но в настоящее время выработана вполне определенная тарифная политика, направленная в основном на разумное ограничение потребления мобильного интернет-трафика. При сравнении тарифов в Европе, США, Азиатско-Тихоокеанском регионе было выявлено, что большинство моделей ценообразования LTE-тарифов похожи на уже существующие тарифные планы. Тем не менее есть и отличия. Например, Vodafone в Германии предлагает многоуровневые тарифы, которые зависят от скорости передачи данных, а российская Yota предпочитает полностью безлимитные тарифы.
Модель, обычно используемая европейскими операторами, подразумевает тарифные предложения, не зависящие от используемой технологии. Обычно при этом рекламируется только максимальная скорость - 7,2; 14,4 (HSPA); 42,2 (HSPA+) и 100 Мбит/с (LTE). Только несколько операторов называют в своих маркетинговых предложениях более реалистичные скорости, нежели теоретически достижимые пиковые.
Крупнейшим в мире оператором LTE является Verizon Wireless, который в январе 2013 г. покрыл сетями LTE более 470 городов США с суммарным числом жителей 273,5 млн, или около 89% населения страны (рис. 1). Количество зарегистрированных LTE-устройств в сети оператора в конце 2012 г. достигло 21,6 млн, или 23,3% контрактных абонентов.
Вторую строчку рейтинга занимает южнокорейский оператор SK Telecom с абонентской базой по итогам 2012 г. более 7 млн. LTE-сеть компании покрывает территорию, на которой проживает почти 99% населения страны. В августе 2012 г. оператор первым в мире запустил на сети LTE услугу HD Voice. Технология HD Voice существенно улучшает качество звука, практически ликвидирует задержки сигнала, а также снижает нагрузку на сеть, высвобождая ресурсы для других сервисов. Основным сдерживающим фактором роста популярности сервиса является ограниченный спектр доступных устройств, поддерживающих данную технологию.
С 2013 г. оператор планирует начать переход к стандарту LTE-Advanced. Рынок LTE в Южной Корее начал свое развитие с 1 июля 2011 г., когда два оператора - SK-Telecom и LG U Plus - запустили сети LTE в коммерческую эксплуатацию. За полгода (к концу 2011 г.) доля LTE-абонентов в общем количестве пользователей мобильной связи в Южной Корее достигла 2% (у SK-Telecom - 3%). В конце 2012 г., по предварительной оценке, этот показатель у лидера LTE в стране достиг 26%, прогнозируемые значения на конец 2013 и 2014 г. - 50 и 62% соответственно (рис. 2).
Среди российских операторов крупнейшим по числу абонентов LTE является Yota3 - около 700 тыс. по состоянию на ноябрь 2012 г. К концу января 2013 г. компания запустила в коммерческую эксплуатацию сети LTE в 23 российских городах4. Стоимость абонентского оборудования Yota варьирует от 2900 до 5900 руб.5
"МегаФон" выступает как виртуальный оператор (MVNO) в регионах присутствия сетей Yota Networks и имеет собственную сеть TD-LTE в Москве. Компания предлагает на выбор 3 пакета безлимитного доступа в Интернет по технологии 4G LTE в зависимости от потребностей абонента: "Интернет L", "Интернет XL" и "Интернет XXL". Среди мобильных устройств, поддерживающих стандарт 4G, есть три USB-модема стоимостью 1990 руб. каждый и один роутер стоимостью 4900 руб.
МТС предоставляет доступ в Интернет по технологии TD-LTE в Московском регионе (на собственных частотах) и в Казани по технологии FD-LTE (как виртуальный оператор на сети Yota Networks).
Наиболее распространенным абонентским оборудованием LTE у российских операторов являются USB-модемы (1990-2970 руб.) и роутеры Wi-Fi (4800-4900 руб.), включая интернет-центр от Yota (5900 руб.) и устройство Yota Ready (5090 руб.) (табл. 1).
Тарифы компании Yota в среднем выше, чем у "МегаФона", однако абонент за эту цену получает полностью безлимитный доступ в Интернет. "МегаФон" и МТС ограничивают доступ квотой трафика, после расходования которой скорость снижается до минимальной. При этом у МТС максимальная скорость доступа не ограничена и зависит от различных факторов (табл. 2).
Особенностью тарифной линейки "МегаФона" является дифференциация тарифов по скорости доступа, объему трафика и региону, в котором заключен договор с абонентом. МТС дифференцирует тарифы по объему трафика и региону, в котором заключен договор с абонентом.
Важной функцией операторов, позволяющей ускорить развитие LTE-сетей, является субсидирование абонентского оборудования за счет продажи абонентских устройств по низкой цене. Схема субсидирования абонентского оборудования принята в Европе и США, где законодательство позволяет оператору продавать устройства и услуги связи в одном комплекте. При этом оператор продает телефон ниже себестоимости при подключении абонента на долгосрочный контракт, обеспечивающий гарантированное пользование услугами связи за фиксированную абонентскую плату в течение определенного времени. Фактически при заключении долгосрочного договора абонент получает в пользование топовый гаджет за небольшую плату, при этом в случае разрыва операторского контракта абонент обязан выплатить неустойку, которая компенсирует расходы оператора.
Однако для того, чтобы реализовать эту модель в России, где она фактически запрещена законодательством, необходимы в первую очередь изменения в нормативно-правовых актах. Пока же российским операторам остается довольствоваться косвенным субсидированием потребителей.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2013
Посещений: 4663
Статьи по теме
В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций