В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Андрей Патока, вице-президент по развитию корпоративного бизнеса ОАО "ВымпелКом"
Ирина Осадчая, пресс-секретарь ОАО "Мобильные ТелеСистемы"
В шестом номере журнала "Технологии и средства связи" за 2009 г. мы пригласили подвести итоги года компании "Комстар-ОТС", НКС, "Синтерра", "КОМКОР". Но картина была бы неполной без мнения представителей таких крупных компаний, как "ВымпелКом" и МТС.
Андрей Патока
1, 3. "ВымпелКом" начал работать как единый интегрированный оператор. Это было новостью для рынка. До этого никто из российских операторов не интегрировал мобильную и фиксированную связь - наша компания стала пионером. Интеграция принесла много полезного опыта, мы достигли в этой сфере значительных успехов, а количество клиентов, которые пользуются обоими видами услуг, постоянно растет.
Второе ключевое событие, которое произошло в отрасли, - начало широкого использования стандарта 3G на сетях сотовой связи. В этом году мы выполнили все лицензионные условия и запустили в коммерческую эксплуатацию сети во всех субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве. И это только начало! В дальнейшем мы рассчитываем на то, что 3G и другие технологии, которые позволяют увеличивать скорость передачи данных в беспроводных сетях, коренным образом изменят сам характер использования услуг передачи данных.
И третье ключевое событие в отрасли - дальнейшее развитие операторов дальней связи, междугородной и международной, а также их интеграция с операторами абонентских сетей. В данном случае нам интересно предложить основные возможности и преимущества междугородной и международной сетей компании "ВымпелКом" нашим абонентам, которые пользуются услугами сотовой связи. Это позволит нам улучшить качество предоставляемых услуг, существенно увеличить гибкость ценообразования и снизить себестоимость услуг.
2. Среди основных тенденций - продолжение ускоренного развития сетей сотовой связи. В рамках общего развития, конечно, будут выигрывать те компании, которые смогут предоставить клиенту комплексное обслуживание. А это вопросы, связанные с конвергентными услугами: потребители будут искать качество, удобство, простоту в использовании. Поэтому те компании, которые смогут предоставить весь набор услуг в офисе и дома, от одной компании и под одним брендом, с удобными способами оплаты и высоким качеством сервисов, несомненно, выиграют. Мы ожидаем продолжения бурного роста услуг широкополосного доступа в Интернет. И на это будут нацелены компании, занимающиеся как проводной, так и беспроводной связью. Это будет достигаться, с одной стороны, за счет развития технологии FTTB. А с другой - за счет развития сетей 3G, которые, по нашим прогнозам, уже в 2010 г. получат большое распространение и изменят жизнь наших потребителей. Свое распространение получат и инновационные услуги, например мобильное ТВ-вещание. Несмотря на то что эта услуга является нишевой, мы считаем технологию DVB-H перспективным направлением.
Не исключено, что в отрасли продолжится процесс глобализации, то есть интеграции разных ключевых игроков, которые путем объединения будут стремиться к достижению этого конкурентного преимущества.
4. Мы планируем инвестировать в развитие сетей 3G, в подготовку к внедрению сетей 4G, в развитие магистральной сети, увеличение количества городов, где работают наши фиксированные сети. Кроме того, мы будем продолжать строительство сетей широкополосного доступа в Интернет по технологии FTTB.
Ирина Осадчая
1. Наиболее важным событием стало развитие операторами сетей "третьего поколения" и рост популярности мобильного Интернета. Мобильный Интернет и услуги передачи данных демонстрируют хорошую динамику. Несмотря на кризис, в ряде регионов доходы от этого сегмента выросли в 2-2,5 раза.
2. В 2010 г. радикальных изменений мы не увидим. Будет расти конкуренция, увеличатся продажи в сегменте модемов, в том числе в связи с появлением 3G в Москве. Надеемся на запуск технологии HSDPA+.
Также отрасль мобильной связи будет развиваться в направлении создания новых контентных решений. Мы выбрали для себя область агрегации и продажи, формирования удобных интерфейсов для пользователя. В 2009 г. запустили портал "Омлет". В 2010 г. готовим аппараты под брендом МТС с новой операционной системой для мобильных телефонов Vodafone 360. Это инновационный продукт, объединяющий контакты из адресной книги и социальных сетей, с удобным механизмом определения местоположения, Интернет-браузингом, GPS, магазином приложений. В области передачи данных мы исторически были "трубой", но сегодня хотим участвовать в структуре потребления.
3. В течение 2009 г. основной задачей, над которой мы работали, было преодоление кризиса за счет вывода на рынок новых стимулирующих потребление тарифных планов и услуг. Эта задача была актуальной для большинства операторов. Голосовые сервисы по-прежнему остаются основным источником дохода (более 2/3 суммарных доходов), потребление в этом сегменте оставалось стабильным благодаря инициативам по стимули-риванию потребления.
Также важным направлением стал вывод на рынок и развитие услуг и предложений по передаче данных и контентных решений. Активное развитие сетей 3G cтимулировало рост доходов от передачи данных (МТС запустили сеть в 50 городах РФ) и контента. Основными драйверами роста услуг по передаче данных в мобильных сетях являются: низкий уровень проникновения фиксированного ШПД в регионах (5-6%), удешевление оборудования, повсеместная доступность сетей. В результате мы наблюдали рост доли VAS в общей структуре доходов, по итогам 2009 г. он составит порядка 18-19%. Активно развивались кон-тентные решения и конвергентные услуги. Важный тренд - увеличение в абонентской базе доли пользователей, приобретающих sim-карты для модемов. Мы рассчитываем, что этот канал роста абонентской базы будет увеличиваться.
4. Мы продолжим активно развивать сети 3G: в первом полугодии 2010 г. МТС планирует запустить 3G в 90 российских городах. Инвестиции МТС в 2008-2009 гг. в "третье поколение" мы оцениваем примерно в $700 млн, в следующем году также намерены сохранить темпы строительства сетей 3G.
На фоне существенного роста покрытия сетей 3G мы ожидаем, что рынок передачи данных в мобильных сетях в 2010 г. вырастет в 1,5 раза, поэтому наши усилия будут сфокусированы на продвижении преимуществ мобильного доступа в Интернет и контентных услуг.
В условиях интеграции с "Комстар-ОТС" для МТС будет также важным развитие конвергентных продуктов. На 2010 г. намечена интеграция каналов продаж двух операторов.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2010
Посещений: 4075
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций