В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Процесс подготовки к релизу больших программных систем со сложной архитектурой и бизнес-логикой, к которым относятся биллинговые системы для операторов сотовой связи, требует их детального тестирования. Цена ошибки весьма высока. Проблемы в OSS/BSS препятствуют запуску новых сервисов, тарифных планов или акций, а значит, тормозят работу компании в целом. Сам процесс тестирования OSS/BSS требует подготовки проектной инфраструктуры, в том числе разворачивания нескольких проектных окружений. А это, в свою очередь, влечет появление не только Production-окружения (на котором в дальнейшем будет размещаться ПО во время реального функционирования), но и тестовых окружений для проведения тестов системы.
Process of preparation for release of big program systems with difficult architecture and business logic which billing systems for mobile operators treat, demands their detailed testing. The margin for error is very high. Problems in OSS/BSS interfere with start of new services, tariff plans or actions, so "slow down" work of the company in general. Process of testing of OSS/BSS demands preparation of design infrastructure, including deployment of several design environments. And it, in turn, attracts emergence not only Production-environments (on which will take place further software during real functioning), but also test environments for carrying out tests of system.
Тестовые окружения, как правило, "разворачиваются" как на стороне компаний-разработчиков ПО (для внутреннего тестирования), так и на стороне компаний-потребителей программного обеспечения. В случае с OSS/BSS-решениями – это операторы сотовой связи для внешнего и приемочного тестирования.
К тестовым окружениям применимы следующие требования:
Для успешного функционирования тестовых окружений необходимы специалисты, осуществляющие их поддержку и администрирование. При организации взаимодействия тестировщиков с администраторами возможны два сценария:
Термин "интегратор" берет начало от названия компаний – системных интеграторов, осуществляющих разработку и внедрение сложных программных систем, в том числе OSS/BSS-решений. В более узком смысле интегратор – выделенный технический специалист (по сути системный администратор), занимающийся поддержкой работоспособности тестовых окружений.
Однако задачи интегратора в некоторой степени шире тех, которыми занимается системный администратор. Ключевое отличие интегратора от системного администратора в том, что администратору не всегда необходимо знать детали бизнес-процессов системы и их корректное поведение. Основная задача интегратора – обеспечить бесперебойное функционирование системы. Поиском дефектов и вопросами корректности функционирования ПО занимаются тестировщики. От интегратора же требуется владение основными бизнес-процессами поддерживаемой системы для более эффективного взаимодействия с командой тестирования и для возможности настройки системы с разными опциями для целей тестирования.
Вовлечение выделенного специалиста-интегратора в команду тестирования способно при грамотной реализации достичь следующих результатов:
Наиболее эффективного результата, по мнению автора, можно добиться при выполнении следующих рекомендаций:
Так или иначе компаниям-разработчикам OSS/BSS и подобных систем и компаниям-потребителям такого рода ПО приходится выбирать одну из двух стратегий организации процесса взаимодействия технических специалистов. Автор имел возможность оценить работу команды тестирования с использованием как классической, так и интеграционной стратегии. По итогам сравнения можно сделать вывод, что использование интеграционной стратегии предпочтительно в том случае, когда идет активная фаза тестирования продукта выделенной командой специалистов по тестированию. Однако и классическая стратегия может быть актуальна в том случае, когда к работе с продуктом подключается широкий круг не только технических специалистов, но и представителей бизнеса, в частности, сотрудников по работе с клиентами. В таком случае классическая стратегия позволяет снизить количество однотипных запросов к команде администрирования и сделать ее работу более эффективной.
Таким образом, классическая стратегия хороша на поздних стадиях работы над проектом, когда качество системы уже довольно высокое, а к работе над системой подключается большое количество специалистов с невысокой технической квалификацией, хорошо владеющих основными бизнес-процессами, но имеющих слабое представление о технической реализации проекта. Количество тестовых окружений на данной стадии, как правило, небольшое, и эти окружения – Production или Production-like.
Интеграционная стратегия, в свою очередь, применима на ранних стадиях работы над проектом, когда с окружением в основном работают квалифицированные технические специалисты по тестированию, имеющие представление о внутренней реализации тестируемого ПО. Количество тестовых окружений на данной стадии, как правило, максимальное (для разных видов тестов). Однако интеграционная стратегия непригодна при очень большом количестве запросов от пользователей: при этих условиях существует риск того, что интегратор не сможет обработать эти запросы или правильно расставить среди них приоритеты; в таком случае следует воспользоваться классической стратегией.
Таким образом, грамотно выбранная стратегия взаимодействия команд тестирования и администрирования способна значительно повысить эффективность и качество работы команды тестирования при работе над комплексными программными решениями, в том числе OSS/BSS-системами. Результатом этого может стать более высокий уровень качества разработанной системы, что в дальнейшем предохранит конечных пользователей от потерь, связанных с проявлением дефектов системы.
Литература
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #5, 2014
Посещений: 4845
Автор
| |||
В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций