Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Лидеры говорят

Сегодня операторы фиксированных сетей связи, особенно за рубежом, испытывают все большее беспокойство по поводу стагнации (и перспективы дальнейшего снижения) уровня доходов от предоставления традиционных услуг голосовой телефонной связи. Создание сетей следующего поколения NGN, с одной стороны, ускорит и упростит ввод в эксплуатацию современных услуг и приложений на базе IP, которые сформируют новые потоки доходов оператора и создадут ему конкурентное преимущество на рынке услуг связи. С другой стороны, строительство таких сетей требует значительных капиталовложений (для крупных европейских операторов приводятся оценки от 200-300 млн дол. до 1 млрд дол. в год), которые, скорее всего, не окупятся в ближайшие годы.

  1. Какие проблемы наиболее трудноразрешимы для российских операторов, принимающих решение о целесообразности создания сети NGN и какие могут быть предложены решения этих проблем:
    • поиск источников долгосрочных инвестиций;
    • выбор концепции создания и технологии сети NGN;
    • формирование абонентской аудитории с высоким уровнем спроса на услуги следующего поколения;
    • другое.
  2. Когда российские операторы могли бы преодолеть точку безубыточности сетей NGN и выйти на коммерчески оправданный уровень их эксплуатации? Возможно, в ближайшие несколько лет в нашей стране вообще не стоит строить сети следующего поколения в масштабах больше, чем опытные зоны?

Собкевич Алексей Николаевич
Менеджер по развитию бизнеса компании Nortel

1.После общения с операторами, работающими в разных сегментах рынка с разнообразными моделями бизнеса, становится ясно, что большинство из них уже понимает: технология NGN намного эффективнее других аналогов. Многие не переходят к NGN только потому, что это связано с затратами на реконструкцию сети - кажется нецелесообразным тратить деньги на проект, который не приносит "быстрых" доходов, поэтому и строят по-старому. Однако необходимо понимать, что NGN обеспечивает широкие возможности по снижению затрат, нужно просто всесторонне подойти к анализу проекта. Для тех, кто разворачивает новые сети и собирается активно развивать бизнес, даже не ставится выбор: TDM или NGN. Для тех же, кто все еще покупает TDM, проблема заключается не в технических и не финансовых аспектах - тут больше страх перед изменениями, но для таких операторов в бизнесе места немного.

Очевидно, что NGN-технология предлагает новые услуги, которые ранее не были известны на рынке. Но рынок нужно готовить к услугам, запускать маркетинговые машины, и тогда услуги будут продаваться. Главное - не упустить момент, пока рынок новых услуг не заняли другие.

2. При сегодняшнем развитии рынка телекоммуникационного оборудования становится очевидно, что точка безубыточности NGN-проектов достигается гораздо раньше, чем в проектах TDM. Для одного из заказчиков был сделан анализ стоимости двух вариантов развития городской телефонной сети емкостью 20 тыс. абонентов на 15 узлах. В варианте с TDM-интерфейсами заказчик согласился использовать существующую сеть SDH для V5.2. В противовес этому в NGN-проекте мы предложили развернуть новую операторскую сеть Ethernet (Carrier Ethernet) с 10-ги-габитной магистралью. Примечательно, что NGN оказалась дешевле, чем TDM, даже принимая во внимание то, что заказчик получил в придачу еще и IP-сеть. Подчеркну, что я рассказал о телефонной сети - никаких новых услуг заказчик еще не просил, речь шла только об инфраструктуре, а экономия была достигнута за счет сокращения количества внутрисетевых интерфейсов. В то же время при развитии сценария TDM для дополнительных IP-услуг будет необходимо строительство магистральной сети IP, а установка сервера SIP-приложений и сопряжение его с TDM-сетью потребует использования IN-протокола. А вот в NGN-сценарии большинство SIP-услуг можно сделать на уже имеющемся оборудовании Softswitch, дополнительные серверы приложений интегрируются легко и просто, а магистральная сеть достается как бонус. Про другие бизнес-модели можно сказать примерно то же самое: преимущество будет на стороне строительства NGN.

Что касается опытных зон, то их вообще не надо строить. Опытная зона связана с затратами оператора, потерями времени и рыночных возможностей. Даже если поставщик и предоставит оборудование бесплатно, то потом все равно переложит эту стоимость на заказчика, а собранную пилотную схему нужно будет переделывать (за деньги). Мы предлагаем строить сети NGN и развивать этот бизнес, и хотя вначале клиентов будет немного, оператор уже с первого дня начнет снижать затраты.


Оленин Сергей Юрьевич
Начальник отдела развития радиотехнологии и услуг беспроводного доступа компании АСВТ

1.Активному внедрению сетей NGN препятствует неготовность основной массы абонентов принять широкий спектр услуг связи, реализуемых данными сетями.
На сегодняшний день для большинства операторов вопрос финансирования подобных проектов стоит не очень остро. Самое трудное - это просчитать окупаемость проектов. Поэтому я мог бы расставить перечисленные проблемы в следующем порядке:

  • формирование абонентской аудитории с высоким уровнем спроса на услуги следующего поколения (можно ее перефразировать по-другому: формирование философии пользователей);
  • выбор концепции создания и технологии сети NGN;
  • поиск источников долгосрочных инвестиций.

2. В ближайшие пять лет будет сформирован достаточно большой и опытный класс пользователей, который будет готов принять новые концепции связи, именуемые сегодня NGN. При этом уже должна быть создана довольно большая инфраструктура, способная "переварить" запросы абонентов. Действительно, такая инфраструктура на нынешнем этапе довольна затратная. Но через 4-5 лет можно прогнозировать лавинообразный рост подключений к сетям NGN. Этому будет способствовать и появление настоящего мультимедийного контента, и доступность абонентских устройств.

Так что ожидать достижения уровня, когда сети NGN преодолеют точку безубыточности, можно будет через 5—7 лет. При этом существует очень высокий риск возникновения конкурентной борьбы между операторами мобильной и фиксированной связи.

Что же касается опытных зон, то этот этап у крупных операторов пройден, и они в основном перешли к строительству промышленных сетей NGN. Другое дело, что такие сети в одночасье не появятся, и на их реализацию требуется длительное время (несколько лет).


Головин Сергей Макарьевич
Заместитель генерального директора по маркетингу компании "Энвижн Груп"

1.На сегодняшний день, по моему мнению, основная проблема для российских операторов заключается именно в неопределенности уровня востребованности новых услуг, которые могут предоставляться сетями нового поколения. С одной стороны, низкая покупательная способность большинства российского населения требует установления низких тарифов на услуги, что может существенно увеличить срок окупаемости. С другой стороны, новые сети потенциально позволяют оказывать эти новые услуги, но возможность их сформировать (предоставлять) сегодня является большой проблемой. Нет высококачественного контента, существуют сложности с лицензированием иностранного контента, его локализациией и определением принципов взаиморасчетов, некоторые услуги еще необходимо создавать с "нуля" и пропагандировать, поскольку они совершенно неизвестны потребителям, и это требует дополнительных затрат на маркетинг.

Существует порочный круг, который трудно преодолеть без долговременных и существенных инвестиций: с одной стороны, пока нет большого набора интересных потребителю услуг и разнообразного контента, который принципиально отличается от стандартного набора (Интернет + спутниковые каналы), набрать существенную для бизнеса аудиторию клиентов очень затруднительно; с другой стороны, значительные вложения в разработку новых услуг и интересного контента могут стать приемлемыми только при наличии уже широкой базы клиентов, которая позволяет "отбивать" эти вложения.

2. По моей оценке, этот рынок для операторов весьма перспективен и в будущем его ждет очень заметный рост, сравнимый, как я думаю, с ростом рынка мобильной связи. Вопрос в том, когда это произойдет. Во всем мире примерно такая же ситуация. Можно найти и компании, успешно развивающиеся в данной отрасли (в частности, в Италии и Сингапуре), и потерпевшие фиаско.

Необходимо учесть, что этот рынок в России пока относительно свободен, и те, кто станут на нем первыми (и успешными), могут достичь очень хороших результатов.

При этом у операторов есть и другой путь достижения успеха, возможно, менее доходный, зато более надежный и, главное, более привычный для них. Эта бизнес-модель характерна для традиционных операторов связи и заключается в концентрации только на телекоммуникационных сервисах, то есть предоставлении клиентам широкополосных каналов (голос, данные, видео) в пакете с IP-телефонией и конвергентными услугами для мобильных операторов. Клиентами, в том числе, будут и сервис-провайдеры, предоставляющие новые услуги на базе арендованных у оператора каналов. По мнению многих аналитиков, такой подход может стать даже более подходящим для операторов бизнесом, позволяя им избежать многочисленных рисков, но, правда, лишая при этом себя значительной доли дохода. Основной довод,
который приводится в защиту такой позиции, заключается в том, что телекоммуникации сегодня являются значительно более крупным бизнесом, чем продажа контента, и еще долго будут таковым оставаться.


Мисюренко Алексей
Технический директор телекоммуникационной компании "Караван"

На сегодняшний день четкие стандарты, которые описывают, что такое Next Generation Network (NGN), отсутствуют. Ожидать их появления в ближайшее время не стоит. Есть, однако, ряд неизменных составляющих, без которых существование NGN немыслимо. Среди них прежде всего стоит выделить сеть, построенную в соответствии с технологией Multiprotocol Label Switching, единую систему для управления и внедрение специализированных приложений, обладающих возможностью выставлять требования сети. Все это служит единой цели: оперативному управлению и развитию новых массовых сервисов сети. Если такая цель способна оправдать инвестиции и оператор связи готов выводить на рынок новые предложения, то реализация последует незамедлительно.

В условиях российского рынка построение NGN небольшими компаниями нецелесообразно; обусловлено это высокой стоимостью реализации и большой вероятностью убыточности на маленьких объемах инсталляций. NGN выходит на окупаемость только при больших размерах сети, поэтому потенциально такой проект будет интересен только крупным игрокам телекоммуникационного рынка. Для последних развитие NGN - процесс долгий и неизбежный, плотно связанный с модернизацией оборудования, которое должно поддерживать соответствующие функции. Темпы развития во многом зависят от появления спроса на новые сервисы и потребности в их массовом предоставлении. Важно отметить, что на сегодняшний день возможности классических сетей далеко не исчерпаны. Поэтому массового перехода к NGN ждать не стоит.


Зарубин Антон Александрович
Руководитель аналитического отдела направления NGN

1. В настоящее время для российских операторов, принимающих решение о целесообразности создания сети NGN, существует ряд наиболее трудноразрешимых проблем. Поиск источников долгосрочных инвестиций - одна из самых сложных. Хотелось бы обратить внимание на приближающуюся приватизацию основных операторов телефонной связи общего пользования и как следствие - на возможное создание иной инвестиционной структуры.

Выбор концепции создания и технологии сети NGN - данная задача во многом устоялась; это можно заметить, проанализировав подходы к реализации NGN разных компаний-производителей: сегодня в них гораздо больше общего, чем пару лет назад. Остается и ряд вопросов, которые еще должны быть уточнены: перечень протоколов, применяемых в NGN, механизмы создания и список базовых услуг. В плоскости этой проблемы можно отметить попытки взаимодействия регулирующих органов, операторов и производителей оборудования для совместной проработки нормативных документов в области NGN.

Формирование абонентской аудитории с высоким уровнем спроса на услуги следующего поколения - процесс естественный, он может быть укреплен, например, маркетинговыми операциями, однако основным его двигателем является рост благосостояния пользователей, широта охвата сети, спектр и доступность услуг. И если спектр базовых услуг NGN можно определить уже сегодня, а широта охвата и доступность (в том числе материальная) напрямую зависят от размаха сети, то благосостояние пользователей - дело времени.

2. Анализируя целесообразность развертывания "коммерчески не оправданных" на сегодняшний день сетей NGN, проведем аналогию с ростом абонентской базы сетей подвижной связи: начав с малого, они преодолели взрывной рост количества пользователей и превратили мобильную связь в то, что принято называть "Must have". Если сегодня не начинать модернизацию ТфОП, то и через десять лет абоненты будут работать не с услугами Triple Play, а довольствоваться, как и прежде, передачей голоса в полосе 0,3-3,4 кГц.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2006
Посещений: 5359

Статьи по теме

  Автор

 

Алексей Собакевич

Менеджер по развитию бизнеса компании Nortel

Всего статей:  2

  Автор

Оленин Сергей Юрьевич

Оленин Сергей Юрьевич

Начальник отдела развития радиотехнологии и услуг беспроводного доступа компании АСВТ

Всего статей:  9

  Автор

 

Головин Сергей Макарьевич

Заместитель генерального директора компании "Энвижн Груп" по маркетингу

Всего статей:  3

  Автор

 

Алексей Мисюренко

Технический директор телекоммуникационной компании "Караван"

Всего статей:  1

  Автор

 

Зарубин А.А.

К.т.н., доцент СПбГУТ, специалист НТЦ "Протей"

Всего статей:  4

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций