Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Внедрение автоматических кроссов на существующей абонентской сети

Виктор Шалагинов, инженер технопарка ЦНИИС

На протяжении последних тридцати лет произошли значительные изменения в предоставлении услуг связи, в том числе и услуг традиционной телефонии. В настоящее время основную часть телекоммуникационного оборудования, установленного на телефонных сетях связи, составляют цифровые АТС с программным управлением, а также гибкие коммутаторы (softswitch) и медиашлюзы.

Однако эти технологические изменения практически не затронули участок сетей абонентского доступа. На этом участке телефонной сети до сих пор преобладают ручные переключения на обычном кроссе при необходимости переключения медных абонентских линий.

Необходимость переключений на абонентском кроссе возникает, в основном, в случае предоставления абоненту услуги доступа к сети Интернет при помощи технологий DSL (Digital Subscriber Line). Также частые переключения приходится осуществлять при подключении измерительного оборудования и проведении различных тестов и испытаний (рис. 1).


РИС. 2. Схема подключения абонентов по технологии DSL при использовании обычного кросса

NB – линия с узкой полосой (narrowband)
BB – линия с широкой полосой (broadband)
Нажмите на картинку для увеличения

Кроме того, большое количество переключений на обычных кроссах потребуется осуществлять с развитием процессов недискриминационного доступа (НДД) к ресурсам сетей связи (LLU – Local Loop Unbundling). Такие процессы инициированы регулирующими органами в США и в европейских странах и проходят начиная с 1996 года и по настоящее время. Показатель "текучести" абонентской базы (subscriber churn), который выражает процент абонентов, прекративших в течение определенного периода времени пользоваться услугами определенного оператора или подпиской на какую-либо услугу, в Западной Европе составил при этом от 50 до 100%. Ожидается, что этот показатель будет таким же и в других странах, в которых инициирован процесс НДД.

Можно выделить следующие основные недостатки использования ручного труда при частых переключениях на обычном кроссе:

  • ошибки при подключении, вызванные человеческим фактором;

  • выход из строя плинтов кросса из-за неправильных подключений;

  • необходимость составления и хранения громоздкой бумажной документации на кросс (утеря или составление неполной документации грозит еще большими расходами на "обнаружение" принадлежности медных линий);

  • большие эксплуатационные затраты на переключение медных линий.

Определение и общие технические требования к автоматическим кроссам

На сайтах различных компаний отрасли связи можно найти следующее определение термина "автоматический кросс": "Устройство с несколькими входами и выходами, коммутация между которыми устанавливается при подаче управляющего сигнала на специальный вход. Данное устройство обеспечивает пропускную способность не выше категории 3, не является стандартным оборудованием СКС и не получило широкого распространения". При этом под кабелями категории 3 понимаются существующие абонентские телефонные медные аналоговые линии.

Поскольку термин "автоматический кросс" (AMDF – Automatic Main Distribution Frame) является сравнительно новым в отрасли связи, предложим следующее определение: "Автоматический кросс (AMDF) – оборудование, предназначенное для автоматических переключений между физическими линиями и оборудованием связи, с удаленным управлением автоматическими переключениями с помощью программных средств".

Общие технические требования к кроссовому оборудованию электросвязи содержатся в стандарте отрасли ОСТ 45.169–2000 "Оборудование кроссовое систем электросвязи для кабелей с металлическими жилами". В соответствии со стандартом ОСТ 45.169–2000, кроссовое оборудование предназначено "для соединения и переключения электрических цепей линейных и станционных кабелей с металлическими жилами и передачи сигналов электросвязи".

В числе прочих выделим требования, указанные в стандарте в части надежности. Кросс должен обеспечивать возможность не менее чем:

  • тысячекратной установки и изъятия модулей защиты, размыкателей и измерительных шнуров;

  • стократного подключения жил проводов к беспаечным контактам ОУ (оконечное кабельное устройство кросса).

В стандарте также говорится, что среднее время восстановления соединения в кроссе должно быть не более 30 минут, а срок службы кросса должен быть не менее 25 лет.

Цели внедрения автоматического кросса

Перспективным представляется использование технологии автоматической коммутации линий для модернизации сети доступа, целью которой является обеспечение высокоскоростных цифровых абонентских линий DSL (рис. 2). Использование существующих медных линий на участке доступа до абонента имеет следующие преимущества:

  • наличие развитой инфраструктуры;

  • возможность достижения больших скоростей (до 100 Мбит/с) и предоставления перспективных инфокоммуникационных услуг без необходимости прокладки новых кабелей.


РИС. 2. Схема подключения абонентов по технологии DSL при использовании автоматического кросса
Нажмите на картинку для увеличения

Целями внедрения автоматического кросса являются:
  • снижение операционных затрат (OPEX – Operational Expenses) за счет максимального сокращения ручного труда при переключении медных линий на кроссе;

  • сокращение до минимального значения времени, затрачиваемого на переключение, за счет использования автоматизированного труда и отсутствия необходимости составления громоздкой бумажной документации;

  • осуществление оперативного переключения при наличии большого количества удаленных выносов, что часто имеет место при использовании технологии FTTC/FTTB (Fiber To The Curb/Building), подключения услуги доступа к Интернету при использовании технологии DSL, а также экономия портов на оборудовании DSLAM (Digital Subscriber Line Access Multiplexer);

  • мониторинг, контроль и коммутация медных пар из любой точки сети.

Классификация автоматических кроссов

Предлагаемая классификация автоматических кроссов основана на типах элементов, используемых для осуществления и поддержания контакта в активном состоянии. Согласно этой классификации автоматические кроссы можно разделить на цифровые и электромеханические.

Отметим следующие различия между этими типами автоматических кроссов:

  • в цифровых кроссах переключения осуществляются электронным образом, а в электромеханических кроссах – с помощью соединения электромеханических контактов;

  • цифровые кроссы требуют постоянной подачи питания для удержания контактов в активном состоянии, электромеханические же кроссы требуют подачи питания только во время осуществления переключения, а все остальное время работают в спящем режиме (standby), причем все установленные соединения сохраняются при отключенном питании.

Также выделим основные особенности, которые присущи обоим типам автоматических кроссов:

  • наличие единой системы для управления большим количеством удаленных автоматических кроссов. Такое управление обычно осуществляется посредством Web-интерфейса или командной строки. Также часто производителем предусматриваются интерфейсы для интеграции с системами эксплуатационной поддержки и системами поддержки бизнеса операторов OSS/BSS (Operation Support System/Business Support Systems);

  • гибкая масштабируемость и различные варианты комплектации за счет модульного построения;

  • возможность установки вне помещения (например, в телекоммуникационных шкафах, обеспечивающих работу оборудования в стационарных условиях на открытом воздухе);

  • возможность осуществлять переключения как на обычном абонентском (аналоговые линии), так и на межстанционном кроссе (потоки E1).

Преимущества внедрения автоматического кросса

Руководство оператора British Telecom заявило, что с использованием оборудования TASM производства компании UTEL Laboratories общее время от поиска неисправности на сети до ее устранения сократилось более чем в 10 раз, также достигнуто значительное снижение операционных затрат компании на эксплуатацию сети. Продукт TASM представляет собой автоматическую систему коммутации и тестирования медных линий, устанавливаемую между главным кроссом и сетевым оборудованием (DSLAM), для осуществления дистанционного тестирования медных линий посредством использования малопортовых тестирующих устройств.

Преимуществами  внедрения автоматического кросса являются:

  • уменьшение времени, затрачиваемого на переключение, что особенно важно при использовании удаленных выносов;

  • существенная экономия затрат на оплату сотрудников, осуществляющих переключение, поскольку всеми переключениями сможет управлять один оператор из единого центра управления;

  • отсутствие необходимости ведения и хранения громоздкой документации по кроссу.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #5, 2008
Посещений: 8519

  Автор

 

Шалагинов Виктор Алексеевич

инженер технопарка ЦНИИС

Всего статей:  1

В рубрику "Решения операторского класса" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций