Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

РКК "Энергия": проекты и планы

Виталий Лопота
Президент, генеральный конструктор ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени СП. Королева"

– РКК "Энергия" является признанным лидером в космической отрасли. Однако в основном известно о достижениях корпорации в области пилотируемой космонавтики. Менее известны проекты в области создания КА для спутниковых систем связи и вещания. Одним из таких реализованных проектов является создание спутников серии "Ямал". Планируется ли продолжить развитие этого направления?

– Почему-то у всех РКК "Энергия" ассоциируется с пилотируемой космонавтикой. У нас существуют и другие направления. Например, 15 ноября отмечалось 20-летие полета орбитального корабля "Буран", совершившего этот полет, включая посадку, в полностью автоматическом режиме. На самом деле все наши пилотируемые корабли являются автоматическими. В отличие от американского подхода, где значительная роль в управлении кораблем отводится экипажу, мы выбрали автоматический режим, а космонавты берут на себя управление только в случаях, если возникает отклонение от штатного режима полета.

Мы занимаемся и автоматическими аппаратами в классическом понимании этого слова: спутники связи и вещания, спутники дистанционного зондирования Земли и др. Например, первый спутник связи "Молния-1" был создан у нас еще в начале 1960-х гг., и затем, как и ряд иных разработок, был передан в серийное производство в наш филиал в г. Красноярске (сегодня ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева"), и, что характерно, спутники этой серии используются до настоящего времени. В конце 1990-х гг. руководством Корпорации было принято принципиальное решение вернуться к созданию автоматических космических аппаратов с длительными сроками активного существования, используя конструктивно-технологические решения, многократно апробированные в пилотируемой космонавтике и обеспечивающие их высокую надежность. Именно в пилотируемых космических кораблях и станциях эта задача давно и успешно реализована, а Россия благодаря этому в данном направлении космонавтики осталась конкурентоспособной в мире. Мы не шли стандартным путем, который традиционно использовался при создании отечественных спутников связи и вещания. Были приняты радикальные меры для достижения необходимой технологической культуры в области создания таких спутников. Использовался опыт разработки сверхмощной универсальной космической платформы (УКП), которая, к сожалению, не состоялась в 1991 г. по независящим от нашей организации обстоятельствам. На документе, кото­рый определял судьбу УКП, еще в бытность Советского Союза, стояло огромное количество подписей ответ­ственных лиц. Оставалась последняя подпись М.С. Горбачева, была назна­чена дата встречи – 21 августа 1991 года... В дальнейшем мы использова­ли этот опыт разработки в более праг­матичных проектах. Один из таких проектов вылился в серию спутни­ков, которые сегодня называются "Ямал". Параллельно шли работы по низкоорбитальной связной системе "Сигнал". Это был российский вари­ант системы, подобной "Иридиуму".

Было изготовлено несколько спутников (до сих пор несколько штук хранятся у нас в цехах). К сожалению, отсутствовали финансирование и господдержка проекта. Однако работы заложили современную технологическую базу, которая реализована сегодня в продукции РКК "Энергия".

– Каковы прогнозы развития российских разработок?

– Мы решаем задачу создания не только спутников связи, но и универсальной космической платформы, которая будет использоваться для решения разноплановых функциональных задач. Первый вариант подобной космической платформы к концу 1990-х гг. был реализован, и на ее основе созданы первые спутники "Ямал-100" и "Ямал-200". Возможности этой платформы обширны. Она пригодна для создания спутников связи и вещания на геостационарной, высокоэллиптических и низких орбитах. На базе этой платформы также был создан спутник дистанционного зондирования Земли для Республики Беларусь под названием "БелКа" (к сожалению, вследствие аварии ракеты-носителя он не был выведен на орбиту). В настоящее время у нас имеется ряд заказчиков на эти разработки. В части создания связных спутников и спутников дистанционного зондирования Земли продолжаются работы как на отечественном, так и зарубежных рынках. Часть заказов находится на заключительной стадии подготовки к подписанию контрактов, другие – в стадии предконтрактных работ. Безусловно, в разработке у нас есть и более мощные космические платформы. Но о них можно будет говорить через некоторое время. Скажем, через год-полтора.

Весьма интересное направление (и мы им продолжаем заниматься) – это система непосредственного цифрового вещания со спутниками на высокоэллиптических орбитах. Это интересный проект для России, учитывая ее высокоширотное расположение. При объединении на высокоэллиптических спутниках задач непосредственного вещания, подвижной спутниковой связи и системы дифференциальных поправок ГЛОНАСС возникает возможность создания идеального варианта многофункциональной космической системы для нашей страны. Таким образом, помимо связи и вещания была бы обеспечена возможность диспетчеризации различных объектов на всей территории России и прилегающих стран практически на всей территории Евразии.

– РКК "Энергия" всегда отличалась оригинальными идеями и проектами. То предложение создать сверхмощную универсальную космическую платформу для организации систем связи и вещания (в начале 1990-х), то проект "Морской старт", который успешно реализован. Какие еще нестандартные проекты готовятся?

– Интересных проектов у нас много, но критерием выступает их коммерческая целесообразность. Безусловно, интересный проект – это многофункциональная система на базе высокоэллиптических спутников, и мы по нему завершаем маркетинговые исследования его коммерческой реализуемости на основе частно-государственного партнерства. Следует отметить, что после некоего застоя в период 1990-х гг. Россия, впрочем, как и весь мир, существенно пересматривает свои взгляды на технические концепции, и в том числе и на строительство спутников. До сих пор в существенной степени каждый аппарат был уникальным изделием. Заказ таких спутников могли позволить себе достаточно ограниченное количество компаний. Однако в последние годы появляются молодые компании, которые выросли на близких видах бизнеса и проявляют практический интерес к созданию и/или использованию собственных спутников. Помимо вопросов развития бизнеса это связано с вопросами национальной безопасности и информационной независимости. Подобные тенденции явно усиливаются, и таким странам и компаниям нужны небольшие спутники. Для больших же компаний (Boeing, Lockheed, Loral, Thales Alenia Space и EADS Astrium) не всегда выгодно производить дешевую продукцию (маленькие спутники). В связи с этим на космическом рынке появляются компании, например Orbital Science Corp., которые в последние годы демонстрируют весьма впечатляющие результаты на рынке малых спутников. А мэтры пока не могут составить им конкуренцию. Не исключено, что спрос на КА такого типа будет расти и в дальнейшем. Главная цель в этой области – снижение стоимости и радикальное снижение сроков изготовления спутников и их доставки на орбиту.

– А как их радикально можно снизить?

– По образному выражению нашего директора завода, он сегодня "скульптор по металлу", а надо переходить на технологию серийного производства и не стесняться учиться у тех отраслей, которые занимаются массовым производством. Эта тенденция пока только начинает развиваться в области строительства спутников связи, но ее ростки уже заметны. Например, следует отметить, что в последние 7-10 лет происходят существенные изменения взглядов на создание спутников. Так, военный спутник США обычно стоил от миллиарда долларов и создавался до 10 лет. К моменту его готовности оказывалось, что он во многом уже морально устаревал.

Именно это потребовало сформулировать задачу (ни много ни мало в директиве США по национальной безопасности) к 2010 г. создать новые технологии ускоренного создания спутников. В настоящее время в США развернута большая кампания по пересмотру принципиальных подходов, которая получила название "Operational Responsive Space". Это, безусловно, военная программа, но разворачивается она на всех уровнях, начиная от университетов, академий и небольших частных фирм, конечной целью является создание технологий производства военных спутников на основе космических платформ массой не более 500 кг. Дальше совершенно фантастичные цифры – суммарная стоимость спутника должна быть не более 20 миллионов долларов. Создание на основе такой платформы принципиально нового спутника должно вписываться в срок не более 13 месяцев, а создание типового спутника – до 6 суток. Уже было запущено несколько экспериментальных спутников для отработки этих технологий. В этом году был продемонстрирован следующий график: контракт подписан в мае, аппарат выведен на орбиту в августе.
Для реализации новых подходов нужно поменять взгляды и на разработку, и на изготовление. В России подобные возможности есть.

– Все российские спутники связи и вещания в своем составе имеют исключительно зарубежную полезную нагрузку. Считаете ли Вы возможным возродить создание российской полезной нагрузки (конечно, на основе и зарубежной элементной базы) для гражданских спутников связи и вещания или это уже нереально?

– Полезные нагрузки, которые стоят на "Ямалах", – это российская разработка, российская сборка, российские испытания. Да, из импортных комплектующих приборов, поскольку российских просто нет. В конечном счете в этом нет ничего страшного. Это просто мировое разделение труда. Главное – разработка и интеграция.

– Не секрет, что в 1990-х гг. произошел очень значительный отток специалистов из наукоемких областей, в том числе и из космических НИИ. Как в РКК "Энергия" решается эта проблема?

– Это проблема не только для РКК "Энергия" или российской промышленности. Это общемировая проблема. Если взять замечательный документ "Национальная политика в области космоса 2006 года в США" (безусловно, нам доступна только малая его часть), то весьма интересно его прочитать. На первом месте в нем стоит вопрос кадров. Несколько лет назад в США была объявлена программа – "К новым рубежам. Возвращение на Луну". Один из результатов анализа говорит о том, что если в 1960-е гг. потребовалось 6 лет для того, чтобы добраться до Луны и высадиться, то в настоящее время потребуется не менее 18 лет. Такой вывод сопряжен и с оттоком специалистов, и с изменением общеполитического климата в мире, то есть мобилизация всех сил и средств ради достижения политических целей уже невозможна.
Проблема с оттоком специалистов чрезвычайно серьезная, но я полагаю, что некатастрофичная.

– Как изменяется структура рынка космических технологий? Какие тенденции намечаются?

– Такого экстенсивного развития, как было раньше, не будет. В настоящее время требования к организации работ существенно изменились – раньше это были огромные КБ, огромные предприятия. В настоящее время – это мобильные предприятия с высококлассными специалистами широкого профиля.
В апреле 2008 г. был опубликован аналитический отчет о космической индустрии за 2007 г. В общей массе довольно интересных цифр было отмечено, что структура рынка и его объем чрезвычайно изменились за последние 7 лет. Так, в 1999 г. объем рынка космических услуг составлял 43 миллиарда долларов, в 2007 г. он вырос до 174. Причем в 1999 г. не менее 60% – это производство и запуски, а 40% – услуги. В настоящее время (по результатам 2007 г.) из 174 миллиардов долларов уже 139 миллиардов – услуги, а производство и запуски – менее 25%. Приведены там и другие весьма интересные цифры. Например, средняя заработная плата специалистов в США в космической сфере вдвое превышает ее средний уровень по стране.

– Каковы планы на будущее? И какие основные достижения и заботы одного из головных предприятий отрасли Вы хотели бы отметить, подводя итог 2008 г.?

– Перед нами стоит задача выхода на международный рынок, и мы продвигаемся в этом направлении как в области спутников связи, так и спутников дистанционного зондирования Земли. Нам, может быть, в какой-то степени легче, чем всем остальным, потому что в отличие от всех других космических фирм международным сотрудничеством мы начали заниматься еще в начале 1970-х гг. в рамках известного проекта "Союз-Аполлон".
Международное сотрудничество в области пилотируемой космонавтики продолжалось в 1970-е и в 1980-е гг. Особенно серьезно оно осуществлялось с начала 1990-х гг. (корпорация участвовала в реализации программ "Мир НАСА", "Мир Шаттл" и др.) и продолжается по настоящее время.
Если говорить честно, то в 1990-е гг. мы выжили благодаря международной деятельности – более 50% составляли западные заказы. На будущее мы планируем расширять наши международные проекты, в том числе в области спутников связи и вещания, не забывая о нуждах российской спутниковой группировки.

Опубликовано: Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2009
Посещений: 6235

  Автор

Виталий Лопота

Виталий Лопота

Президент, генеральный конструктор ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени СП. Королева"

Всего статей:  1

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций