В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Виталий Лопота
Президент, генеральный конструктор ОАО
"Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени СП. Королева"
– РКК "Энергия" является признанным лидером в космической отрасли. Однако в основном известно о достижениях корпорации в области пилотируемой космонавтики. Менее известны проекты в области создания КА для спутниковых систем связи и вещания. Одним из таких реализованных проектов является создание спутников серии "Ямал". Планируется ли продолжить развитие этого направления?
– Почему-то у всех РКК "Энергия" ассоциируется с пилотируемой космонавтикой. У нас существуют и другие направления. Например, 15 ноября отмечалось 20-летие полета орбитального корабля "Буран", совершившего этот полет, включая посадку, в полностью автоматическом режиме. На самом деле все наши пилотируемые корабли являются автоматическими. В отличие от американского подхода, где значительная роль в управлении кораблем отводится экипажу, мы выбрали автоматический режим, а космонавты берут на себя управление только в случаях, если возникает отклонение от штатного режима полета.
Мы занимаемся и автоматическими аппаратами в классическом понимании этого слова: спутники связи и вещания, спутники дистанционного зондирования Земли и др. Например, первый спутник связи "Молния-1" был создан у нас еще в начале 1960-х гг., и затем, как и ряд иных разработок, был передан в серийное производство в наш филиал в г. Красноярске (сегодня ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева"), и, что характерно, спутники этой серии используются до настоящего времени. В конце 1990-х гг. руководством Корпорации было принято принципиальное решение вернуться к созданию автоматических космических аппаратов с длительными сроками активного существования, используя конструктивно-технологические решения, многократно апробированные в пилотируемой космонавтике и обеспечивающие их высокую надежность. Именно в пилотируемых космических кораблях и станциях эта задача давно и успешно реализована, а Россия благодаря этому в данном направлении космонавтики осталась конкурентоспособной в мире. Мы не шли стандартным путем, который традиционно использовался при создании отечественных спутников связи и вещания. Были приняты радикальные меры для достижения необходимой технологической культуры в области создания таких спутников. Использовался опыт разработки сверхмощной универсальной космической платформы (УКП), которая, к сожалению, не состоялась в 1991 г. по независящим от нашей организации обстоятельствам. На документе, который определял судьбу УКП, еще в бытность Советского Союза, стояло огромное количество подписей ответственных лиц. Оставалась последняя подпись М.С. Горбачева, была назначена дата встречи – 21 августа 1991 года... В дальнейшем мы использовали этот опыт разработки в более прагматичных проектах. Один из таких проектов вылился в серию спутников, которые сегодня называются "Ямал". Параллельно шли работы по низкоорбитальной связной системе "Сигнал". Это был российский вариант системы, подобной "Иридиуму".
Было изготовлено несколько спутников (до сих пор несколько штук хранятся у нас в цехах). К сожалению, отсутствовали финансирование и господдержка проекта. Однако работы заложили современную технологическую базу, которая реализована сегодня в продукции РКК "Энергия".
– Каковы прогнозы развития российских разработок?
– Мы решаем задачу создания не только спутников связи, но и универсальной космической платформы, которая будет использоваться для решения разноплановых функциональных задач. Первый вариант подобной космической платформы к концу 1990-х гг. был реализован, и на ее основе созданы первые спутники "Ямал-100" и "Ямал-200". Возможности этой платформы обширны. Она пригодна для создания спутников связи и вещания на геостационарной, высокоэллиптических и низких орбитах. На базе этой платформы также был создан спутник дистанционного зондирования Земли для Республики Беларусь под названием "БелКа" (к сожалению, вследствие аварии ракеты-носителя он не был выведен на орбиту). В настоящее время у нас имеется ряд заказчиков на эти разработки. В части создания связных спутников и спутников дистанционного зондирования Земли продолжаются работы как на отечественном, так и зарубежных рынках. Часть заказов находится на заключительной стадии подготовки к подписанию контрактов, другие – в стадии предконтрактных работ. Безусловно, в разработке у нас есть и более мощные космические платформы. Но о них можно будет говорить через некоторое время. Скажем, через год-полтора.
Весьма интересное направление (и мы им продолжаем заниматься) – это система непосредственного цифрового вещания со спутниками на высокоэллиптических орбитах. Это интересный проект для России, учитывая ее высокоширотное расположение. При объединении на высокоэллиптических спутниках задач непосредственного вещания, подвижной спутниковой связи и системы дифференциальных поправок ГЛОНАСС возникает возможность создания идеального варианта многофункциональной космической системы для нашей страны. Таким образом, помимо связи и вещания была бы обеспечена возможность диспетчеризации различных объектов на всей территории России и прилегающих стран практически на всей территории Евразии.
– РКК "Энергия" всегда отличалась оригинальными идеями и проектами. То предложение создать сверхмощную универсальную космическую платформу для организации систем связи и вещания (в начале 1990-х), то проект "Морской старт", который успешно реализован. Какие еще нестандартные проекты готовятся?
– Интересных проектов у нас много, но критерием выступает их коммерческая целесообразность. Безусловно, интересный проект – это многофункциональная система на базе высокоэллиптических спутников, и мы по нему завершаем маркетинговые исследования его коммерческой реализуемости на основе частно-государственного партнерства. Следует отметить, что после некоего застоя в период 1990-х гг. Россия, впрочем, как и весь мир, существенно пересматривает свои взгляды на технические концепции, и в том числе и на строительство спутников. До сих пор в существенной степени каждый аппарат был уникальным изделием. Заказ таких спутников могли позволить себе достаточно ограниченное количество компаний. Однако в последние годы появляются молодые компании, которые выросли на близких видах бизнеса и проявляют практический интерес к созданию и/или использованию собственных спутников. Помимо вопросов развития бизнеса это связано с вопросами национальной безопасности и информационной независимости. Подобные тенденции явно усиливаются, и таким странам и компаниям нужны небольшие спутники. Для больших же компаний (Boeing, Lockheed, Loral, Thales Alenia Space и EADS Astrium) не всегда выгодно производить дешевую продукцию (маленькие спутники). В связи с этим на космическом рынке появляются компании, например Orbital Science Corp., которые в последние годы демонстрируют весьма впечатляющие результаты на рынке малых спутников. А мэтры пока не могут составить им конкуренцию. Не исключено, что спрос на КА такого типа будет расти и в дальнейшем. Главная цель в этой области – снижение стоимости и радикальное снижение сроков изготовления спутников и их доставки на орбиту.
– А как их радикально можно снизить?
– По образному выражению нашего директора завода, он сегодня "скульптор по металлу", а надо переходить на технологию серийного производства и не стесняться учиться у тех отраслей, которые занимаются массовым производством. Эта тенденция пока только начинает развиваться в области строительства спутников связи, но ее ростки уже заметны. Например, следует отметить, что в последние 7-10 лет происходят существенные изменения взглядов на создание спутников. Так, военный спутник США обычно стоил от миллиарда долларов и создавался до 10 лет. К моменту его готовности оказывалось, что он во многом уже морально устаревал.
Именно это потребовало сформулировать задачу (ни много ни
мало в директиве США по национальной безопасности) к 2010 г. создать новые
технологии ускоренного создания спутников. В настоящее время в США развернута
большая кампания по пересмотру принципиальных подходов, которая получила
название "Operational Responsive Space". Это, безусловно, военная
программа, но разворачивается она на всех уровнях, начиная от университетов,
академий и небольших частных фирм, конечной целью является создание технологий
производства военных спутников на основе космических платформ массой не более
500 кг. Дальше совершенно фантастичные цифры – суммарная стоимость спутника
должна быть не более 20 миллионов долларов. Создание на основе такой платформы
принципиально нового спутника должно вписываться в срок не более 13 месяцев, а
создание типового спутника – до 6 суток. Уже было запущено несколько
экспериментальных спутников для отработки этих технологий. В этом году был
продемонстрирован следующий график: контракт подписан в мае, аппарат выведен на
орбиту в августе.
Для реализации новых подходов нужно поменять взгляды и на
разработку, и на изготовление. В России подобные возможности есть.
– Все российские спутники связи и вещания в своем составе имеют исключительно зарубежную полезную нагрузку. Считаете ли Вы возможным возродить создание российской полезной нагрузки (конечно, на основе и зарубежной элементной базы) для гражданских спутников связи и вещания или это уже нереально?
– Полезные нагрузки, которые стоят на "Ямалах", – это российская разработка, российская сборка, российские испытания. Да, из импортных комплектующих приборов, поскольку российских просто нет. В конечном счете в этом нет ничего страшного. Это просто мировое разделение труда. Главное – разработка и интеграция.
– Не секрет, что в 1990-х гг. произошел очень значительный отток специалистов из наукоемких областей, в том числе и из космических НИИ. Как в РКК "Энергия" решается эта проблема?
– Это проблема не только для РКК "Энергия" или
российской промышленности. Это общемировая проблема. Если взять замечательный
документ "Национальная политика в области космоса 2006 года в США"
(безусловно, нам доступна только малая его часть), то весьма интересно его
прочитать. На первом месте в нем стоит вопрос кадров. Несколько лет назад в США
была объявлена программа – "К новым рубежам. Возвращение на Луну".
Один из результатов анализа говорит о том, что если в 1960-е гг. потребовалось
6 лет для того, чтобы добраться до Луны и высадиться, то в настоящее время
потребуется не менее 18 лет. Такой вывод сопряжен и с оттоком специалистов, и с
изменением общеполитического климата в мире, то есть мобилизация всех сил и
средств ради достижения политических целей уже невозможна.
Проблема с оттоком специалистов чрезвычайно серьезная, но я
полагаю, что некатастрофичная.
– Как изменяется структура рынка космических технологий? Какие тенденции намечаются?
– Такого экстенсивного развития, как было раньше, не будет. В
настоящее время требования к организации работ существенно изменились – раньше
это были огромные КБ, огромные предприятия. В настоящее время – это мобильные предприятия
с высококлассными специалистами широкого профиля.
В апреле 2008 г. был опубликован аналитический отчет о
космической индустрии за 2007 г. В общей массе довольно интересных цифр было
отмечено, что структура рынка и его объем чрезвычайно изменились за последние 7
лет. Так, в 1999 г. объем рынка космических услуг составлял 43 миллиарда
долларов, в 2007 г. он вырос до 174. Причем в 1999 г. не менее 60% – это
производство и запуски, а 40% – услуги. В настоящее время (по результатам 2007
г.) из 174 миллиардов долларов уже 139 миллиардов – услуги, а производство и
запуски – менее 25%. Приведены там и другие весьма интересные цифры. Например, средняя заработная плата специалистов в США в
космической сфере вдвое превышает ее средний уровень по стране.
– Каковы планы на будущее? И какие основные достижения и заботы одного из головных предприятий отрасли Вы хотели бы отметить, подводя итог 2008 г.?
– Перед нами стоит задача выхода на международный рынок, и
мы продвигаемся в этом направлении как в области спутников связи, так и
спутников дистанционного зондирования Земли. Нам, может быть, в какой-то степени
легче, чем всем остальным, потому что в отличие от всех других космических фирм
международным сотрудничеством мы начали заниматься еще в начале 1970-х гг. в
рамках известного проекта "Союз-Аполлон".
Международное сотрудничество в области пилотируемой
космонавтики продолжалось в 1970-е и в 1980-е гг. Особенно серьезно оно осуществлялось с начала 1990-х гг.
(корпорация участвовала в реализации программ "Мир НАСА", "Мир
Шаттл" и др.) и продолжается по настоящее время.
Если говорить честно, то в 1990-е гг. мы выжили благодаря
международной деятельности – более 50% составляли западные заказы. На будущее
мы планируем расширять наши международные проекты, в том числе в области
спутников связи и вещания, не забывая о нуждах российской спутниковой
группировки.
Опубликовано: Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2009
Посещений: 6510
Автор
| |||
В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций