В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
The editors of Communication Technologies & Equipment Magazine got the opinion of Deputy Director General on Information Technologies of Aeroflot – Russian Airlines, OJSC, Kirill Bogdanov, what tasks had already been implemented and what was the priority at the IT department of Russia's largest air carrier.
– Кирилл Игоревич, расскажите о наиболее крупных IТ-проектах, которые были реализованы компанией "Аэрофлот" за последние несколько лет.
– Уровень и качество информатизации предприятия напрямую влияют на эффективность производственной деятельности любой компании транспортной отрасли. Если рассматривать в целом, то наша отрасль не является уникальной в части требований к IT, хотя особенности, безусловно, есть. Они складываются из отраслевой специфики и отдельных нужд компании.
Основная наша задача – это предоставление всех необходимых IТ-сервисов как подразделениям, обеспечивающим непосредственно производство полетов, так и бизнес-подразделениям нашей компании. Это касается как бесперебойной поддержки эксплуатации текущих сервисов, так и внедрения новых информационных систем и IT-решений.
Приведу один пример. Думаю, вы знаете, в ноябре 2009 г. был открыт терминал D в аэропорту Шереметьево, который стал полноценным международным хабом для базовой авиакомпании и членов глобального альянса Sky Team. В настоящее время "Аэрофлот" реализует уникальный для России проект – Центр управления хабом (Hub Control Centre), позволяющий контролировать все технологические процессы в базовом аэропорту из единого центра планирования и координации.
Для оптимизации наземной авиационной инфраструктуры в конце 2012 г. был завершен проект внедрения автоматизированной системы контроля производственной деятельности и обмена данными. Этот программно-аппаратный комплекс позволил диспетчерам производственных подразделений осуществлять оперативный контроль и управление технологическими графиками обслуживания воздушных судов (ВС) перронным персоналом в аэропорту Шереметьево.
После ввода системы в эксплуатацию задания на выполнение работ по обслуживанию ВС стали передаваться с помощью сотовых сетей, при этом была разработана уникальная технология, позволяющая оперативно и гарантированно передавать информацию из производственных систем ОАО "Аэрофлот" на мобильные терминалы перронного персонала. Результатами работы стали: повышение производительности и качества обслуживания ВС, снижение нагрузки на радиоэфир, гарантированная доставка данных до персонала, автоматизация и контроль большего количества операций по обслуживанию ВС. Данные по временным отсечкам выполняемых технологических операций передаются в систему и сохраняются для дальнейшего анализа с целью улучшения качества обслуживания.
Также не так давно был создан высокотехнологичный Ситуационный центр, который в случае сбойной или кризисной ситуации позволяет эффективно руководить производственными процессами.
На данный момент идет развитие и совершенствование систем, обеспечивающих исключение ручных трудоемких операций. Самым крупным достижением последних лет я считаю окончательное внедрение в компании "Аэрофлот" системы управления предприятием SAP ERP, обеспечивающей автоматизацию процессов бухгалтерского учета, казначейских операций, управление кадрами, закупками, складами и др.
Стоит отметить, что в рамках программы инновационного развития ОАО "Аэрофлот – Российские авиалинии" мы постоянно поддерживаем сотрудничество с ведущими российскими IТ-компаниями, научно-исследовательскими институтами и вузами.
– В настоящее время Группа "Аэрофлот" – крупнейший в России и динамично развивающийся авиационный холдинг. Как организован IT-отдел компании?
– Весь IТ-блок состоит из четырех департаментов:
Несмотря на то что сотрудники вверенного мне IТ-блока не совершают полетов и не обслуживают пассажиров, без их интеллектуальной "продукции" представить себе эффективную работу компании сложно.
– Расскажите, пожалуйста, об основных проектах автоматизации, над которыми вы сейчас работаете?
– На сегодняшний день приоритетным направлением компании "Аэрофлот" является развитие решений управления предприятием и учет доходов, внедрение системы управления взаимоотношениями с клиентами, реализация проектов в инновационной сфере.
Важной составляющей успешной реализации любого проекта является высокотехнологичная и надежная IT-инфраструктура. Именно с этой целью мы на протяжении последних нескольких лет планомерно ее модернизируем.
Существенное влияние на подход к построению IТ-инфраструктуры оказывает тот факт, что у компании имеется большое количество территориально разнесенных офисов продаж, филиалов и представительств, для которых необходимо обеспечить постоянный доступ к IТ-системам. Как один из вариантов, сейчас мы рассматриваем возможность внедрения мобильных решений для персонала, так как их использование повышает эффективность сотрудников.
В компании "Аэрофлот" большое внимание уделяется развитию интернет-услуг: Web-бронирование, покупка билетов, самостоятельная регистрация пассажиров на рейсы, доступ к мобильной и интернет-связи на борту самолетов. "Аэрофлот" планирует активировать Wi-Fi-интернет на 22 самолетах А330 и на 4 – B777 и сделать его доступным на всех дальнемагистральных воздушных судах.
– Обращаетесь ли вы к сторонним организациям или справляетесь собственными силами?
– Конечно, мы привлекаем на отдельные инфраструктурные проекты специалистов из сторонних компаний. Примером такого сотрудничества может служить развертывание модульного ЦОД в 2013 г. При планировании новой площадки мы постарались учесть текущие потребности и опыт эксплуатации ЦОД – это касалось выбора территориального расположения, возможности масштабирования, использования аутсорсинга при сопровождении элементов.
Проанализировав основные предложения на данном рынке, мы подвели итог. Оказалось, что ни одна из крупных площадок на тот момент не была представлена в регионе аэропорта Шереметьево, равно как ни одна из них не гарантировала возможности оперативного увеличения количества стоек в дальнейшем. Никто из поставщиков не брал на себя какую-либо существенную ответственность за простой площадки. Никто не предлагал четких и ясных решений по соблюдению требований законодательства о защите персональных данных при размещении IТ-сервисов по обработке информации. При этом совокупная стоимость аренды необходимой нам инженерной инфраструктуры, включая дополнительные услуги, уже через три года превышала совокупную стоимость владения собственным ЦОД, в которую входили капитальные затраты на его реализацию и эксплуатацию за тот же период.
Что касается информационных систем, в настоящее время проведены открытые конкурсы и инициированы работы по внедрению двух масштабных систем взамен ранее используемых продуктов: автоматизированной системы поддержания летной годности, технического обслуживания, ремонта воздушных судов (АС ПЛГ и ТОиР ВС), системы управления программой лояльности и взаимоотношениями с клиентами (LMS/CRM).
– Что стимулирует запуск новых IТ-проектов в компании "Аэрофлот"?
– Повышение эффективности бизнеса и увеличение конкурентных преимуществ не может идти в отрыве от реализации инноваций в IТ-сфере. В рамках взаимодействия IТ-блока с бизнес-подразделениями компании определяются векторы развития информационных систем, приоритеты автоматизации, определение эффективных IТ-инструментов и решений.
– Как правило, у крупных заказчиков возникают некоторые проблемы с поставщиками. По каким критериям осуществлялся отбор в компании "Аэрофлот"?
– Безусловно, на пути крупных заказчиков встречаются подрядчики, которые хотят заниматься только поставкой оборудования, перекинув гарантийные обязательства на вендоров. Даже имея в своем штате людей с серьезной технической компетенцией, такой компании, как "Аэрофлот", интересно работать с теми, кто в первую очередь гарантирует полный комплекс работ – от проектирования архитектуры до ввода в эксплуатацию и последующего сервисного обслуживания. Именно таких подрядчиков мы ценим, а их компетенция и профессионализм подтверждаются совместными успешными проектами.
Если компания хочет минимизировать риски и затраты на аутсорсинговые услуги сторонних специалистов, то хорошим решением является проведение открытых конкурсных процедур при выборе IТ-решений. Это обеспечивает их оптимальную стоимость для компании.
Новые подходы, внедрение передовых технологических решений экономят деньги, предоставляют новые возможности, повышают эффективность нашей работы.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2014
Посещений: 14547
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций