В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Любые прогнозы - вещь неблагодарная. Никто не смог предсказать сценарий финансово-экономического кризиса в России, который на сегодняшний день приобрел системный характер. Его уже почувствовали и предприятия-производители средств связи, прежде всего резким снижением спроса на свою продукцию. Как работать и остаться на плаву в условиях нарастающего кризиса? На что можно надеяться?
Чтобы ответить на эти вопросы, для начала вернемся к опыту, полученному в результате кризиса 1998 г. Отметим, что, при относительно одинаковом состоянии отечественного производства средств связи в начале 1998 г. и в настоящий момент, причины возникновения двух кризисов разные.
Перед кризисом 1998 г. отрасль "Связь" ускоренно развивалась в основном за счет импортных поставок средств связи. Но благодаря усилиям крупных операторов связи, и прежде всего благодаря поддержке национального оператора связи ОАО "Ростелеком", к началу кризиса в России удалось организовать и поставить на промышленную основу производство целого ряда технических средств связи. К ним можно отнести производство волоконно-оптических кабелей, аппаратуры низкоскоростных и высокоскоростных систем передачи, цифровых АТС, кабельных муфт, пластмассовых труб для кабельной канализации. Но сокращение производства этих средств из-за кризиса было недолгим. Оживление экономической деятельности в России во втором квартале 1999 г. привело к быстрому восстановлению докризисного уровня производства средств связи. В то время были построены только основы магистральной волоконно-оптической сети, первые международные и междугородные цифровые АТС, первые корпоративные волоконно-оптические сети связи, первые местные волоконно-оптические сети связи. Россия еще сильно отставала от передовых стран по уровню развития цифровой связи.
Оживление экономики и рост благосостояния населения в межкризисный период потребовали ускоренного развития связи. Стремительный спрос на услуги Интернета и кабельного телевидения способствовали строительству местных сетей и сетей кабельного телевидения на основе волоконно-оптических кабелей и аппаратуры цифровых систем связи. Значительное развитие получили ведомственные и корпоративные сети. Это способствовало увеличению производства оптических кабелей и аппаратуры цифровых систем связи в 2-3 раза. В 2005-2007 гг. заводы-производители средств связи решали (и вполне успешно) вопросы расширения производственных мощностей. Кризис 2008 г. застал многие из этих заводов на продолжающемся этапе расширения производства.
Несмотря на ускоренное развитие связи в России в межкризисный период, общее развитие российских сетей связи еще сильно отстает от уровня сетей связи развитых стран.
Национальная магистральная волоконно-оптическая сеть, построенная в основном в период 1993-1999 гг., имеет протяженность всего около 40 тыс. км, а должна была бы иметь не менее 250 тыс. км. Сеть быстро устаревает как физически, так и технически, поскольку проложенные оптические кабели отслужили половину гарантийного срока и по количеству волокон не соответствуют задачам дальнейшего развития услуг связи. Поэтому на первом месте сейчас стоит задача государственной важности - обновление и развитие национальной магистральной сети, для которой потребуются оптические кабели с количеством волокон не менее 48. Создавать новую магистральную сеть следует с применением прогрессивных технологий строительства, используя пластмассовую кабельную канализацию. Очень важно включить в планы развития национальной магистральной сети прокладку трансконтинентальной транзитной линии от Санкт-Петербурга до Владивостока с новыми подводными выходами на Европу, Японию, США. Для обновляемой магистральной сети потребуется около 200 тыс. км многоволоконных оптических кабелей, не менее 400 тыс. км пластмассовых труб, современная аппаратура высокоскоростных систем передачи информации, в том числе аппаратура систем передачи со спектральным уплотнением.
Для успешного решения задач экономического и социального подъема всех регионов России необходимо построить в России не менее 1 млн км современных междугородных, внутризоновых волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). В зависимости от конкретных условий такие линии могут быть построены по различным технологиям, включая прокладку оптических кабелей в пластмассовых трубах, подвеску оптических кабелей на воздушных опорах, прокладку оптических кабелей непосредственно в грунт. Очень важно увязать новое строительство междугородных ВОЛС с получением права их строительства вдоль автомобильных дорог. Межведомственные барьеры между "связистами" и "дорожниками" необходимо наконец-то преодолеть. Строительство ВОЛС вдоль автомобильных дорог выгодно всем: "дорожникам" - для организации управления дорожным транспортом, "связистам" - для полного охвата современными линиями связи всей страны и для сокращения эксплуатационных расходов; народному хозяйству - для удовлетворения возрастающих потребностей в услугах связи.
Все местные сети связи страны должны быть полностью оснащены волоконно-оптическими линиями. Для этого необходимо до 5 млн км оптических кабелей.
Выполнение программ "волокно в дом", "волокно в офис", построение волоконно-оптических сетей коттеджных поселков, бизнес-центров в рамках страны потребуют до 10—20 млн км оптических кабелей.
Выполнение только программ развития сетей общего пользования России до уровня передовых стран потребует поставок 20-30 млн км оптических кабелей. Оснащение ВОЛС современной аппаратурой систем передачи потребует многократного увеличения их производства в России. "Кризис-2008" не должен стать препятствием для развития сетей современной связи в России: послекризисный подъем экономики неизбежно увеличит спрос на услуги связи. Поэтому в кризис необходимо мобилизовать все возможные резервы, чтобы продолжить строительство недостающей части сетей связи.
За последние 10 лет по разным причинам стоимость строительства 1 км линий связи возросла в России почти в 10 раз. Такая ничем не оправданная стоимость является главным тормозом нового строительства телекоммуникационной инфраструктуры. Если удастся снизить в несколько раз стоимость строительства, устранив главные ее причины, то откроются перспективы ускорения нового строительства сетей связи, а следовательно, увеличится потребность в средствах такого строительства. Заводы-производители таких средств получат новые большие заказы на оптические кабели, пластмассовые трубы, аппаратуру средств связи, коммутации и т.д.
Попытаемся дать рекомендации для снижения стоимости строительства линий связи, а значит, опишем и возможности преодоления кризиса в новом строительстве сетей связи и в поставках средств связи для этих сетей.
Рекомендация первая
Необходимо добиться прямых контактов (без посредников) заказчиков - операторов связи и поставщиков - производителей средств связи. Возникшие вокруг операторов связи в последние 8 лет различные системные интеграторы, дочерние структуры, дистрибьюторы привели к тому, что стоимость продукции, поступающая на объекты заказчика, значительно возрастает по сравнению с отпускной заводской ценой. При этом не гарантируется высокое качество продукции, так как ее никто профессионально не проверяет и не принимает: соответствующих специалистов в промежуточных звеньях нет. Работа заказчиков с поставщиками без посредников потребует от них, конечно, некоторой перестройки структуры. Но замена части "офисного планктона" на технических специалистов-профессионалов позволит сэкономить значительные ресурсы при прямой закупке средств связи у производителей, а также даст возможность обеспечить высокое их качество. Такая практика существовала у передовых операторов связи в 1990-х гг. и полностью оправдала себя. Для достижения указанной цели производители средств связи должны активизировать свою работу с потенциальными потребителями, организуя рекламу и презентации своей продукции.
Рекомендация вторая
Необходимо добиться прямого участия Минкомсвязи РФ в процессе согласования и получения различного рода разрешений на строительство линий связи. Несовершенство ряда законов РФ в области землепользования приводит к тому, что затраты строительных компаний на "право прохода" линий связи составляют порой львиную долю общих затрат на их строительство. Навести хоть какой-то государственный порядок в этой части можно только при помощи Минкомсвязи РФ. Это тем более важно, что с вступлением в силу Закона РФ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" за № 148-ФЗ строительные компании связи остаются предоставленными самим себе. Помощь компаниям, специализирующимся на строительстве объектов связи, со стороны Минкомсвязи требуется не только в части государственного противодействия непомерным требованиям оплаты "прав прохода" при строительстве линий связи, но и в государственной поддержке для создания саморегулируемых организаций на других, нежели определенных законом № 148-ФЗ, условиях. Учитывая отличия строительства линий связи от строительства объектов капитального строительства, нужно разрешить создавать саморегулируемые организации компаниям на других условиях, чем это регламентировано законом № 148-ФЗ, и без внесения страховых сумм.
Рекомендация третья
В начальный момент, пока кризис не преодолен, в строительстве объектов связи будут преобладать простые, надежные, проверенные, дешевые средства и технологии. Это позволяет заказчикам минимизировать затраты и риски. Поэтому в период кризиса и в первый после-кризисный период предприятия, выпускающие средства связи, должны быть готовыми удовлетворять запросы потребителей в относительно "простой" продукции. Для этого на предприятиях, если потребуется, необходимо восстановить "старые" технологии, наладить выпуск продукции, считавшейся в докризисный период устаревшей.
Рекомендация четвертая
В условиях кризиса очень важно сохранить созданные и организованные производства как таковые. Это можно сделать более эффективно, если объединиться однопрофильным предприятиям в добровольные союзы. Естественное желание каждого - выжить в кризис с минимальными потерями. Но надо считаться и с тем, что выжить хочет и конкурентное предприятие. Понимая, что при развивающейся экономике есть место для всех предприятий, правильным решением для однопрофильных предприятий является объединение усилий для борьбы с негативными проявлениями кризиса. Форма объединения - "саморегулируемая организация", "некоммерческое партнерство", "ассоциация" - не принципиальна. Важно, чтобы руководящий коллегиальный орган объединения мог выстроить и проводить грамотную политику защиты интересов объединившихся предприятий.
Рекомендация пятая
В условиях кризиса требования операторов связи к производителям средств связи возрастают. Для минимизации рисков при проведении проектных работ организации малозатратной эксплуатации заказчики требуют от поставщиков соответствующей нормативно-технической документации (НТД) по применению покупаемой продукции. Большая часть отраслевой нормативно-технической документации в области связи безнадежно устарела. Поэтому требуется ее полноценная замена. Такой заменой могут быть инструкции, рекомендации, правила по проектированию, строительству, эксплуатации и ремонту запрашиваемой продукции. Поэтому производителям средств связи, если они хотят победить в борьбе за поставки, надо позаботиться о разработке такой документации.
Настоящая статья является первым опытом разработки антикризисных мероприятий для предприятий, занятых производством средств связи. Одновременно в материале затрагиваются вопросы деятельности операторов связи как основных потребителей продукции этих предприятий. Для защиты своей организации и противодействия кризисных проявлений в "смутное время" необходимо рассмотреть пути сближения интересов тех и других.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2009
Посещений: 4897
Автор
| |||
В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций