Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Больше услуг, хороших и разных

Исследование доверия операторов вендорам, проведенное редакцией журнала "Технологии и средства связи", вызвало отклик и интерес среди специалистов отрасли телекоммуникаций. Прокомментировать результаты данного опроса мы пригласили менеджера отдела продаж компании ComTek Константина Тузова. Мы намеренно оставили его комментарий-рассуждение без привязки к графикам и диаграммам, которые вы можете посмотреть в статье САД: вектор развития.

Константин Тузов
Менеджер отдела продаж компании ComTek


Развитие Интернета происходит лавинообразно. Торжествует рынок, торжествует потребитель. Больше Интернета, больше услуг, хороших и разных. Каких? О, это непростой вопрос, уж очень много параметров придется рассмотреть. Начнем, пожалуй, с потребителей услуг. Кто они? Их принято делить на два больших класса: частные лица и корпоративщики. Причем вторые на самом деле не так-то просты и сами по себе условно разделяются на три группы: SOHO, Small and Medium Business и Enteprise. В данном обзоре мы будем рассматривать в основном первые две группы. Частникам и корпоративщикам нужен разный набор услуг.

Разные скорости, разные пользователи

Начнем со скорости доступа. Казалось бы, ответ на вопрос о возможной скорости доступа в Сеть очевиден – чем больше, тем лучше. Но так ли это на самом деле? Насколько нужен частнику скоростной выход в Интернет? Здесь сделаем паузу и подумаем: а не путаем ли мы доступ в районную сеть местного провайдера, рекламирующего 100-мегабитный канал, с доступом в собственно Интернет? Безусловно, домовые и районные сети растут и развиваются, обрастают серверами с емким контентом. Фильмы, игры – все это можно скачивать и смотреть, порой бесплатно, то есть в рамках абонентской платы. Но доступ в Интернет все равно остается бутылочным горлышком и происходит, разумеется, с гораздо меньшей скоростью. С какой же?

Современный аналоговый модем действует на хорошей телефонной линии с производительностью 56 кбит/с. Если качество линии оставляет желать лучшего, то скорость может быть 33,6 и 28,8 кбит/с и ниже. Реально ли работать в Интернете с такой скоростью? Работать – да. В нашей стране очень много таких мест, где 28,8 кбит/с считается хорошей скоростью доступа, позволяющей принимать и отправлять электронную почту, обмениваться небольшими файлами и программами. Поэтому dial-up как таковой будет еще долго существовать – по карточкам или в виде постоплаты. Поэтому аналоговые модемы не исчезают из ноутбуков и с прилавков магазинов, так как будут востребованы частником. Корпоративный сектор уже практически не использует dial-up, за исключением небольшой части сектора SOHO в глубинке. Тем не менее не следует упускать из вида профессиональные устройства магистрального типа, работающие на аналоговых телефонных линиях со скоростью 33,6 кбит/с, оснащенные интерфейсом RS-232 и мощным интеллектом. Называются они модемами ТЧ и характеризуются тем, что принципиально не имеют ограничений по расстояниям, ведь ретрансляторами для них являются АТС. Для доступа в Интернет не используются.

Точно так же, как владельцы районных и межрайонных сетей, операторы, предлагающие разные тарифы за разную скорость доступа по DSL, с удивлением обнаруживают, что подавляющее большинство частных потребителей довольствуются минимальными тарифами за минимальную скорость доступа, например 128–512 кбит/с, с помощью ADSL-модема. Технология, предназначенная для доставки данных с производительностью до 24 Мбит/с, используется на 1/48 своего потенциала. Отметим этот любопытный факт, он нам еще пригодится. Гораздо большие скорости на меньших расстояниях обещает технология VDSL, но на сегодняшний день она не является стандартизованной по типу модуляции.

Интернет или телефон –вот в чем вопрос

А какая телекоммуникационная услуга наиболее востребована населением на текущий момент – Интернет или телефон? Телефон, разумеется. Любой бабушке важнее иметь обычный аналоговый телефон, а не Интернет. И не только населением. Корпоративный сектор нуждается в телефонизации ничуть не меньше частных лиц, а порой и больше. Больше телефонных линий, выше качество, быстрый дозвон, да еще за разумные деньги, от традиционной телефонии теперь уже не получить. А через Web – пожалуйста. Правда, и традиционной аналоговой телефонии уже практически нигде нет, кроме как на участке от АТС до квартиры. А поверх этой линии можно передавать данные с помощью ADSL по IPи среди этих данных передавать еще несколько телефонных линий... Так замыкается круг. Только частнику это не нужно. Больше одной линии поверх IP требуется для корпоративной работы. Но симметрично, чтобы скорость доступа в Интернет была одинаковой вверх и вниз. Только так можно обеспечить корпоративный обмен информацией, который включает так называемые приложения, критичные к трафику: IP-телефонию, видеоконференции и прочее.

Так мы подходим к условному разделению технологий доступа в Интернет. Несимметричный ADSLиспользуется преимущественно частными лицами и SOHO в силу дешевизны услуги и оборудования, SMB и Enterprise стараются получить симметричный канал, желательно по оптике, причем порой каналом доступа служит гигабитный Ethernet. Условным мы называем разделение потому, что в городах активно развиваются домовые, районные и межрайонные сети типа Ether-to-home, доставляющие симметричную услугу частным лицам по витой паре со скоростью доступа в сеть (не в Интернет) до 100 Мбит/с и смело конкурирующие с операторами ADSL. Пока борьба разворачивается, в основном, за частных лиц. Для оказания комплексной услуги корпоративному потребителю у владельцев домосети нет ни времени, ни специалистов. Пока нет. Зато есть разветвленная инфраструктура СПД, и надо лишь предложить потребителю SOHO и SMB граничное оборудование, недорогой профессиональный маршрутизатор LAN-to-LAN с поддержкой VPN для объединения подразделений. И такие уже на рынке есть...
А с другой стороны, если компания, использующая выход в Интернет и связь с подразделениями по ADSL, разрастается и переходит из SOHO в SMB, но менять провайдера нет нужды, достаточно лишь сменить маршрутизатор на более мощный. Ведь запас по скорости уADSL есть, мы вспомним об этом позже еще раз. Если нет оптики или ее прокладка нерентабельна, то корпоративный сектор предпочтет G.SHDSL. Данная технология является скоростной, симметричной, а главное, более дальнобойной, чем ADSL. Мало того, при наличии хорошей магистральной меди диаметром 1,2 мм возможна передача данных на расстояния, превышающие 40 км. А если оборудование позволяет применять ретрансляторы, в том числе питаемые дистанционно, то это расстояние может быть утроено. Однако эти свойства G.SHDSL скорее более востребованы в промышленном секторе.

Еще одна динамично развивающаяся сегодня технология на основе G.SHDSL называется "бондинг" (Bonding). Она подразумевает передачу данных с помощью G.SHDSLпо количеству пар, большему, чем две. В настоящее время распространение получают модемы, работающие по 4–16 медным парам с производительностью до 90 Мбит/с.

И снова о проблеме выбора

Так на чем же остановиться покупателю? Оборудованию какого производителя отдать предпочтение? Частному потребителю теперь стало легче. Необходимое оборудование доступа продается в магазине, выбор достаточен, а от торговых марок, знакомых и не очень, пестрит в глазах. Пожалуй, выделить какую-либо из них трудно, так как набор функций, заложенный в оборудование SOHO, начал приближаться к профессиональному уровню, и далеко не весь их арсенал будет когда-либо использован дома. А вот корпоративным потребителям следует быть более бдительными и обратить внимание на оборудование известных производителей. Дело в том, что порой производители SOHO-оборудования лукавят и заявляют в описании устройства доступа несколько больше функций, чем оно может выполнить на самом деле. Во время производственного процесса это может привести к неоправданному простою при кажущейся работоспособности устройства, связанному с потерями времени при бесплодных попытках настройки, и, как следствие, к дополнительным затратам на приобретение нового оборудования. В общем, скупой платит дважды, и корпоративному сектору на средствах связи экономить не стоит.

А оператору? Оператору тоже приходится искать золотую середину, или, по-научному, экстремум функции, отражающей соотношение цена/качество. Качество здесь имеет более широкий смысл, чем просто качество самого изделия, будь то коммутатор Ethernet, стоящий в подвале жилого дома, или DSLAM ADSL, расположенный на территории районного узла связи. В это понятие входит также качество обслуживания и уровень техподдержки оператора поставщиком оборудования. Правильный производитель всегда предложит оператору заключить контракт на техническое обслуживание напрямую или опосредованно, через дистрибьютора. Пренебрегать таким контрактом не стоит, поскольку финансовые потери от простоя сети доступа могут быть во много раз выше цены техподдержки. Пока оператор невелик, но развивается, открывая новые узлы и постоянно испытывая дефицит средств, велик соблазн приобрести оборудование подешевле. На практике это чревато дополнительными тратами, так как узел доступа состоит не из одного только ADSL-концентратора. Обязательно потребуется мощный маршрутизатор для подключения к каналу вышестоящего провайдера, BRAS-сервер...
Возможно, следует тщательнее исследовать рынок оборудования и обратить внимание на маршрутизирующие DSLAM. А чем соединять узлы доступа, или жилые дома, или районы? Замечательно, если есть возможность протянуть оптику. Наиболее выигрышно в данном случае выглядит гигабитный или даже десятигигабитный Ethernet. К счастью, момент интернетизации наступил в России позже, чем в Европе и Америке, и этап строительства АТМ-сетей нас, в основном, миновал. Хотя до сих пор каждый ADSL- или SHDSL-модем рудиментарно использует АТМ-инкапсуляцию для передачи данных по меди и каждый DSLAM содержит внутри себя АТМ-ядро.

На стыке технологий рождаются порой неожиданные решения. Например,ADSL позволяет передавать данные со скоростью до 24 Мбит/с, а потребитель использует тариф, по которому получает не более 512 кбит/с. При этом условный КПД линии связи составляет 2-4%!!! Как было бы заманчиво часть медных пар в кабеле сэкономить и подключить жильцов соседнего дома или района...
Применяя модемы G.SHDSL, работающие по технологии бондинга, можно вынести ADSL DSLAMс узла связи поближе к потребителям, увеличив КПД линии связи в несколько раз. Или не DSLAM, а беспроводные точки доступа, и организовать hot spot.

Без проводов

На самом деле не только частные лица используют Wi-Fi (стандарт 802.11a/b/g) для доступа в Интернет на улице, в кафе, аэропорту или гостинице, да и появилась такая услуга сравнительно недавно. В силу недостаточно развитой кабельной инфраструктуры в России и сопредельных странах за последние десять лет возникли сотни операторов, оказывающих услуги доступа в Интернет корпоративным потребителям на основе беспроводных СПД. В России и Казахстане, наверное, уже не осталось крупных населенных пунктов, где не была бы развернута радиосеть. Не следует забывать и о коттеджных поселках вокруг таких городов. Тем не менее, как ни привлекательны сети доступа Wi-Fi – и недорогим оборудованием, и простотой настройки и обслуживания, – эта технология несет в себе один очень существенный изъян. Заключается он в том, что механизм передачи данных CDMA-СА (CAcollision avoidance) при помощи Wi-Fi принципиально предусматривает потерю части информационных пакетов при передаче их через эфир. При обычном доступе в Интернет в этом нет ничего страшного: утраченный пакет с данными будет перезапрошен и рано или поздно доставлен по назначению. Фактически это будет выглядеть как некоторое снижение скорости передачи данных. А вот для голосового трафика такое положение дел недопустимо, ведь речь собеседника в реальном режиме времени перезапросить нельзя. Следовательно, во время большой нагрузки на сеть такая услуга, как IP-телефония, не может быть оказана с надлежащим качеством, поскольку будут пропадать куски слов и фраз. Виною всему коллизионный принцип, по которому работает оборудование Wi-Fi, в отличие от старого Ethernet 10Base-T. Тогда в качестве концентраторов использовались хабы, и механизм работы назывался CDMA-CD (CD collision detection). Сетевая карточка, подключенная к хабу, одновременно с передачей пакета "слушала" состояние хаба и реагировала на сигнал о коллизии. В беспроводной сети все гораздо хуже: во время работы радиопередатчика приемник абонентского устройства заперт, и никакой информации о том, что точка доступа занята работой с другим абонентом, от нее не поступает. Пакеты транслируются в пустоту.

WiMAX и другие

Разумеется, с помощью Wi-Fi-оборудования оператор не может оказывать комплексных услуг корпоративным потребителям, которые как раз являются основными их покупателями. Чтобы избавиться от коллизионного домена в эфире и обеспечить потребителю работу приложений, критичных к трафику (таких, как передача телефонии и видео), следует применять оборудование детерминированного доступа (Broadband). При этом базовая станция гарантированно обменивается пакетами с абонентами, работая с каждым по очереди. Такие устройства обладают функциями маршрутизаторов, а также имеют ряд специальных функций по буферизации и приоритезации пакетов для их передачи через эфир. Это оборудование, серийно выпускаемое отечественными и зарубежными производителями, часто ошибочно называют оборудованием WiMAX. На самом деле, разумеется, ряд производителей явно поспешил заявить о выпуске WiMAX-совместимого оборудования, реализовав некоторые положения стандарта 802.16d в разных частотных диапазонах. Полнофункционального оборудования, претворяющего в жизнь все положения стандарта 802.1 6е, что подразумевает мобильность и невысокую стоимость, пока не наблюдается. Одновременно с этим "подрастают" и другие широкополосные беспроводные технологии, пригодные для эксплуатации как частными, так и корпоративными потребителями. К примеру, "Большая тройка" российских мобильных операторов уже развернула тестовые зоны 3G, а на рынке абонентских устройств имеется хороший выбор. Так что перспективы WiMAX весьма туманны.

Опубликовано: Каталог "Системы абонентского доступа"-2008
Посещений: 4590

  Автор

Константин Тузов

Константин Тузов

Менеджер отдела продаж компании ComTek

Всего статей:  1

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций