Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

ЦТВ – конец информационному вакууму

Олег Морозов
Исполнительный директор компании "Мультима",
Красноярск ("РусИнтерком",
Группа компаний "Норильск Телеком")

– Как вы считаете, кто сыграет основную роль в цифровизации России: государство или кабельные и спутниковые операторы?
– Процесс перехода нашей страны на цифровые технологии вещания связан с двумя ключевыми факторами, которые одновременно являются и драйверами и катализаторами происходящего.

Первый официально признаваемый фактор – распределение частот, требуемых для цифрового вещания в других странах, сопредельных с РФ. Понимая высокие риски условно дикого захвата свободных частотных диапазонов нашими соседями, особенно с востока, руководство страны активно реализует программу по запуску вещания ЦТВ на приграничных территориях. Кроме того, государство решает и другую, не менее важную задачу – обеспечение более качественного и широкого проникновения федеральных каналов. Как связь в рамках программы "Универсальная услуга", так и цифровизация для малых и/или удаленных населенных пунктов – это спасательная палочка из информационного вакуума.

Второй фактор – это коммерческая цифровизация, когда операторы кабельного телевидения внедряют трансляцию сигнала в цифровом формате для своих абонентов или операторы доступа в Интернет реализуют трансляцию телевидения через IP-протокол. Здесь смыслом и двигателем процесса является конкурентная гонка вооружений, подталкивающая операторов к внедрению все более современных и необычных технологий в надежде привлечь какую-то часть дополнительных абонентов. Обычно наиболее продвинутые подписчики, ищущие новых технологий, являются высокоплатежеспособными, поэтому представляют собой лакомый кусок для любого оператора.

Таким образом, процесс цифровизации активно продвигается с двух сторон – сверху и снизу. Сверху, в рамках государственных программ, преимущественно пока на приграничных территориях и снизу преимущественно в мегаполисах, крупных и средних городах, где существует заметная конкуренция за конечного абонента платного телевидения.

– Какие требования будут выдвинуты телекоммуникационному оборудованию, предназначенному для перехода на цифровизацию?
– Оборудование, реализующее передачу сигнала в цифровом виде со стороны оператора, должно быть недорогим и надежным. Спектр различных моделей, вариантов, производителей уже сейчас настолько велик, что говорить о соответствии стандартам нет необходимости. Кабельным операторам, реализующим подписку с применением систем кодирования, немного сложнее, так как среди систем кодирования нет и не может быть единого стандарта.

Что касается так называемых абонентских приставок, то здесь все еще проще. Как только территории, граничащие с Китаем, освоили вещание в цифровом формате, Китай освоил производство дешевых приставок, позволяющих быстро и успешно решать проблемы россиян. Мировые производители телевизоров также не отстают, и практически все телевизионные приемники, стоящие сейчас на полках магазинов, готовы принимать цифровое телевидение как из эфира, так и из кабеля, без каких-либо дополнительных устройств.

– На ваш взгляд, почему переход на цифровое вещание так важен для России?
– На мой взгляд, один из самых значительных дивидендов, которые получит Россия в процессе перехода на цифровое телевидение, – глубокое переосмысление того, что транслируется телезрителям. Огромные технические возможности новых технологий ставят ребром вопрос о ценности и качестве производимого контента. Когда исчезнет необходимость в сетевом партнерстве, когда региональные каналы станут в один ряд не только с федеральными каналами, но и с роликами из YouTube, станет понятно, кто чего стоит. Ведь если раньше решение о попадании на голубой экран всегда было сопряжено с некоторыми сложностями, и попадали не все, то теперь этой проблемы не будет, и каждый, получив необходимые лицензии и разрешения, сможет вещать наравне с федеральными телеканалами. Куда при этом будет перемещаться аудитория, как изменятся рейтинги, насколько телевизионное вещание сможет остановить отток аудитории в Интернет – вот главные вопросы, на которые будет дан ответ в процессе цифровизации.

– Как вы оцениваете перспективы развития российского телевидения на ближайшие 5–10 лет?
– Основные изменения, которые будут реализованы в ближайшие годы, – технологического свойства. Возможность смотреть не только один-два канала на удаленных территориях или возможность выбирать себе каналы по интересам в крупных городах – это прорыв, который повлечет за собой сильнейшую миграцию аудитории. С ростом благосостояния все большее проникновение будет получать услуга платного телевидения, а значит, будет ослабевать влияние государства на перечень того, что смотрят жители нашей страны.

Вслед за технологическими изменениями последуют маркетинговые – начнут меняться вкусы и потребности аудитории. Она станет более требовательной, а значит более разобщенной. Это породит возникновение новых и развитие существующих нишевых каналов, снижение влияния общедоступных каналов первого мультиплекса.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2011
Посещений: 4119

Статьи по теме

  Автор

Олег Морозов

Олег Морозов

Исполнительный директор компании "Мультима" (г. Красноярск), РусИнтерКом

Всего статей:  3

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций