В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Артем Ермолаев
Директор Департамента государственной политики в области информатизации и информационных технологий
В рамках пресс-брифинга Минсвязи, состоявшегося 1 декабря с.г. в конференц-зале министерства, на вопросы журналистов ответил директор Департамента государственной политики в области информатизации и информационных технологий Артем Валерьевич Ермолаев.
- Артем Валерьевич, сегодня Вы принимали участие в заседании по вопросам информатизации, состоявшемся в Белом доме. Расскажите, пожалуйста, какие вопросы обсуждались?
- Примерный круг вопросов - степень подготовки системного проекта по электронному правительству, готовность к переводу госуслуг в электронный вид, работа по внесению изменений в ФЦП "Электронная Россия".
Вопросы информатизации, особенно в части внедрения электронного правительства и электронных услуг, сейчас крайне важны. В этом году состоится заключительное заседание Госсовета под председательством Президента РФ Дмитрия Медведева, тема которого - использование современных информационных технологий в сфере госуслуг. Соответствующие проекты поручены Комиссии по модернизации экономики. Создание электронного правительства стало приоритетным направлением деятельности Правительства РФ до 2012 г.
- Входит ли в сферу ваших обсуждений закон о технопарках?
- Программа развития технопарков, конечно, входит в сферу деятельности Министерства связи, и мы уделяем ей пристальное внимание. Ведь от нее зависит дальнейшее развитие инновационных технологий и высокотехнологичного производства на территории РФ.
Напомню, что программа по технопаркам стартовала в 2007 г. Были выбраны субъекты Российской Федерации, в которых планировалась организация технопарков, была определена их отраслевая специфика. В связи с задержкой финансирования реальная работа по технопаркам фактически началась только в 2008 г. При этом, когда мы провели инспекцию деятельности субъектов, выяснилось, что нужна некоторая корректировка и унификация планов по созданию технопарков, уточнение самой концепции. Важно было не допустить "размывания" идеи технопарка, ведь доходило до того, что технопарками считали просто обычные бизнес-центры.
Кроме того, мы столкнулись и с рядом других, чисто практических трудностей. Например, субъектам РФ часто очень сложно получить землю в собственность просто ввиду отсутствия соответствующих нормативных документов.
Чтобы решить вышеназванные проблемы, мы приступили к разработке федерального закона о технопарках. Первостепенная наша задача - выработать идеологическую модель, которая в 2010 г. ляжет в основу федерального закона.
Хотел бы напомнить, что в этом году начала действовать президентская комиссия по модернизации экономики, которая определила приоритетные проекты с точки зрения инноваций. И первый вопрос, который встал перед правительством (в том числе и перед нашим министерством): "Как использовать инфраструктуру инновационного развития - технопарк для реализации этих проектов?". Проблема в том, что инфраструктуры технопарков, техниковнедренческих зон существуют сегодня в отрыве от приоритетных модернизационных проектов, которые определила комиссия. Сейчас мы ведем совместную с Минэкономразвития работу по вопросам конкретного использования технопарков и техниковнедренческих зон (либо в едином, либо во взаимоувязанном цикле).
- Кто разрабатывает этот закон?
- Непосредственно нормотворческой деятельностью занимается, безусловно, Министерство связи. Кроме того, создана межведомственная комиссия из представителей всех субъектов Федерации, которые участвуют в программе развития технопарков. Также мы получаем предложения Института правоведения при Правительстве РФ, прислушиваемся к консультациям Минэкономразвития.
Как я уже говорил, важно не разрушить саму идею технопарка. Мы должны выработать единую идеологию и только потом закрепить ее в рамках закона.
- Программа финансирования технопарков была заморожена?
- Нет, хотя в связи с финансовым кризисом бюджет был секвестирован, и первоначально выделенные на 2009 г. 3 млрд рублей сократили до 1,9. Это связано с тем, что целый ряд субъектов Федерации не был готов софинансировать и реализовывать программу, потому что либо их земли находились в федеральной собственности, либо сама концепция технопарков уходила не в то русло, и усилия концентрировались не на решении задач высокотехнологичного производства, а на совершенно посторонней деятельности. Построить здание технопарка - проблема небольшая. Вопрос в том, что же будет внутри, есть ли в субъектах Федерации инноваторы и стартапы, которые готовы развивать высокотехнологичное производство.
- Артем Валерьевич, какое финансирование программы заложено на следующий год?
- Этот вопрос нам еще предстоит обсудить с Минфином. Изначально было также запланировано выделить порядка 3 млрд рублей, но сумма может измениться в зависимости от того, будет ли продлеваться программа и будет ли она соотноситься с программами Минэкономразвития и Минобрнауки.
- В России 60-70% населения не пользуются компьютерами. Как ваше министерство будет решать эту проблему?
- Вопрос актуальный. Действительно, даже если мы сейчас приложим все усилия, чтобы создать услуги в электронном виде, перед нами встает проблема обучения, и не только граждан, но и госслужащих.
В странах Евросоюза, например, есть специальные программы, направленные на обучение представителей малого и среднего бизнеса, да и вообще населения, компьютерной грамотности. Соответствующие дисциплины преподаются в школах и вузах.
Мы же сейчас занимаемся детализацией проекта по созданию центров переквалификации. На российском рынке действует множество вендоров, которые активно создают учебные центры, где проводится обучение пользованию их продуктами.
Мы хотим предложить им финансировать центры переквалификации, на базе которых мы могли бы обучать пользователей просто компьютерной грамотности. Причем речь идет скорее не о прямых финансовых вливаниях, а о готовности вендоров оборудовать эти центры своей техникой, компьютерами, устанавливать на них свои программные продукты.
Также следует отметить, что основным заказчиком ФЦП "Электронная Россия" является Федеральное агентство по образованию, которое должно создать некоторую методику подготовки госслужащих и выделить на их обучение часть своих финансовых средств.
Еще одно из предложенных решений проблемы обучения - ввести требование по обязательной аттестации госслужащих, которая должна подразумевать определенный уровень владения информационными технологиями, в том числе в области оказания госуслуг. Необходимо также расширять школьную образовательную программу в области ИТ.
- Сколько времени, на Ваш взгляд, потребуется, чтобы приблизиться к уровню зарубежных стран по развитию электронного правительства?
- Существуют два рейтинга для такой оценки: готовность к сетевому миру и степень реализации программы электронного правительства. Оба эти рейтинга включают в себя не только наличие услуг в электронном виде, но и степень грамотности населения, до ступности Интернета, приоритизации задачи предоставления электронных услуг в деятельности правительства.
С точки зрения проникновения Интернета догнать, например, Финляндию, достаточно проблематично: там уровень проникновения широкополосного доступа - 90%, а вообще Интернета - 100%. Мы ставим перед собой цели, принимая во внимание особенности РФ. Наша задача сейчас - перевести целый ряд услуг в электронный вид, а мы до сих пор не представляем себе, какое количество услуг оказывается сейчас на территории нашей страны. По разным оценкам, это от 2,5 до 4 тысяч. Ничего себе разброс. Когда мы приступили к переводу услуг в электронный формат, то обнаружили, что многие из них избыточны и просто не нужны.
Проект электронного правительства мы реализуем поэтапно. Серьезного прорыва следует ожидать в ближайшие два года, особенно если учитывать сдвиг на ментальном уровне за последний год.
Электронное правительство ориентировано на государственные услуги и государственное управление в электронном виде. Давайте поговорим об услугах.
Все работы в этой сфере можно разделить на три вектора: организационные, технические и нормативно-правовые. Начнем с организационных. Что сделано? Как минимум на федеральном уровне определен перечень услуг (не менее 74) и план их перевода в электронный вид. Определены ответственные специалисты, которые подготовили уже более детальные планы по переводу этих услуг в электронный формат. Сейчас определяются услуги субъектного и муниципального значения, которые будут переводиться в электронный вид.
Что касается технической сферы, то первой частью инфраструктуры доступа к электронным услугам является портал государственных услуг, который начнет работать 15 декабря с.г. На портале будет содержаться информация об услугах, о местах их оказания, ряд необходимых документов, бланки заявлений. То есть портал станет некой единой онлайн-справочной по госуслугам, призванной сэкономить время граждан, которое тратится сегодня на хождение по инстанциям.
В этом году мы подключим несколько пилотных "инфоматов" (аналогичных распространенным сегодня во всех торговых центрах терминалам, которые используются для оплаты телефонной связи, Интернета) с целью их дальнейшего тиражирования по территории РФ. По ряду услуг в пилотном режиме будет запущен СМС-сервис (получение уведомлений с помощью СМС). В пилотном режиме отрабатывается функционирование дата-центров и единого телефонного call-центра.
В нормативно-правом поле перед нами стоит задача как по изменению действующих федеральных законов, постановлений и распоряжений правительства, так и по разработке новых законов. Для того чтобы перевести услуги в электронный вид, надо снять ограничения законодательного уровня. Минэкономразвития и Минкомсвязи совместно проводят анализ нормативной базы, уже подготовлены проекты по изменению порядка 300 федеральных законов, которые ограничивают оказание услуг в электронном виде. Проводится и работа по анализу постановлений и распоряжений правительства, ведомственных приказов. В первую очередь это касается 74 первоочередных услуг.
Параллельно разрабатываются новые законы. Это, как вы уже знаете, федеральный закон о госуслугах, разработчиком которого является Минэкономразвития. Этот закон дает определение понятиям "госуслуга", "госфункция", предписывает оказывать услуги в электронном виде, а также устанавливает, что орган государственной власти не вправе требовать документ у заявителя, если тот может его получить в другом органе государственной власти. Такая система создана для того, чтобы стимулировать ведомства интенсивно развивать свои системы для информационного обмена.
В середине следующего года гражданин уже сможет подавать заявления в электронном виде. Это станет контрольной точкой, которая покажет наш успех или неуспех в реализации поставленных задач.
- Артем Валерьевич, Вы упомянули о call-центре. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте.
- Я уже говорил о портале госуслуг, но, по статистическим данным, лишь 29% населения России пользуются Интернетом, а уровень проникновения телефонии в нашей стране, как вы знаете, намного выше, чем Интернета. По утвержденному плану к концу года должны быть созданы около 20 ведомственных call-центров. Вступает в силу ФЗ "Об открытости деятельности органов федеральной власти", который и определяет основные требования к call-центрам. Центральный call-центр будет выполнять функцию маршрутизатора, направлять звонки с теми или иными вопросами в ответствующие ведомственные call-центры. Пока это пилотный проект, которым занимается на данном этапе Ростелеком.
Объединить call-центры, обеспечить их эффективное взаимодействие, продумать алгоритмы их работы - задача нетривиальная. Мы пытаемся сделать этот сервис удобным для всех, поэтому обсуждаем варианты с субъектами РФ, с ведомствами.
Создать развитую и удобную инфраструктуру call-центров крайне важно. Они будут использоваться в том числе и при проведении таких значительных мероприятий, как перепись населения или выборы.
- Прокомментируйте, пожалуйста, вопрос о создании национальной операционной системы.
- Пытаться создавать этот проект в сложившейся ситуации и тратить на него немалые средства, на мой взгляд, экономически нецелесообразно.
Я думаю, сейчас имеет смысл произвести некоторое замещение брендового ПО свободным. Причем это необязательно решается путем прямых финансовых вливаний. Речь идет о предъявлении определенных требований к информационным системам, прежде всего к государственным: ИС должна создаваться с использованием свободного ПО и предусматривать кросс-платформенность.
- В мае с.г. на расширенном заседании коллегии министерства был озвучен прогноз о том, что российский ИТ-рынок вырастет чуть ли не на треть. Какова, на Ваш взгляд, реальная оценка изменения объема этого рынка и откуда появились такие цифры в разгар кризиса?
- Как известно, государственный сектор является одним из крупнейших заказчиков рынка информационных технологий. Перевод госуслуг в электронный формат требует немалых финансовых вложений. Задача создания электронного правительства сейчас становится приоритетной. Цифры были названы с учетом ожидаемых инвестиций со стороны госсектора.
Наша цель при внедрении электронного правительства заключается не только в том, чтобы предоставить качественный и удобный сервис для граждан при получении госуслуг, но и в том, чтобы позиционировать ИТ как приоритет при вложениях госбюджетов.
В СМИ появляются отчеты о том, что Росреестр планирует потратить, если я не ошибаюсь, около полумиллиарда рублей на перевод услуг в электронный вид.
Комиссия по модернизации экономики активно развивает проект по внедрению электронной торговли в сфере госзакупок. В этот сегмент, безусловно, госорганы также будут инвестировать немалые средства. То есть получается, что со своей стороны мы способствуем увеличению объема ИТ-рынка на уровне постановлений правительства.
Кроме того, принимаются нормативные документы, которые, на наш взгляд, чуть запоздали, и экономический эффект от них мы получим как раз в 2010 г.
С момента начала кризиса малый бизнес занялся Интернет-торговлей, что привело к увеличению спроса на информационные технологии. Бурное развитие широкополосного Интернета также ведет к росту потребления ИТ-средств.
Хочу в заключение напомнить, что ИТ-отрасль ничем не отличается от любой другой отрасли, поэтому ключевыми месяцами для нее являются октябрь, ноябрь и декабрь. О результатах 2009 г. мы сможем судить только в конце января 2010 г., когда закроются все контракты.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2009
Посещений: 4725
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций