Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Электронное правительство в РФ: пойдем другим путем?

Илья Пономарев
Депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации V созыва, председатель подкомитета по технологическому развитию, Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи. Член фракции "Справедливая Россия"

Родился в 1975 г. в Москве.
Физик по образованию.
Трудовую деятельность начал в 1989 г. в Институте проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) АН СССР.
В 1991 г. создал собственную компанию - АОЗТ "Русспрофи Лтд.", где занял позицию генерального директора.
С 1996 г. - директор по развитию и маркетингу в СНГ международной корпорации Schlumberger.
В 1998-2001 гг. работал в структурах НК ЮКОС.
В 2000-2001 гг. - соучредитель и президент венчурной компании "AR-RAVA Internet Management".
В 2001-2002 гг. - вице-президент группы компаний "Информационные Бизнес-системы" (IBS).
С 2003 г. - директор Центра новой политики Института проблем глобализации.
2006-2007 гг. - советник заместителя министра по информационным технологиям и связи РФ.
В декабре 2007 г. избран в Государственную думу РФ по спискам партии "Справедливая Россия" от Новосибирской области. Отвечает за разработку законодательства в сфере поддержки инноваций и высоких технологий.
Член Совета по национальной стратегии, Совета по внешней и оборонной политике, Общества инженеров-нефтяников.

- Илья Владимирович, будет ли государство, в частности Государственная дума, законодательными мерами стимулировать инновации в сфере ИКТ?

- Да, конечно. Только задача Госдумы - стимулировать инновации в целом, а не в каком-то отдельно взятом секторе. С другой стороны, ИКТ - наиболее структурированный сектор экономики, с четко выраженными отраслевыми ассоциациями, поэтому, скорее всего, он действительно станет пионером в области определения государственной политики поддержки инноваций.

- Какие существуют основные проблемы на пути внедрения электронного правительства?

- Я считаю, что сейчас подход к созданию электронного правительства в нашей стране в корне неправильный. Мы повторяем старые и давно исправленные ошибки США и Евросоюза, причем с учетом того, что наша система госуправления менее эффективна, чем у них, это приобретает не просто гипертрофированные, а гротескные формы. На мой взгляд, надо так менять подход к этой проблематике, чтобы все чиновники, принимающие участие в этом процессе, стали не врагами информатизации, а ее союзниками. Концептуально понимание электронного правительства в России не соответствует существующему уровню развития технологий.

Из текущих же проблем на пути внедрения электронного правительства могу выделить недостаточную межведомственную координацию (неизбежную, кстати, в рамках избранного подхода), а также нереализованную нормативную поддержку (например, отсутствие законов об электронном документе и о едином государственном регистре населения).

- Илья Владимирович, а есть ли статистика по уровню информатизации федеральных органов исполнительной власти в регионах?

- Да, такая статистика есть. Согласно докладу Института развития информационного общества (сделанного по заказу Совета по развитию информационного общества), ситуация сейчас выглядит таким образом:

  • на сайтах только 50 федеральных министерств и ведомств (59% от общего числа) приведено описание предоставляемых государственных услуг;
  • места приема граждан указаны на Web-сайтах 44 федеральных органов исполнительной власти (52% от общего числа), а графики работы подразделений, осуществляющих прием граждан, представлены только для 21 ведомства (25% от общего числа);
  • возможность загрузки бланков документов реализована для 43 ведомств (51% от общего числа), при этом онлайн-передача заполненных форм возможна только для 5 ведомств (6% от общего числа);
  • доступ к ведомственным учетным системам, реестрам и регистрам реализован на 16 сайтах (19% от общего числа);
  • транзакционные услуги реализованы только на 3 сайтах ведомств.

Эти данные были опубликованы в мае сего года, однако на сегодняшний день ситуация практически не изменилась.

Уровень внедрения системы электронного правительства в регионах крайне неравномерный, а подходы и стандарты кардинально отличаются. Так, например, есть ряд передовых регионов, в целом опередивших Федерацию и реализовавших комплексный подход (Чувашия, Тюменская область, ХМ АО, Татарстан и др.); есть регионы, имеющие отдельные компоненты электронного правительства (Новосибирск, Москва, Якутия, Чукотка, Ямал и др.), а есть ряд регионов, которые вообще практически не занимаются информатизацией.

- Недавно Вы выступали на конференции "ИКТ в госсекторе". В своем докладе Вы рассказывали о возможности иного пути, при котором государство не должно оказывать какие-либо услуги, а бюджет на e-government должен быть нулевым. Не могли бы Вы это прокомментировать?

- Я имел в виду следующее. Мы все время пытаемся поручить исполнение любой реформы ведомствам, а также заставить их определить, какие услуги они должны оказывать гражданам в электронном пространстве. Естественно, делается это в их интересах, а не в интересах общества. Такую ситуацию я считаю в корне неправильной.

Вообще говоря, государство - это не банкомат и не аппарат для продажи кока-колы. Это инструмент взаимопомощи граждан для перераспределения общественных благ. Поэтому перечень госуслуг должны формировать не чиновники, а граждане. Так что задача тех, кто занимается реализацией проекта электронного правительства - идти от спроса, а не от предложения и создать для этого необходимые механизмы. В принципе, государство уже подготовило для этого технологическую базу - это проект ОГИЦ, реализованный Росинформтехнологиями и НИИ "Восход", который, в отличие от оконфузившегося при запуске портала gosuslugi.ru, работает. Следующий шаг - методологически обеспечить открытость баз данных с помощью частных поставщиков услуг в Интернете (Yandex, Mail.ru, Rambler и т.д.).

Однако проблема заключается в том, что в процессе информатизации заинтересовано только Минкомсвязи, так как через него идет бюджет на информатизацию, а все остальные ведомства недовольны, что кто-то чужой вмешивается в их внутреннюю кухню. В подходе, который я предлагаю, ситуация с точностью до наоборот: Минкомсвязи занимается регулированием рынка, с ведомств снимается головная боль за выполнение тех функций, которые им несвойственны, а средства поднимаются частными игроками за счет трафика, возникающего при оказании госуслуг. Не нужно пытаться разобраться во внутренней кухне каждого ведомства и делать из чиновников противников информатизации. Пусть административной реформой занимается рынок, а не объекты реформирования.

Кроме того, бюджет на e-government нужно свести к нулю (ну или почти к нулю): средства государства должны направляться на развитие рынка через адресные инфраструктурные проекты.

- Существуют ли подобные проекты в мировой практике?

- Да, аналогичный проект внедрен в США, доступен по адресу data.gov. Он прост в технологическом исполнении, и на данный момент за непродолжительное время его существования в нем уже доступно 393 базы данных ведомств (сведения на июль). Государство тратит деньги только на дата-центр (что, собственно, у нас уже есть - это ОГИЦ). Остальные средства идут на гранты малым предприятиям, стимулируя тем самым конкуренцию с их стороны путем открытых конкурсов. При этом суммы там нужны на два порядка меньше, чем мы сейчас тратим на электронное правительство.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2009
Посещений: 4497

Статьи по теме

  Автор

Илья Пономарев

Илья Пономарев

Депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации V созыва, председатель подкомитета по технологическому развитию, Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи. Член фракции "Справедливая Россия"

Всего статей:  1

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций