В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Промышленные предприятия всех отраслей по всему миру начинают обращать пристальное внимание на бизнес в контексте программы "Индустрия 4.0". Внедрение проекта идет полным ходом: уже около 1/3 компаний оценивают свой уровень цифровизации как высокий. В ближайшие 5 лет доля таких компаний, как ожидается, увеличится с 33 до 72%. Отраслевые лидеры переводят в цифровой формат важнейшие функции в рамках своих внутренних вертикальных цепочек создания стоимости, а также с партнерами по горизонтальной цепочке поставок. Кроме того, они улучшают свой портфель продуктов за счет расширения цифрового функционала и включения в портфель инновационных услуг, основанных на данных.
Мировые компании заявляют о готовности ежегодно вкладывать в цифровизацию около 5% от оборота, что соответствует сумме инвестиций в размере $907 млрд. Эти инвестиции будут направлены на цифровые технологии (такие как сенсоры и устройства для подключения к сети), ПО и приложения (например, автоматизированные системы управления производственными процессами). Также компании вкладываются в обучение сотрудников и обеспечение реализации организационных преобразований. Более половины компаний (55%) предполагают, что амортизация этих расходов займет 2 года.
В течение этого перехода ежегодное сокращение затрат составит в среднем 3,6%, при этом выручка предприятий вырастет в среднем на 2,9% в год. В абсолютном выражении это соответствует в общей сложности $421 млрд в результате экономии затрат и одновременного увеличения оборота.
По итогам трансформации успешные отраслевые компании станут по-настоящему цифровыми предприятиями, в основе деятельности которых будут лежать физические продукты, дополненные цифровыми интерфейсами и инновационными услугами на основе баз данных. Эти цифровые предприятия будут сотрудничать с клиентами и поставщиками в рамках отраслевых цифровых экосистем.
Более 80% компаний предполагают, что в ближайшие 5 лет аналитика данных будет оказывать существенное влияние на процессы принятия решений.
Проблемы при внедрении проекта "Индустрия 4.0" связаны не столько с приобретением необходимых технологий, сколько с отсутствием внутренней цифровой культуры, концепции развития, обучения, а также с дефицитом специалистов. Так, почти 40% опрошенных компаний опираются на аналитические навыки и опыт отдельных сотрудников, но не имеют специальных департаментов аналитики данных.
Цифровизация оказывает воздействие на цепочку создания стоимости и в горизонтальном, и в вертикальном направлении. Это означает, что, с одной стороны, компаниям необходима более глубокая интеграция процессов и цифровизация потоков данных по всей вертикали: от разработки продуктов и закупок до производства и транспортной логистики. С другой стороны, нужно налаживать взаимодействие и в горизонтальной плоскости, т.е. с ключевыми поставщиками, клиентами и другими партнерами в цепочке создания стоимости, например при помощи инструментов отслеживания и контроля производственных маршрутов продукции. Для компаний это подразумевает создание комплексных цифровых решений.
В разных странах ставятся различные акценты: японские и немецкие корпорации используют цифровизацию прежде всего для повышения своей эффективности и качества продукции. В США наметилась тенденция к разработке новых бизнес-моделей на базе цифровых предложений и услуг и к предоставлению этих продуктов и услуг в цифровом формате в кратчайшие сроки. Китайские производители сосредоточены на том, чтобы опередить своих зарубежных конкурентов за счет сокращения затрат. Через 5 лет во всех регионах будет наблюдаться сопоставимый уровень цифровой интеграции, при этом ряд стран, такие как Япония, Германия или США, займут передовые позиции.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2016
Посещений: 3542
В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций