В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Sheremetyevo International Airport is the largest Russian airport handling scheduled international flights and continuously evolving transportation hub. In 2013, the airport services were provided to 29,3 million passengers (compared with 2012 – 11,7% more), the number of runway operations increased by 6,5% to 243 858. Sheremetyevo Airport is the base for the national carrier airline "Aeroflot".
– Кирилл Валерьевич, расскажите, пожалуйста, как вы оцениваете динамику информатизации транспортной отрасли.
– В настоящее время информатизация и автоматизация производственных процессов носит глобальный характер. Это одно из основных направлений развития транспортной отрасли в целом и авиации в частности.
Аэропорт Шереметьево также придерживается этой мировой тенденции и широко внедряет автоматизированные системы управления и новейшие информационные технологии. Главная цель при этом – повышение качества обслуживания пассажиров и авиакомпаний.
Шереметьево занимает лидирующие позиции в области информатизации. Мы первые в мире, у кого появилась услуга регистрации на рейс с помощью крупнейшего оператора интернет-телефонии Skype. В постоянном режиме вводятся другие сервисы – стойки тач-скрин, киоски саморегистрации, "Мобильные агенты" – все они призваны повысить комфорт наших пассажиров.
– В конце 2011 года в аэропорту Шереметьево был создан Центр управления аэропортом. Расскажите о его основных задачах и целях на сегодняшний день.
– Аэропорт – это сложная среда с большим числом участников. Его клиентами являются пассажиры, авиакомпании, а также компании, предоставляющие свои услуги на территории аэропорта. Основная наша задача заключается в организации процесса обслуживания пассажиров и воздушных судов.
В конце 2011 г. для оперативного управления производственной деятельностью Международного аэропорта Шереметьево, совершенствования качества бизнес-процессов и предоставления новых услуг клиентам был создан Центр управления аэропортом (ЦУА).
Основными задачами ЦУА являются корпоративное управление, планирование и контроль осуществления операционной деятельности, прогноз мониторинга реагирования на складывающуюся в аэропорту обстановку, принятие всех возможных мер по исключению аварийных, сбойных, нештатных, чрезвычайных ситуаций и координация совместной деятельности заинтересованных сторон по предотвращению аварийных и чрезвычайных ситуаций.
В ЦУА представлены инфраструктурные и производственные подразделения аэропорта, включая подразделения авиационной безопасности, а также ключевые авиакомпании и партнеры. Основным координатором всех процессов в аэропорту является сменный начальник аэропорта.
Совместно с Центром управления аэропортом дирекция по информационным технологиям Шереметьево занималась внедрением системы управления производственными процессами – Neuropie ZEUS.
ЦУА позволяет создать и поддерживать единую информационную среду, в которой всем участникам производственного процесса доступна единая информация о ситуациях в аэропорту. В системе ZEUS сотрудники работают с двумя типами событий: автоматическими (создаются системой и обычно связаны с нарушением технологического графика обслуживания воздушных судов) и пользовательскими (любые другие события, которые подразделения аэропорта считают связанными с его производственной деятельностью). Любое событие обрабатывается тем подразделением, которое отвечает за данное направление. При этом со стороны пользователей создаются события, связанные, как правило, с безопасностью, качеством обслуживания пассажиров и сбоями в работе инфраструктурных систем.
Одна из ключевых задач ЦУА – это управление изменениями. В рамках работы центра создана рабочая группа, которая вносит согласованные изменения в систему ZEUS. Создаются новые типы событий или удаляются неактуальные, разрабатываются новые показатели эффективности работы подразделений и вносятся изменения в чек-листы (создаются на многие стандартные события с указанием конкретного подразделения, ответственного за каждое из событий) на основании опыта совместной работы. Это не статичная система – ведется постоянный анализ происходящих событий. В рабочую группу подразделения ZEUS входит ответственный представитель Шереметьево, участвующий в оперативной работе аэропорта.
– Какое оборудование и IT-составляющая используются в ЦУА?
– Рабочая зона ЦУА оборудована двумя видеостенами из 18 мониторов с экраном 55". Видеосистема позволяет отображать информацию на видеостенах с любого рабочего места в ЦУА для коллективной работы с информацией. В ЦУА используются системы видеоконференцсвязи, специализированные системы производственной связи, система оповещения. В непосредственной близости от центра управления находится коммуникационный центр, где размещается оборудование, обеспечивающее работу информационных систем и систем связи.
Деятельность ЦУА осуществляется на базе данных "Синхрон" (разработка аэропорта Шереметьево), на системах управления производственными процессами и ресурсами Groundstar, Ground Fleet Management, системах видеонаблюдения, безопасности и контроля доступа, современных средств связи, а также сбора, обработки и хранения информации.
– Наличие сложных отношений между крупным аэропортом и базовым перевозчиком – довольно распространенная практика. Как у вашего аэропорта складываются отношения с авиакомпаниями?
– На данный момент все текущие вопросы с партнерами Шереметьево решаются оперативно, в том числе непосредственно в ЦУА. Например, в центре управления работают представители авиакомпании "Трансаэро". Это очень открытая компания, она с удовольствием перешла в Центр управления. Здесь также работает и участвует в производственном процессе топливно-заправочный комплекс. Налажена прямая связь с центром "Аэроэкспресс", который расположен непосредственно в аэропорту Шереметьево и управляет отсюда всеми своими поездами. Рядом с ЦУА основным перевозчиком в Шереметьево – авиакомпанией "Аэрофлот" – был построен Hub Control Center авиакомпании, из которого ведется управление всеми операциями в аэропорту. В настоящее время проблемы между производственными подразделениями аэропорта и авиакомпании решаются с помощью "двух шагов через открытую дверь", что значительно сокращает время на принятие решений в оперативной обстановке.
– Какие процессы информатизации отечественного воздушного транспорта вышли на первый план за 2013 год?
– В 2013 г. была особо актуальна тема подготовки инфраструктуры, и воздушного транспорта в частности, к встрече и обслуживанию гостей и участников Олимпийских и Пара-олимпийских игр. Аэропорт Шереметьево в рамках подготовки к Пара-олимпийским играм реализовал программу по созданию безбарьерной среды, которая включила комплекс мер по обеспечению доступности инфраструктуры аэропорта для маломобильных категорий пассажиров. На базе системы ZEUS была создана технология, позволяющая повысить оперативность и эффективность, а также упростить процедуру обслуживания данной категории пассажиров. Система позволяет координировать и контролировать процесс обслуживания пассажиров с инвалидностью.
Несколько лет назад Шереметьево поставил перед собой цель – стать лучшим аэропортом по обслуживанию пассажиров в 2015 г. в Европе. Эта цель была достигнута значительно раньше – уже по итогам 2012 г. Шереметьево был признан лучшим аэропортом по обслуживанию пассажиров в Европе, по программе исследования уровня качества в аэропортах мира (ASQ), проводимого Международным советом аэропортов (ACI). А по итогам 2013 г. Шереметьево подтвердил статус лучшего аэропорта Европы по качеству обслуживания. Шереметьево – первый российский аэропорт, который добился признания в этом авторитетном международном рейтинге.
Одним из важнейших шагов к достижению этой цели является строительство ЦУА, а также функционирование программных и аппаратных решений, которые были внедрены в течение нескольких последних лет.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2014
Посещений: 4304
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций