В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
На разговор о применении технологий информатизации и связи в решении прикладных задач на транспорте наш эксперт Юрий Иванов пригласил директора МКУ "Тюменьгортранс" Алексея Санника
Our expert talked with speaker about the application of information and communication technologies in solving applied problems in transport
– Алексей, вы не первый год занимаетесь проектами по автоматизации управления городским транспортом. Как информационные технологии помогают развитию инфраструктуры города и улучшению жизни людей, если говорить о транспорте?
– В нашей отрасли информатизация является одним из ключевых элементов для анализа ситуации на дорогах и принятия мер по улучшению дорожной обстановки. Не мы первые заметили, что только строительством новых магистралей и расширением дорожного полотна невозможно бороться с транспортными коллапсами. Из года в год растущий транспортный поток необходимо оперативно перенаправлять по оптимальным маршрутам, чтобы обеспечивать необходимый для нормальной жизни города оборот грузов и пассажиров. Прямые управленческие решения не эффективны в этом направлении без мгновенной регистрации дорожных событий, оперативного анализа ситуации, быстрого просчета вариантов разрешения возникающих проблем. Естественно, в этом смысле IT – первый и эффективный помощник транспортника.
– Какие направления IT и телекоммуникаций являются приоритетными для вашего учреждения сегодня?
– За последнюю пару лет нами внедрено несколько высокотехнологичных систем контроля и управления дорожным движением. Для их проектирования нами были заданы параметры производительности компьютерного обеспечения, объем хранимой информации, требования к скорости информационного обмена, которые разработчиками были выполнены. В качестве каналов связи, обеспечивающих обмен данными между элементами автоматизированных систем, используются оптоволоконные линии (для стационарных объектов) и радиоканалы WiMax (для связи с труднодоступными элементами системы). Качество связи хорошее, проблем нет. Для определения позиционирования транспортных средств, в первую очередь – городского общественного транспорта, используются датчики ГЛОНАСС/GPS.
– Расскажите, пожалуйста, об осуществленных проектах в 2016 г. Соответствуют ли результаты вашим ожиданиям?
– В целом результаты хорошие.
Нами еще с 2014 г. внедряются в Тюмени умные светофоры на перекрестках, по маршруту Червишевский тракт – улицы: Мориса Тореза – Профсоюзная – Дружбы – Тобольский тракт, а также по улицам Комсомольская и Первомайская. Все эти светофорные объекты работают в автоматическом режиме, подстраиваясь под транспортные потоки, и объединены автоматизированной системой управления дорожным движением (АСУДД). АСУДД получает данные от видеодетекторов, установленных по маршруту и непрерывно замеряющих скорость, интенсивность движения и плотность транспортного потока. По этим данным координируется работа светофоров, подстраиваясь под количество проходящего транспорта и создавая оптимальную "зеленую волну" по направлению. В 2016 г. численность таких светофоров доведена до 39, а видеодетекторов до 114.
Для визуального контроля ситуации на дороге на ключевых перекрестках установлены обзорные камеры, число которых достигло 35. Видео с камер транслируется на экраны в Центре управления дорожным движением (ЦУДД) "Тюменьгортранса", где дежурный персонал оперативно оценивает ситуацию и при необходимости может скорректировать работу АСУДД, мониторить работу общественного транспорта, сообщить в дежурную часть ГИБДД о совершенном ДТП.
Система постоянно развивается, на данный момент разработана проектно-сметная документация по подключению к АСУДД второй очереди светофорных объектов, находящихся на основных магистралях города Тюмени: улица Ямская, улица Ленина, улица Республики.
– То есть в ЦУДД станет видимой и управляемой дорожная обстановка на всех ключевых магистралях. Наверное, городские экстренные службы могли бы воспользоваться этой информацией? Не планируете интеграцию ИТС с системами службы "112"?
– Таких конкретных планов у нас нет, тем более что есть отдельная федеральная программа "Безопасный город". Однако службы экстренного реагирования связываются с ЦУДД для координации действий дорожной обстановки, поиска подозреваемых в кражах, угонах автотранспорта, запрашивают видеоархивы для разрешения судебных дел. Также их оперативные подразделения пользуются нашим сайтом и мобильным приложением "Тюмень. Транспорт" для определения местоположения городского транспортного средства на маршруте. Кроме этого, видеосигнал с камер наблюдения транслируется в дежурную часть ГИБДД УМВД по Тюменской области.
– Есть такое мобильное приложение?
– Это один из наших сервисов наряду с информационным порталом, информационными табло, транслирующими в режиме онлайн время прибытия автобусов к остановке. Это стало возможным после того, как все городские автобусы Тюмени были оснащены навигационными приборами ГЛОНАСС-GPS, что позволяет следить за их движением в режиме онлайн. Контроль осуществляется разработанной сотрудниками IT-подразделения МКУ "Тюменьгортранс" автоматизированной системой диспетчеризации, позволяющей контролировать соблюдение расписания и схем маршрута. Эти данные также транслируются на публичный сайт tgt72.ru и в мобильное приложение "Тюмень. Транспорт", разработанное для платформ iOS и Android и ориентированное на широкий круг пользователей. Очень важным считаю предоставление нашим пассажирам информации о реальном прибытии транспортных средств на остановочный пункт. Достаточно в мобильном приложении указать остановку и требуемый маршрут, как тут же отображается информация о фактическом времени подхода автобуса.
– Несколько лет назад появлялась информация о планах создания в Нидерландах системы, управляющей движением автомобилей в городе в автоматическом режиме. Сегодня в Европе уже не редкость беспилотные грузовики. Как вы считаете, городской транспорт реально полностью перевести на "беспилотное" вождение, перепоручив управление автоматике?
– В настоящее время доверить вождение автобуса автомату вряд ли возможно. И дело не столько в сложности задачи, сколько в ответственности за жизнь и здоровье пассажиров. Очень непростой вопрос о юридической ответственности искусственного интеллекта. Думаю, что это задача не близкого будущего, и городской общественный транспорт перейдет на "беспилотное" управление одним из последних. Более реальная перспектива – развитие интеллектуальных транспортных систем, оптимизирующих маршруты движения, снижающих время в пути, улучшающих экологическую обстановку в городе, сокращающих потребление энергоресурсов. Перспективным также остаются задачи информирования участников движения о состоянии и параметрах улично-дорожной сети города, увеличение доли остановочных пунктов, оборудованных электронных табло, и внедрение безналичной оплаты за проезд.
– Банковской картой, по отпечаткам пальцев или будет применена система распознавания лиц пассажиров?
– Вариантов несколько, пока рано говорить о конкретике.
– В продолжение разговора о реальных перспективах – каковы приоритеты развития автоматизации движения транспорта Тюмени в этом году?
– На 2017 г. поставлена задача автоматизации процесса подсчета объема пассажиропотока на маршрутах города и пассажирообмена на остановочных пунктах. Эти данные необходимы для формирования оптимальной маршрутной сети города и определения требуемого количества автобусов на маршруте. Проблемы есть, в первую очередь, технического характера. Дело в том, что на рынке довольно большое разнообразие детекторов, однако их качество и цена не всегда соответствуют ожиданиям. В частности, на наш взгляд, для реализации этой задачи и ее дальнейшего развития наиболее перспективны видеодетекторы, работающие по принципу распознавания образов. Однако все известные на рынке образцы – импортного производства, и наша задача – найти качественный, перспективный, инновационный продукт, способный не только заменить, но и опередить по многим характеристикам зарубежные аналоги. На сегодняшний день мы сотрудничаем с некоторыми разработчиками подобного оборудования.
– Раз уж речь зашла об импортозамещении, как вы считаете, уместно ли говорить о нем всерьез в части IT-технологий, по опыту вашего учреждения?
– Можно говорить о частичном замещении импортной техники. Например, в Тюмени с мая 2016 г. действуют две платные стоянки у здания администрации города, функционирование которых обеспечивает информационная система, отвечающая за работу сервисов оплаты, интернет-портала и мобильного приложения "Парковки Тюмени". Она же контролирует соблюдение правил парковки и ведет базу данных всех объектов. По успешным результатам тестирования уже решено, что парковочное пространство будет расширено – платными станут до 3500 парковочных мест в центре Тюмени, а это практически весь центр города. То есть информационная мощность системы вырастет многократно.
Ядро системы интегрировано со всеми современными средствами оплаты: платежными системами, терминалами, поддерживается обмен информационными SMS-сообщениями. То есть по своей структуре это сложный и мощный IT-продукт, который создан и инсталлирован российскими специалистами. В разработке использовано ПО и оборудование отечественного производства, хотя, конечно, комплектующие во многом импортные.
И в других проектах МКУ "Тюменьгортранс" также использует оборудование российских производителей – дорожные контроллеры, светодиодные светофоры, видеодетекторы. Разработка программно-аппаратной платформы АСУДД, о которой я говорил, также принадлежит отечественной компании, ранее уже внедрившей подобные системы в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и ряде других крупных городов. Применяем проверенные решения и вместе с тем стараемся не отставать от коллег в других регионах.
– Если все-таки пофантазировать, каким вам видится отдаленное будущее транспортной системы Тюмени?
– Мы реалисты. В обозримой перспективе "Тюменьгортранс" видит внедрение транспортной модели города, представляющей собой электронный интерактивный макет маршрутной сети. На этой модели можно будет "проигрывать" различные сложные транспортные ситуации и оценивать их последствия. Это позволит оптимизировать конфигурацию транспортных маршрутов и проектировать новые, точно прогнозируя эффект и повышая востребованность городского транспорта.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2017
Посещений: 2278
Автор
| |||
В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций