Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

IT-решения для метрополитенов

Вячеслав Курышев, главный технолог Международной ассоциации "Метро"

– Какие проекты в сфере IT и телекоммуникаций были реализованы в вашей компании в 2009 г.? Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.

– С помощью информационных технологий на метрополитенах стран СНГ решается широкий класс задач, относящихся к технологиям управления и обработки данных вычислительной техникой. Не секрет, что метрополитен является сложнейшим инженерно-техническим транспортным предприятием, включающим в себя разнообразные технические устройства и сооружения, поэтому управление им осуществляется из единого центра диспетчерами по следующим направлениям: поездному, энерго, эскалаторному, электромеханическому и т.д. В связи с развитием метрополитенов с каждым годом возрастает объем обрабатываемой информации при управлении тем или иным направлением, поэтому без применения информационных технологий в настоящее время не обойтись.

На всех 15 метрополитенах, входящих на сегодняшний день в состав Международной ассоциации "Метро" (в текущем году в ассоциацию будет принят еще и Алма-Атинский метрополитен), ежегодно проводятся работы по внедрению информационных технологий и развитию телекоммуникационных сетей. Для успешной работы всевозможных автоматизированных систем управления на большинстве метрополитенов созданы современные телекоммуникационные сети связи с использованием волоконно-оптических и щелевых кабелей связи. В связи с пуском в 2009 г. новых станций на метрополитенах Москвы и С.-Петербурга эти сети, естественно, получили дальнейшее развитие. Кроме того, на метрополитенах стран СНГ продолжается перевод части существующих станций, оборудованных устройствами автоматизированных систем диспетчерского управления, с физических, модемных линий связи на цифровые сети связи.

Исторически сложилось так, что на метрополитенах в разных службах использовалась разнообразная аппаратура телемеханики: СКЦ-67, ВРТФ, "Лисна". Для дистанционного управления и контроля поездным диспетчером стрелками и сигналами – система диспетчерской централизации (ДЦ) – на многих станциях метрополитенов еще используется устаревшая аппаратура телемеханики типа СКЦ-67. С разработкой и внедрением на многих метрополитенах комплексной автоматизированной системы диспетчерского управления устройствами метрополитена (КАС ДУ) появилась возможность включить устройства ДЦ на станции, переключить их на устройства КАС ДУ. Эта работа постоянно проводится на метрополитенах, оборудованных системой КАС ДУ.

В 2009 г. на метрополитенах продолжалась работа по замене релейных систем управления стрелками и сигналами (МРЦ) на микропроцессорные МПЦ. Эксплуатация таких систем на двух станциях и депо в Киевском метрополитене в течение 4 лет показала высокую надежность данной системы. Нельзя не сказать и еще об одной микропроцессорной системе управления инженерно-техническими устройствами и движением поездов на метрополитене – системе "Движение". Это полностью микропроцессорная  система.

Ею оборудован полностью Казанский метрополитен. В 2009 г. система стала функционировать на Казанском метрополитене в полном объеме. На С.-Петербургском метрополитене оборудована данной системой 5-я линия. Кроме таких объемных работ, на метрополитенах проводились работы менее емкие, но тем не менее очень необходимые для повышения безопасности движения поездов, как например, подсистемы контроля удаленных стрелок и сигналов (ПКСС) и подсистемы теленаблюдения за положением остряков стрелок.

Метрополитены являются весьма энергоемкими объектами, и поэтому мероприятия по энергосбережению и учету электроэнергии являются одними из основных в планах их работ на каждый год. 2009 г. не стал исключением, и работы по внедрению систем АСКУЭ были продолжены.

В связи с бурным развитием информационных технологий в последние годы на диспетчерский и руководящий аппарат метрополитена обрушился большой поток информационных, коммуникационных, аудио– и видеоданных, которые необходимо осознать, структурировать и проанализировать для принятия грамотных управленческих решений. С целью принятия оптимальных решений с минимальными затратами времени на метрополитенах стали создаваться ситуационные центры. Такие центры уже имеются в Московском и Петербургском метрополитенах, а в 2009 г. появились ситуационный центр и в Киевском метрополитене. Работа по их созданию будет продолжена и на других метрополитенах.

Основное назначение метрополитена – перевозка пассажиров. Метрополитен обязан безопасно и удобно для пассажира выполнить свою функцию. Одним из главных вопросов в сфере удобства перевозок пассажиров является вопрос оплаты проезда. И на сегодняшний день информационные технологии, примененные в данной сфере на метрополитенах Москвы, С.-Петербурга, Новосибирска, Киева, обеспечивают решение данной задачи. В 2009 г. на основе использования бесконтактных смарт-карт в Екатеринбургском метрополитене была успешно запущена в полномасштабную эксплуатацию система "Транспортная карта метро", которая явилась первым и основным этапом реализации программы "Транспортная карта Екатеринбурга". С декабря началась массовая продажа "Екарт" – пластиковых транспортных карт стоимостью 75 руб. По сути, это плата как за само изделие – смарт-карту, так и за ее активацию, то есть подключение. Гарантированный срок службы карточки – 5 лет. Единственным условием ее корректной работы является наличие положительного баланса на счету.

– Какие классы оборудования, на Ваш взгляд, необходимы сейчас для транспортной отрасли и почему?

– Про всю транспортную отрасль говорить не буду, там достаточно квалифицированных специалистов, которые прекрасно знают, что надо отрасли, а вот про метрополитены, которые непонятно кем курируются в Минтрансе, скажу.

Если посмотреть на метрополитены стран СНГ в целом, то мы увидим, что их возраст от 5 (Казанский метрополитен) до 75 лет (в этом году у Московского метрополитена в мае юбилей). И естественно набор технических средств, находящихся в эксплуатации, весьма разнообразен как по типу, так и по возрасту. Казанский метрополитен, недавно принятый в эксплуатацию, оснащен современным оборудованием и использует современные системы управления, основанные на применении информационных технологий, но и другие метрополитены после проведения работ по модернизации в той или иной мере используют современные технологии и устройства.

Данные работы метрополитенов показывают, что при возрастающих нагрузках пассажиропотока необходимо видоизменять технологию управления метрополитеном. Опыт создания и эксплуатации ситуационных центров в Московском и Петербургском метрополитенах показал правильность решения данной проблемы. Рано или поздно во всех метрополитенах появится необходимость создания таких центров, а следовательно,  и необходимость внедрения определенного типа оборудования: экраны коллективного пользования, средства видеоконференцсвязи, высококачественные звуковые системы, включающие специальные звуковые конференц-системы, электронные средства ввода графических данных, такие как документ-камеры, интерактивные дисплеи. Управление сложными аппаратными комплексами потребует создания интегрированной системы управления. Подобные системы необходимы, так как изменение состояния системы требует одновременного переключения множества устройств (коммутаторов, микшеров, источников и т.д.). А при отсутствии определенного уровня автоматизации может оказаться, что достичь оперативности без оператора будет невозможно. Это в свою очередь может привести к ошибкам, раскоординации действий, утечке конфиденциальной информации. Интегрированная система управления как бы накладывается на основную технологическую схему обработки информации и управления средой и позволяет создать для каждого проекта свой индивидуальный интерфейс управления.

Метрополитенам необходимо модернизировать устройства административно-технологической связи. Естественно, идя в ногу со временем, следует создавать технологические сети с применением волоконно-оптических кабелей и цифрового оборудования.

Важным моментом улучшения обслуживания пассажиров является перевод оплаты проезда на основе использования бесконтактных смарт-карт – карт, которые могут обмениваться информацией с другими устройствами без прямого физического контакта с ними.

Для надежной работы различных устройств автоматики на метрополитенах требуется надежное питание, а значит, необходимы надежные источники бесперебойного питания.

– Какие направления в области IT и телекоммуникаций будут для вашей компании приоритетными в 2010 г.?

– Приоритетными в 2010-м и в последующие годы на метрополитенах должны стать следующие направления:

  1. Объединение в единое временное пространство элементов корпоративной сети передачи данных, телефонных станций, систем управления технологическими процессами, систем видеонаблюдения и любого другого оборудования.
  2. Внедрение интеллектуальных систем видеонаблюдения.
  3. Переход на оплату проезда на основе использования бесконтактных смарт-карт.
  4. Создание автоматизированных систем управления технологическими процессами на базе открытого ПО и оборудования мировых производителей, показавших себя надежными в работе.
  5. Организация ситуационных центров на метрополитенах.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2010
Посещений: 7904

  Автор

Вячеслав Курышев

Вячеслав Курышев

Главный технолог Международной ассоциации "Метро"

Всего статей:  1

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций