Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

ИТКС и ГЛОНАСС для решения транспортных проблем в крупных и средних городах


Владимир
Комашинский
заместитель директора филиала ФГУП ЦНИИС ЛО ЦНИИС, д.т.н.

Александр
Парамонов
начальник отдела филиала ФГУП ЦНИИС ЛО ЦНИИС, к.т.н.

Людмила
Юрасова
заместитель
генерального директора
ОАО "НИС", к.т.н.

Практически во всех крупных и средних городах РФ существуют проблемы с организацией автомобильного движения. Причиной этих проблем является рост численности автомобильного парка, что приводит к нарушению баланса между возможностями существующей городской инфраструктуры (сети дорог и системы управления движением). Проблемы проявляются в возникновении пробок – как периодических, вызванных регулярным изменением интенсивности трафика, так и спонтанных, вызываемых дорожно-транспортными происшествиями, выходом из строя элементов управления движением и ограничениями движения из-за производства дорожных работ и т.д. Спонтанные нарушения движения свидетельствуют о низкой устойчивости дорожно-транспортной инфраструктуры к перегрузкам и отсутствии системы принятия своевременных решений по управлению трафиком. Многие проблемы также связаны с затруднением движения из-за отсутствия парковочных мест, неосведомленности водителей о наличии таких мест.

Задачи управления трафиком

Для решения указанных проблем требуется комплексный подход, включающий в себя как методы развития сети дорог, связанные со строительством объездных дорог, увеличением пропускной способности, организацией развязок, так и методы организации управления трафиком. Все решения должны основываться на детальном анализе существующего состояния инфраструктуры и транспортных потоков, а также прогнозов их изменения в перспективе. Очевидно, что методы развития дорожной сети могут оказать наибольшее влияние на состояние трафика. Однако они требуют значительных, а иногда чрезмерных капитальных вложений и физически не могут быть реализованы в короткие сроки. Методы управления трафиком требуют существенно меньших затрат и могут быть реализованы в короткие сроки, поэтому во многих случаях они являются единственной возможностью достаточно быстро если не решить, то снизить остроту существующих проблем.

Роль ИТКС и ГЛОНАСС в задачах управления трафиком

В системе управления трафиком, как и во многих иных системах управления, можно выделить следующие основные составляющие:

  • система сбора данных о текущем состоянии (мониторинг трафика);
  • система выработки решений по управлению трафиком;
  • система реализации решений по управлению трафиком.

Подход к реализации данных систем также может быть комплексным, так как для сбора данных о трафике, выработки решений и их принятия могут совместно использоваться различные системы. Например, в целях мониторинга трафика могут использоваться сообщения с постов ГИБДД, информация от камер наблюдения, информация от водителей и т.д. Для принятия решений могут быть использованы разработанные инструкции, технические вычислительные и программные средства. Для реализации решений могут быть использованы имеющиеся возможности по управлению потоками транспорта, различные методы информирования водителей транспортных средств. Следует заметить, что в данной системе особую роль играют своевременность получения данных о состоянии трафика и их достоверность, выработка и реализация решений по управлению. Существенную долю функций данной системы могут выполнять инфокоммуникационные системы.

Во всем мире развитию систем управления и мониторинга трафика уделяется значительное внимание. Разрабатываются стандарты и сети для использования в целях повышения безопасности и организации движения, например VANET (Vechicular Ad hoc Network), IEEE 802.11p. Поэтому решение данных задач следует рассматривать как эволюционный процесс, на начальном этапе которого используются возможности имеющихся средств, а по мере реализации происходит оснащение новыми системами и функциями. При современном уровне развития систем беспроводной связи (сетей мобильной связи и сетей беспроводного доступа) и систем ГЛО-НАСС, а также при высоком уровне проникновения этих технологий уже в настоящее время имеется возможность получать достаточно точные данные об изменениях интенсивности транспортных потоков. Частные решения этих задач уже существуют. Как правило, для оценки параметров трафика используются системы глобального позиционирования (ГЛОНАСС) в сочетании с системами подвижной связи (СПС). Такие решения дают возможность получать точную информацию при условии достаточно высокого уровня проникновения таких систем, то есть при оснащении ими достаточно большого числа транспортных средств. В настоящее время проникновение СПС настолько велико, что с достаточной уверенностью можно полагать, что каждый водитель или пассажир имеет включенный мобильный телефон или терминал беспроводного доступа. Поэтому в качестве альтернативного или дополнительного решения можно предложить использование данных о местоположении абонентов, получаемых в сетях подвижной связи и сетях беспроводного доступа. Для этой цели могут быть использованы методы статистической обработки данных, позволяющие оценить параметры автомобильного трафика по изменениям числа абонентов и времени их нахождения в зонах обслуживания различных базовых станций. Также могут быть использованы и иные методы позиционирования абонентов, реализованные в СПС и сетях доступа различных стандартов. Преимущества данного подхода в том, что он не требует оснащения транспортных средств специальным оборудованием, что может снизить стоимость и ускорить реализацию системы.


Следует отметить, что оснащение значительного числа транспортных средств системами беспроводной связи, глобального позиционирования и контроля состояния (автомобиля и водителя) открывает дополнительные возможности по организации системы управления трафиком и повышения безопасности движения. Использование таких систем способно приносить пользу в части организации движения, управления парковочными местами, в своевременном информировании водителей, а также в части безопасности. Кроме того, внедрение таких средств является фактором стимулирования отечественных производителей оборудования связи. На рис. 1 приведена условная схема взаимодействия СПС и сетей беспроводного доступа с системой управления трафиком.

Системы выработки решений по управлению трафиком также могут сочетать различные методы, например такие, как выбор заранее разработанного сценария или поиска решения с использованием вычислительных средств и специального программного обеспечения. Эти системы могут строиться с применением современных вычислительных и специализированных программных средств для анализа и моделирования транспортных потоков. Задачи по выработке решений могут быть реализованы в виде программного обеспечения, разрабатываемого на основе методов теории вероятностей и математической статистики, теории массового обслуживания, теории графов. Система управления должна функционировать в непрерывном цикле, включающем в себя основные этапы сбора данных, их анализ, выработку решений управления, анализ эффективности принятых решений (рис. 2).

Практическая структура и алгоритм работы системы управления являются более сложными, так как они должны учитывать не только текущее состояние, но и прогнозировать изменения параметров трафика с учетом различных влияющих факторов. Данные об этих факторах также должны поступать в систему от различных поставщиков (данных), так или иначе влияющих на систему дорог и потоки трафика (данные ГИБДД, данные об ограничениях движения, о планируемых мероприятиях и т.д.).

Система реализации решений может сочетать в себе активные действия по управлению потоками транспорта (прямое управление), такие как режимы регулирования перекрестков, изменение числа полос движения, направления потоков и др., а также информирование водителей (навигационное устройство, вещательное радио, мобильные средства связи, FM-RDS-TMC) о рекомендуемом маршруте движения (косвенное управление). Следует отметить, что, решая задачу выбора и распределения маршрутов централизованно, например в центре обработки данных, имеется возможность более эффективно влиять на потоки, чем в случае локальных решений, принимаемых индивидуальными средствами (навигационными устройствами), c учетом того, что их проникновение еще недостаточно велико.

На эффективность такой системы существенно влияют возможности существующей инфраструктуры по прямому управлению потоками трафика, проникновение средств подвижной связи и беспроводного доступа, своевременность информирования водителей об изменениях маршрутов. Учитывая, что проникновение средств подвижной связи и беспроводного доступа среди населения достаточно высоко, а также в большинстве случаев имеются средства прямого управления потоками транспорта, можно полагать, что реализация такой системы управления может оказать положительное влияние на транспортную ситуацию в целом.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2012
Посещений: 7007

Статьи по теме

  Автор

Владимир Комашинский

Владимир Комашинский

СПбГУТ им.проф.М.А. Бонч-Бруевича, д.т.н.

Всего статей:  8

  Автор

 

Александр Парамонов

начальник отдела филиала ФГУП ЦНИИС – ЛО ЦНИИС, к.т.н.

Всего статей:  3

  Автор

 

Людмила Юрасова

заместитель генерального директора ОАО "НИС", к.т.н.

Всего статей:  1

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций