В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Оперспективах развития дистанционного банковского обслуживания, а также о других актуальных IT-проектах в интервью журналу "Технологии и средства связи" рассказывает Андрей Чавтур, заместитель председателя правления "Азиатско-Тихоокеанского банка" (АТБ), курирующий информационные технологии и операционный блок.
On the prospects of the remote banking services development, as well as on other pressing IT-projects in an interview with " and means of Сommunication Technologies & Equipment" says Andrew Chavtur, deputy chairman of the "Asian-Pacific Bank" (ATB), in charge of information technology, and an operating unit.
– Какова структура IT-подразделения АТБ и какие задачи оно призвано решать?
– Структуру IT банка образуют три департамента: "Развития технологий", "Сопровождения банковских систем" и "Поддержки инфраструктуры". Основная часть IT-подразделений у нас сосредоточена в городе Благовещенск – в регионе, с которого фактически и началась деятельность банка. В головном офисе банка работает около 150 сотрудников перечисленных департаментов и еще около 100 – в региональной сети. Недавно мы решили создать новый центр компетенций в Новосибирске – в нем пока работает 10 специалистов. Приоритетными задачами служб IT являются организация надежной и доступной IT-инфраструктуры, обеспечивающей масштабируемость и бесперебойность бизнеса, а также реализация проектов, направленных на развитие конкурентных преимуществ банка в обслуживании клиентов.
– Расскажите о ключевых IT-проектах банка, которые уже были завершены в 2015–2016 гг. или планируются к завершению в ближайшем будущем.
– Среди крупных, сравнительно недавно реализованных инфраструктурных проектов стоит выделить создание двух ЦОДов: на 1000 кВт в Белогорске и на 250 кВт в Благовещенске. Расстояние между ними составляет около 150 км, поэтому мы выбирали катастрофоустойчивые решения с учетом риска возникновения любых возможных катаклизмов. Суммарная площадь помещений ЦОДа в Белогорске составляет 800 м², что позволит нам по мере необходимости расширять его инфраструктуру в течение минимум десяти лет. Для обеих площадок были закуплены современные серверы, которые на российском рынке есть лишь у нескольких крупнейших банков. Наводнение, случившееся на Амуре в 2013 г., стало для нас хорошим уроком и подстегнуло к тому, чтобы уделить особое внимание катастрофоустойчивости дата-центров. Поэтому обе наши площадки ЦОДов зарезервированы по схеме N+1.
– Имеют ли обе площадки сертификацию Uptime Institute по стандартам Tier?
– Некоторое время назад мы рассматривали возможность такой сертификации, но решили повременить, поскольку пока не намерены предоставлять на базе наших дата-центров IT-услуги сторонним компаниям (это не являлось бы профильным бизнесом для банка). А для внутреннего использования наличие таких дорогостоящих сертификатов не принципиально – лишь бы инфраструктура наших дата-центров действительно была надежна. Тем более что по большинству характеристик обе наши площадки ЦОДов соответствуют требованиям Tier 2. Разве что за исключением того, что площадка в Белогорске располагается не в отдельно стоящем и полностью выделенном под нее здании, как того требует Tier 2. Кроме того, в ближайшее время мы намерены закольцевать обе площадки, превратив их в единый распределенный дата-центр с запасом по масштабируемости на долгие годы вперед. Кстати говоря, ЦОД далеко не единственный проект, направленный на обеспечение масштабируемости бизнеса. В частности, в этом году мы полностью меняем всю инженерно-аппаратную инфраструктуру собственного процессингового центра АТБ, который существует с 2009 г. Благодаря этому наш бизнес, связанный с пластиковыми картами, станет более надежным и масштабируемым, а это направление является, пожалуй, наиболее требовательным к непрерывности.
– А каковы наиболее актуальные IT-проекты в сфере повышения качества обслуживания клиентов?
– К наиболее важным проектам на ближайшие несколько лет относится внедрение CRM (как единого операционного фронт-офиса), реализация новой системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) и создание единого корпоративного хранилища данных. Трудно представить себе крупный и современный банк без этих решений. Благодаря их реализации мы намерены совершить качественный скачок в своем развитии.
– Что будет представлять собой CRM-система банка?
– Мы выбрали качественное и надежное решение, многократно обкатанное в банковской среде. Для нас это не просто внедрение системы управления взаимоотношениями с клиентами, а создание единого операционного фронт-офиса. Это означает, что после завершения проекта все специалисты по обслуживанию клиентов будут взаимодействовать с ними исключительно посредством CRM. В этой же системе мы намерены реализовать (или закольцевать в нем) некоторые не слишком характерные для CRM процессы, в частности – кредитный фронт-офис для физических и юридических лиц, а также collection (все стадии сопровождения задолженности). Проект этот очень масштабный, поэтому мы разбили его на пять этапов. Первый этап завершился осенью нынешнего года – в его рамках на работу в CRM полностью переводится call-центр банка. В рамках второго этапа в ноябре этого года в CRM-системе будут реализованы процессы заведения и идентификации клиента. К осени следующего года мы планируем развернуть в нем единый операционный фронт-офис, а к декабрю 2017 г. – collection и кредитный конвейер для юридических лиц. Это позволит нам предлагать клиентам банковские продукты оптимальным способом, а также кардинально улучшить анализ продаж. Кроме того, внедрение CRM направлено на повышение лояльности клиентов.
– Возвращаясь к актуальным IT-проектам банка – неужели у АТБ отсутствует система дистанционного обслуживания клиентов?
– Безусловно, мы осуществляем дистанционное банковское обслуживание в течение ряда лет, но на сегодняшний день оно уже не отвечает потребностям рынка, а также нашему видению его функционала и перспектив развития. За последние три года требования к системам ДБО существенно изменились. Мы поставили перед собой амбициозную задачу – внедрить систему ДБО, которая позволит нам войти как минимум в ТОП 15 среди аналогичных финансовых сервисов. Мы рассматривали разные варианты, но в итоге выбрали не коробочное решение "под ключ", поскольку решили отталкиваться от собственного понимания того, каким должно быть ДБО и в чем заключается его удобство для клиентов. Параллельно мы концептуально изменили свой брендбук, и новое ДБО, конечно, будет соответствовать новому имиджу банка.
– На какой стадии находится этот проект?
– Система находится в стадии бета-тестирования, и к концу этого года мы запустим в промышленную эксплуатацию как интернет-банк, так и мобильный банк (будет доступен на всех популярных платформах, включая Apple iOS, Google Android и Windows Phone). Уровень проникновения смартфонов растет быстрыми темпами, и мы рассчитываем, что после запуска обновленного ДБО основная часть транзакций перейдет в него. Соответственно, мы существенно разгрузим отделения от низкомаржинальных услуг, таких, например, как совершение коммунальных платежей.
– Каковы планы банка в отношении развития хранилища данных?
– То локальное хранилище, которое банк использует последние несколько лет, не отвечает современным реалиям и изменившимся требованиям. Поэтому мы обратились к промышленным решениям. В результате тендера выбор пал на полнофункциональное многокомпонентное решение, построенное на базе сервис-ориентированной архитектуры (SOA), внедрением которого мы занимаемся второй год. Внедрение КХД по определению быстрым не бывает, поскольку требует обогащения и четкого структурирования данных. На сегодняшний день мы завели в хранилище все основные секции и приняли решение на будущий год формировать отчетность по МСФО уже на базе данных в этом хранилище. В этом году мы намерены приступить к переносу всех внутренних отчетов со старого хранилища на новое. Наша цель – превратить решение в единое, централизованное хранилище всех данных банка.
– Планируете ли вы развивать на базе хранилища решения для анализа больших данных?
– Про Big Data сейчас не говорит только ленивый, и, видимо, скоро эти решения плотно войдут в банковскую среду. Пока мы для себя рассматриваем это явление как перспективную технологию, от которой следует ожидать в недалеком будущем практической пользы.
– Насколько актуально для АТБ использование IT-аутсорсинга и, в частности, облачного аутсорсинга IT-сервисов?
– Мы отдаем на аутсорсинг обслуживание наших банкоматов, но далеко не везде. Кроме того, все серверы, шина данных, системы хранения и другое дорогостоящее IT-оборудование также обслуживается и поддерживается аутсорсерами – вендорами и интеграторами. Все остальные элементы IT-инфраструктуры мы обслуживаем самостоятельно. Что же касается облачного аутсорсинга, то его использование затруднено тем, что все наши системы тесно интегрированы друг с другом. И если бы мы решили вынести какую-то нашу систему во внешнее облако, то нам бы пришлось обеспечить ее интеграцию из этого облака с нашей IT-инфраструктурой, что попросту нецелесообразно. Поэтому у нас все построено по сути на базе собственного, частного облака. Поскольку все системы у нас работают централизованно, для подключения к ним (развертывания сети, например) не требуется ничего, кроме каналов связи.
– Есть ли у сотрудников АТБ возможность и потребность в удаленной работе посредством мобильных устройств?
– Мы не используем модель BYOD, поскольку 90% персонала банка составляют операционисты, которые работают на своих рабочих местах с жестко определенной IT-инфраструктурой. И им попросту незачем работать ни на каких альтернативных устройствах. При этом во всех основных офисах у нас есть Wi-Fi, но он отделен от корпоративной сети банка и в основном ориентирован на клиентов. Сотрудников, которые ездят в командировки, мы снабжаем ноутбуками. Такого, чтобы кто-то мог со своих персональных устройств поработать и в офисе, и дома, у нас не практикуется. Мы к этому относимся очень осторожно по причинам безопасности. Исключение составляет только топ-менеджмент, обладающий возможностью удаленной работы посредством мобильных гаджетов.
– Как вы относитесь к инициативам в области импортозамещения в IT?
– АТБ – полностью коммерческий банк, а потому не находится под давлением, и никто не пытается заставить нас использовать исключительно отечественные решения в сфере информационных технологий. Мы руководствуемся прежде всего потребностями бизнеса. К сожалению, отечественные разработки пока в основной массе не могут составить адекватную конкуренцию (с точки зрения надежности, функциональности и производительности) импортным IT-решениям таких вендоров, как Oracle, IBM, H P, Cisco и др.
– На ваш взгляд, какие технологии в сфере IT будут актуальны для банковского сектора в 2017 г.? За какими технологиями будущее?
– Во-первых, весь банкинг уходит в интернет-каналы, поэтому будущее однозначно за дистанционным обслуживанием в режиме 24/7, причем на мобильных устройствах. А во-вторых, банковский сектор остро нуждается в системах предиктивного анализа потребностей клиентов на основе поведения и каких-то происходящих событий. С помощью таких систем банки могут делать клиентам предложения прямо в режиме онлайн – скажем, на основе его текущего месторасположения прислать ему информацию об актуальной акции банка или его партнеров в непосредственной близости от него.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #5, 2016
Посещений: 2917
Автор
| |||
В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций