В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Виталии Слизень
Генеральный директор национального оператора связи
"Синтерра"
– Как бы Вы могли охарактеризовать нынешний уровень развития телекоммуникаций в России, какие есть сложности и пути их решения?
– Развитие телекоммуникаций в стране следует за ее географическими особенностями. Оно определяется как наличием городов-миллионников, где сосредоточены промышленность и бизнес, так и территорий, измеряемых десятками или даже сотнями километров, где плотность населения составляет порой всего лишь 0,04 чел/км2. Такая география накладывает отпечаток на развитие связной инфраструктуры и характеризуется высоким уровнем проникновения Интернета в крупных городах, а также наличием значительного количества небольших населенных пунктов, где порой наземная инфраструктура вовсе отсутствует. Реализуя национальный проект "Образование", мы убедились, что в России очень много "белых пятен" в наземной инфраструктуре, причем не только на Дальнем Востоке и "северах", но даже, например, в Тверской области, Подмосковье, Поволжье. При этом доли населения страны, проживающего в малых городах и в сельской местности, составляют 12 и 33% соответственно.
Основным драйвером развития телекоммуникационного рынка и его инфраструктуры является конкуренция. Но, как известно, она возникает только тогда и там, где для этого есть условия, то есть в российских реалиях – в промышленных центрах. Для развития конкурентной среды в небольших населенных пунктах, где чаще всего инфраструктура ограничивается сетями МРК, проложенными еще в советские годы, нужны другие шаги и, в частности, активные действия государства. Поэтому так важны и необходимы объединенные усилия ФАС и Минкомсвязи, нацеленные на решение этих проблем.
Регулирование имущественных отношений на 99% выходит за рамки Федерального закона "О связи". В значительной степени именно имущественные отношения между существенными операторами и другими участниками рынка (доступ к кабельной канализации, предоставление в аренду площадей под оборудование, доступ на объекты связи) определяют эффективность бизнеса операторов связи, и именно по ним наблюдаются постоянные столкновения интересов сторон. Поэтому без государственного вмешательства не обойтись. В связи с этим особенно ценны своевременные предложения ФАС, которая разработала проект постановления правительства, определяющий правила недискриминационного доступа.
– Как сложившаяся экономическая ситуация может сказаться на развитии широкополосных мультисервисных сетей?
– Действительно, сообщения о возможном сокращении или приостановке региональных инвестиционных программ уже сделал целый ряд крупных операторов, таких как "Вымпелком", ЮТК, "Сибирьтелеком", "Акадо". В этой ситуации серьезную роль должны сыграть партнерские схемы, позволяющие операторам не останавливаться в своем развитии при сокращении CAPEX. Например, "Синтерра" на базе своей уже созданной мощной национальной инфраструктуры готова предложить операторам полный спектр телекоммуникационных услуг, от магистрального доступа в Интернет и аренды магистральных каналов до ресурсов национальной сети дата-центров и центров обработки вызовов.
– Как сократить затраты CAPEX и OPEX в настоящей экономической ситуации? Что подвергается секвестру? На чем планируете экономить?
– Если говорить о "Синтерре", то ранее запланированные проекты компании строго выполняются. В части сокращения издержек речь идет об оптимизации прямых и операционных затрат, а также о дополнительной работе по диверсификации партнеров – мы выбираем компании, с которыми нам наиболее выгодно работать. Я имею в виду интеграторов, поставщиков оборудования, региональных подрядчиков в наших федеральных проектах.
Говоря о ситуации на операторском рынке в целом, еще раз хочу подчеркнуть важность использования партнерских схем. Именно они позволят операторам не оставаться один на один с кризисом. В качестве еще одного примера таких партнерских решений для создания широкополосной инфраструктуры в малых городах приведу нашу программу "мини-сети WiMAX" для городов с населением менее 100 тыс. человек. Развертывание WiMAX-сети в этом проекте требует от оператора-партнера скромных инвестиций (порядка 21 тыс. евро) по сравнению с созданием сетей "последней мили" на другой технологии. Мы надеемся, что это дополнительно подтолкнет региональных операторов к участию в проекте в рамках текущей экономической ситуации. Тем более что после запуска в январе в коммерческую эксплуатацию первой в России мобильной WiMAX-сети в Апрелевке мы можем с уверенностью сказать, что создан "коробочный продукт" программы "мини-сети WiMAX".
Названная мной сумма в 21 тыс. евро включает полное решение "под ключ", то есть поставку оборудования, строительство и запуск сети WiMAX, полное оформление разрешительных документов на ее эксплуатацию, быстрое подключение к магистральной инфраструктуре "Синтерры" и консалтинговые услуги.
На данный момент помимо Апрелевки в коммерческой эксплуатации находятся три партнерские сети, работающие в режиме беспроводного фиксированного доступа, – в Курске, Рязани и Грозном, а в режиме тестовой эксплуатации и оформления – 15 сетей в Сибири, Поволжье, Центральном регионе, на Юге и Дальнем Востоке. Кроме того, ведутся работы по строительству еще 40 сетей.
– Как не допустить снижение ARPU? Как удается сохранять лояльность абонентов? Каковы могут быть дополнительные доходы оператора? Если планируются к внедрению какие-либо новые услуги, то какие? Насколько они могут быть востребованы пользователем?
– В нынешнем телекоме доля услуг доступа в ARPU оператора неуклонно падает. По моему мнению, она стабилизируется на незначительном числе процентов общего ARPU. Остальное должны занять сервисы и контент, доступ к которым абонент получает с помощью оператора. В перспективе точкой монетизации станет именно контент.
Расширение емкости сетей абонентского доступа происходит одновременно с падением стоимости Интернет-трафика. И уже не важно, какой из операторов подключил следующий миллион абонентов, главное, что еще один миллион автоматически стал пользователем Яндекса, Рамблера, Mail.ru, Google и т.д.
Вот только где эта точка монетизации возникнет, пока не понятно. Чтобы она возникла на стороне оператора "последней мили", он должен стремиться приблизить контент к потребителю, для чего ему нужно отойти от телекома как такового и углубиться в информационные технологии, вплотную затрагивающие вопросы контентного наполнения сетей.
Учитывая, что основной рост абонентских баз перемещается из столиц в регионы, операторам нужно будет "выдвигать" контент именно туда, а значит, нужны качественные региональные площадки для хранения контента, имеющие высокую степень связанности с местной и столичной телекоммуникационной инфраструктурой, – это подтолкнет к развитию регионального рынка ЦОД, в который "Синтерра" уже внесла свою лепту, открыв первой крупные коммерческие ЦОД помимо Москвы в Томске, Новосибирске, Ставрополе и Краснодаре.
Кроме того, в кризис возрастет востребованность инновационных технологий и услуг аутсорсинга, причем не только малым и средним, но и крупным бизнесом. Многие компании задумываются о сокращении издержек, и одним из вариантов экономии может являться аутсорсинг IT-услуг. В этом случае оптимально использование коммерческих ЦОД с получением полного комплекса телекоммуникационных сервисов при отсутствии собственных инвестиций в строительство собственных ЦОД. Отдав IT-инфраструктуру на аутсорсинг, компания четко сможет контролировать уровень затрат и регулировать их, изменяя качество или набор сервисов в соответствии с текущими потребностями. В связи с этим мы ожидаем, что к услугам национальной сети ЦОД "Синтерры" будут проявлять все более пристальный интерес как существующие клиенты, так и те компании, которые еще только планируют перевод части непрофильных функций на аутсорсинг.
Кстати, существуют именно контентные услуги ЦОД, позволяющие предприятиям еще более существенно экономить, а операторам – повысить свой ARPU. Сейчас возможно отказаться не только от покупки сервера и его обслуживания, но и от покупки дорогостоящего программного обеспечения – предприятия будут постепенно переходить на SааS (Software as a Service, или "ПО как услуга"). Это еще более повышает свободу маневра в условиях кризиса. Мы активно развиваем на базе наших ЦОД совместную программу "Синтерры", Microsoft и Infobox, которая позволяет компаниям во всех регионах России использовать на условиях аренды ПО Microsoft, которое раньше можно было только купить. Для примера, чтобы оснастить офис из 15 сотрудников основными корпоративными приложениями, такими как Microsoft Exchange, корпоративный портал на основе Windows SharePoint Services, 1С, и рядом других программ, нужно потратить порядка 150 тыс. руб. (с учетом покупки сервера), а услуга Infobox по аренде серверного пространства с набором того же ПО для тех же 15 человек обойдется в 10 тыс. руб. ежемесячно, причем это будут всегда настроенные и обновленные версии.
Опубликовано: Каталог "Широкополосные мультисервисные сети"-2009
Посещений: 4720
Автор
| |||
В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций