Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Краудсорсинг для государственного управления


Анна Коробова
Начальник отдела службы "одного окна"
префектуры Зеленоградского
административного округа г. Москвы, к.э.н.

Термин "краудсорсинг" (от англ. crowd - толпа и sourcing - источник, использование ресурсов) означает передачу отдельных производственных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора. При этом используется коллективный интеллект и синергия взаимодействия большого количества людей. Краудсорсинг позволяет агрегировать информацию, опыт, мнения, прогнозы, предпочтения и оценки. Классификация технологий краудсорсинга проводится по функциям и типам решаемых им задач, кругу задействованных участников, типам и способам привлечения людей, способам комбинирования и распределения задач, способам оценки выполнения задач, степени вовлечения компьютера в работу людей, роли человека в процессе краудсорсинга, типам мотивации, способам организации и координации работы, способам агрегации информации и т.д. [1, 2].

Краудсорсинг в России

В России активно развиваются инициативы, использующие технологии краудсорсинга, позволяющие привлечь экспертное сообщество для выработки конструктивных предложений по модернизации экономики и стимулированию инноваций. Например, в российском проекте "Открытое правительство" включены механизмы социальных сетей для общественного обсуждения законопроектов, сбора предложений по совершенствованию системы управления (болыноеправительство.рф, россиябездураков.рф, http://zakonoproekt2012.ru/). Другим примером является недавно запущенная Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Witology инициатива по улучшению инвестиционного климата (сайт проекта: http://asil2.ru), включивший к настоящему времени на специализированных краудсорсинговых площадках коллективную проработку десяти стратегических инициатив от оптимизации условий для экспортной деятельности до реагирования на обращения предпринимателей и налогового администрирования. Лучшие предложения обсуждаются на рабочих группах Национальной предпринимательской инициативы (НПИ), включаются в итоговые документы "дорожных карт", представляемые на рассмотрение Наблюдательному совету АСИ при Правительстве РФ и утверждаемые распоряжениями Правительства РФ. К настоящему времени также завершен проект Московской объединенной энергетической компании (МОЭК) "Оптимизация теплоснабжения - диалог с потребителем".

В октябре 2012 г. стартовал совместный краудсорсинг-проект префектуры Зеленоградского административного округа и компании "Витология" по поиску новых путей развития Зеленограда www.zelao.ru/ru/news/48/11826/.

Профессиональная сеть "Госбук", "Регионалочка", многие аналогичные региональные и муниципальные проекты также основаны на использовании краудсорсинга. Широко распространены такие проекты с использованием геоинформационных систем для обратной связи с правительствами. Например, в европейских странах люди могут указать местоположение на карте, написать о правонарушении, проблеме и проголосовать за нее. Это пример краудсорсинга для поддержания системной обратной связи и контроля работы подрядных организаций.

Подобный проект был запущен в 2011 г. Правительством Москвы для оценки состояния и качества уборки дорог, работы и расположения светофоров, дорожных знаков (портал www.doroga.mos.ru), работ по реализации программ комплексного развития (портал "Наш город" gorod.mos.ru). В бизнес-среде использование социальных краудсорсинговых сетей также получило широкое распространение для решения задач по всему маркетинговому миксу 5Р во многих отраслях от текстильной промышленности, IT, банковского сектора, сферы общепита до автомобильной и даже военной отрасли [3].

Краудсорсинг-проект префектуры Зеленоградского АО

В октябре 2012 г. стартовал совместный краудсорсинг-проект префектуры Зеленоградского административного округа и компании "Витология" по поиску новых путей развития Зеленограда (www.zelao.ru/ru/news/48/11826/). Специфика этого краудсорсинг-проекта в том, что люди обсуждают не сегодняшний день, как это принято обычно, а перспективу - будущее. Участники выявляют тренды, которые могут повлиять на округ через десятилетие, предлагают идеи, каким должен быть город в 2022 г., и решения, как этого достичь.


Основные этапы работы в рамках реализации проекта описаны ниже. Наглядно же эти этапы можно увидеть на рисунке.

  1. Генерация трендов в приоритетных отраслях. На данном этапе участники описали, какие тренды окажут влияние на развитие приоритетных сфер в Зеленограде - нанотехнологий и микроэлектроники, информационных технологий, медицинского приборостроения (биомедицинских систем). 1 Э.ЮК6 участники описали, какие общемировые тренды, российские тренды, местные тренды, окажут влияние на развитие города.
  2. Ранжирование трендов. Участники определили, какие из трендов, описанных на предыдущих этапах, наиболее значимы для развития Зеленограда и окажут на город в целом серьезное влияние.
  3. Генерация желаемых образов будущего. На данном этапе участники описали желаемый образ Зеленограда, каким город должен стать к 2022 г., а также задали качественные и количественные критерии оценки достижения этого образа.
  4. Командная доработка желаемых образов будущего. Участники объединились в команды вокруг идей по образам желаемого будущего и совместными усилиями будут их совершенствовать.
  5. Ранжирование желаемых образов будущего. Участники определили, какие из всех предложенных образов будущего являются самыми желанными и заслуживают воплощения в жизнь.
  6. Генерация условий реализации желаемых образов будущего. На данном этапе участники описали необходимые условия реализации желаемых образов будущего, попавших в топ-3 по итогам ранжирования.
  7. Критика условий реализации желаемых образов будущего. Участники сформулировали свою критику и сомнения в адрес описанных условий, необходимых для реализации желаемых образов будущего.
  8. Командная доработка условий реализации желаемых образов будущего. Участники объединились в команды вокруг идей по условиям реализации желаемых образов будущего и совершенствуют свои предложения совместными усилиями с учетом критических замечаний, сформулированных на предыдущем этапе.
  9. Ранжирование условий реализации желаемых образов будущего. Участники определили, какие их всех описанных условий реализации желаемых образов будущего являются самыми значимыми и наиболее проработанными.
  10. Впереди еще этапы, связанные с генерацией мероприятий.

Первый месяц работы площадки показал высокий интерес пользователей. Всего зарегистрировалось более 820 участников. Большинство из них зеленоградцы (79%), 21% - жители из других округов Москвы и регионов России. Есть и зарубежные участники - из Америки, стран Европы, и даже из Сан-Марино. Всем им, как оказалось, интересно поучаствовать в обсуждении будущего интеллектуальной столицы России - Зеленограда.

Возрастной диапазон участников колеблется от 14 до 75 лет, хотя преобладает возрастная категория от 20 до 40 лет. На первом этапе участники проекта определяли тренды, то есть некие тенденции, которые к 2022 г. изменят картину мира. По предположениям краудсорсеров мировыми трендами станут переход к городскому самоуправлению, политика энергосбережения и экологический транспорт. Из российских тенденций были названы отток квалифицированных кадров за границу, приток населения в Москву, увеличение господдержки инновационных предприятий и критическое состояние коммунальных сетей.

При этом Зеленограду грозит увеличение транспортной напряженности, превращение в спальный район, утрата статуса наукограда и отток квалифицированных специалистов в другие округа Москвы и за границу.

В противовес пессимистическим трендам было следующее задание проекта - его участники должны были ответить на вопрос: "В каком городе вы хотите жить в 2022 г.?". Всего было представлено 676 идей будущего Зеленограда - от откровенно фантастических до рациональных и вполне реальных. Из них на следующие этапы генерации условий и мероприятий достижения образов будущего развития Зеленограда было отобрано четыре идеи: Зеленоград 2022 - один из ведущих российских и известный мировой научно-технологически-производственный и культурно-образовательный центр (кластер); удобный для жизни город; центр социальных инноваций; центр промышленного туризма.

Кроме того, на площадке развернулись обсуждение создания системы велодорожек, превращения зеленоградских библиотек в модное место для коворкинга, были высказаны идеи по организации досуга и семейного отдыха в Зеленограде, новых форматах развлечений, новогодних праздников и др. Всего за месяц на площадке сформулировано 935 предложений, оставлено 5704 комментариев, выставлено 13374 оценок. Проект продлится до конца декабря 2012 г. и можно еще успеть изучить на практическом примере, как работает эта технология для планирования развития города.

Эти и многие другие примеры показывают, что с помощью сетевого общения и краудсорсинга можно эффективно решать задачи любой сложности - от брендинга территории, планирования развития городов до оптимизации процессов оказания государственных и муниципальных услуг.

Литература

  1. Иванов В.В., Коробова А.Н. Международные технологии краудсорсинга для развития инновационных кластерных зон // Российский внешнеэкономический вестник. - 2012. - № 2, 3. Статья опубликована также на портале Госбук: www.gosbook.ru/node/49760
  2. Карелов С. Краудсорсинг - вчера, сегодня, завтра ittp://witology.com/3813.html
  3. Witopedia. Энциклопедия Witology nttp ://wiki .witology.com

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2012
Посещений: 7612

Статьи по теме

  Автор

Анна Коробова

Анна Коробова

Начальник отдела службы "одного окна"
префектуры Зеленоградского
административного округа г. Москвы, к.э.н.

Всего статей:  1

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций