В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Павел Медников
Независимый эксперт
Компьютеризация торговой отрасли свершилась - это можно считать состоявшимся фактом. Запуская новое торговое предприятие, его владельцы привычно закладывают в бюджет расходы на автоматизацию бизнеса и, в частности, на организацию сети передачи данных внутри предприятия.
Известно, что построение структурированной кабельной системы (СКС) является оптимальным подходом к организации сети передачи данных. Несмотря на немалую стоимость проектирования и развертывания СКС, затраты на ее дальнейшую эксплуатацию и развитие поддаются прогнозированию и оценке. В отличие от сетей, развертываемых "по месту" (как ни странно, такой подход встречается довольно часто), грамотно спроектированная СКС предприятия обладает практически бесконечным потенциалом развития и дальнейшей модернизации.
В кабельной системе крупных розничных магазинов и торговых сетей всегда существует целый ряд подсетей: локальная IP-сеть (как правило, организованная на базе Ethernet), сеть аналоговой телефонии, системы видеонаблюдения, охранный контур, пожарная сигнализация, система аварийного оповещения, система громкой связи, система управления зданием и т.п. Однако для небольших магазинов подобные проекты довольно редки по причине их чрезвычайной дороговизны. Поэтому для них основная часть проектов подразумевает построение кабельных систем, предназначенных для передачи голоса и компьютерных данных.
В большинстве случаев стационарное рабочее место сотрудника, будь то кабинет менеджера, рабочее место кассира или терминал продавца-консультанта, снабжено одним аналоговым телефонным и одним Ethernet-портом, что требует прокладки до рабочего места двух кабельных линий, если следовать существующим стандартам. В то же время развитие IP-телефонии и снижение стоимости VoIP-решений, делает использование технологий передачи голоса по IP-сетям все более привлекательным для потребителей. Удобства же, предоставляемые технологией VoIP, оставляют традиционную телефонию далеко позади.
И IP-телефоны, и персональные компьютеры, и "тонкие клиенты" (терминалы), которые могут быть установлены на рабочих местах, используют для передачи данных один и тот же протокол (TCP/IP и Ethernet на более низком уровне) и одинаковую среду. Таким образом, если на строящемся объекте отказаться от аналоговой телефонии в пользу VoIP-решений, количество портов СКС на каждом рабочем месте можно сократить вдвое.
Многие IP-телефоны, выпущенные серьезными производителями, оснащены двумя Ethernet-портами, один из которых используется для подключения аппарата к Ethernet-сети предприятия, а второй - для параллельного подключения компьютера или "тонкого клиента". Таким образом, единственный Ethernet-порт на рабочем месте пользователя будет использоваться для передачи и голоса, и данных. Это позволит снизить стоимость развертывания СКС для клиента и, что немаловажно, значительно сократит время, затрачиваемое исполнителем на монтажные работы, поскольку объем работ уменьшится. Снижение стоимости развертывания сети достигается за счет сокращения объема используемых материалов и затрат на монтаж, а также за счет сокращения количества используемого активного сетевого оборудования.
Естественно, если принять во внимание стоимость VoIP-оборудования таких производителей, как Cisco Systems, то экономия на количестве портов СКС не будет ощущаться заказчиком. Однако наша основная цель - создание гибкой масштабируемой системы, требующей малых затрат на обслуживание, - будет достигнута. Кроме того, в отдельных случаях IP-телефоны могут быть заменены программными решениями, устанавливаемыми на компьютеры пользователей (softphone), что значительно сократит стоимость VoIP-части проекта.
Не секрет, что для любого торгового предприятия крайне важна система видеонаблюдения, и при ее планировании имеет смысл задуматься о том, чтобы использовать в качестве среды передачи данных все ту же Ethernet-сеть, заменив аналоговые видеокамеры на IP-камеры или используя промежуточные видеохабы для оцифровки сигнала с группы аналоговых камер, расположенных локально. "Витая пара" дешевле, чем качественный кабель, используемый для передачи аналогового видеоизображения. Оцифрованное видео, передаваемое посредством протокола TCP/IP, не подвержено искажениям вне зависимости от расстояния от источника данных (видеокамеры) до оператора системы видеонаблюдения и записывающего устройства. Запись уже оцифрованного видеосигнала предъявляет очень скромные требования по производительности к записывающему устройству, если сравнивать с решениями, предполагающими оцифровку всего поступающего видеопотока непосредственно на устройстве для записи. Кроме того, использование Ethernet-сети в качестве среды для передачи данных позволяет организовать групповой доступ к видеокамерам для всех заинтересованных лиц, равно как и применять для видеозаписи несколько независимых устройств, расположенных в различных частях здания.
Использование IP-камер для видеонаблюдения позволяет также сэкономить на монтажных работах. Кабели для передачи аналогового видеосигнала часто обладают большим сечением, что затрудняет их прокладку и требует организации дополнительных кабельных каналов. Кроме того, аналоговый сигнал чувствителен к помехам, создаваемым, в частности, высоковольтной проводкой, электродвигателями вентиляционного и климатического оборудования и др. Все это требует соблюдения ряда дополнительных условий при прокладке сигнальных кабелей и повышает сложность (и стоимость) проекта.
Единая среда для передачи нескольких типов данных накладывает некоторые ограничения на применяемое оборудование и часто требует от заказчика дополнительных затрат на его приобретение. Например, IP-камера с качественной сменной оптикой ощутимо превосходит по цене аналоговую камеру со схожими показателями, а простейший IP-телефон существенно дороже офисного аналогового аппарата. Однако сроки сдачи проекта, затраты на эксплуатацию и развитие кабельной системы, использующей единую среду передачи данных, на порядок ниже, если сравнивать с гетерогенной кабельной системой.
Основной плюс - в обслуживании сети передачи данных для всех трех служб может быть задействован один и тот же персонал, дорогостоящие специалисты обслуживают лишь оконечное оборудование (а в некоторых случаях не требуется и этого). Другой плюс - нет необходимости закладывать кабельные резервы для каждой из служб, в случае необходимости та или иная служба может развиваться за счет общего резерва (порты Ethernet-коммутаторов, оптические каналы и др.). Еще один плюс - большую часть оборудования, использующего для передачи данных протокол TCP/IP, можно контролировать при помощи протокола управления SNMP, отдельные устройства конфигурируются при помощи утилиты telnet или снабжены Web-интерфейсом. Все это позволяет выстроить централизованную систему конфигурирования и мониторинга работы входящего в состав сети оборудования с использованием стандартных инструментов, применяемых в компьютерных сетях.
Предлагаемый подход может с успехом применяться как в небольших магазинах, так и в крупных торговых залах. В первом случае достаточно двух-трех web-камер, коммутатора начального уровня и IP-телефона, обслуживаемого SIP-провайдером (например, небезызвестным Sipnet). В случае крупного торгового объекта (супермаркета или мегамолла) объем необходимого оборудования и вложений будет немного серьезнее, однако общий вектор движения останется прежним - в направлении Ethernet'изации максимального количества возможных служб. Для малого магазина этот путь даже более интересен. Поскольку малый бизнес не может похвастаться возможностью потратить значительные суммы на обслуживание собственной IT-инфраструктуры, а на рынке наблюдается огромная нехватка специалистов (да и сами специалисты не спешат сотрудничать с малым бизнесом), единственный шанс получить действенную поддержку собственному IT-хозяйству - это организовать его таким образом, чтобы для его обслуживания не требовалось быть "IT-гуру". Это справедливо и для огромных проектов, где задействованы десятки специалистов, ведь подобрать десять адекватных сотрудников гораздо труднее, чем одного (а ведь их нужно еще и сплотить в единую команду). Таким образом, вопрос технологический внезапно оказался завязанным с вопросом кадровым.
Еще одним направлением снижения затрат на развертывание сетей передачи данных является применение беспроводных технологий, в частности Wi-Fi. Понятно, что размещение беспроводных точек доступа в ключевых точках объекта позволяет организовать среду передачи данных, в которой пользователь не привязан к физическому Ethernet-порту. В этом случае добавление к сети новых рабочих мест до определенного момента не требует вообще никаких затрат при условии, что рабочее место оснащено оборудованием, способным работать с Wi-Fi. Поскольку пропускная способность каждой из точек доступа имеет предел, рано или поздно их количество потребуется увеличить, однако добавление точки доступа требует гораздо меньших трудозатрат и, как правило, меньше времени, если сравнить с прокладкой дополнительных кабельных линий до рабочих мест.
Однако у Wi-Fi есть две особенности, всерьез тормозящие широкое распространение данной технологии: первая - это невысокая пропускная способность канала, усугубляемая тем, что все подключившиеся к одной точке доступа клиенты делят канал между собой; вторая - это невысокая безопасность беспроводного соединения, несмотря на использование всех современных средств и методов ее обеспечения. Все это делает целесообразным применение Wi-Fi в следующих случаях:
Тем не менее беспроводные решения, пожалуй, являются одним из оптимальных вариантов для организации сети в небольших торговых предприятиях. Малая площадь подобных заведений позволяет ограничиться единственной точкой доступа, а правильно подобранное оборудование и грамотная его настройка сделают сеть в должной мере защищенной.
Еще один момент: многие магазины, особенно небольшие, расположены в арендованных помещениях, где арендодатель далеко не всегда дает согласие на проведение работ по прокладке кабеля. Wi-Fi-оборудование позволяет решить эту проблему. Кроме того, применение беспроводных решений делает малое предприятие мобильным и позволяет в случае необходимости без потерь перенести инфраструктуру в новое помещение, развернув сеть на новом месте в считанные часы.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2007
Посещений: 5540
Автор
| |||
В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций