Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

На арену выходят регионы

Уровень проникновения ШПД в Москве и Московской области освещен представителями московских компаний, но мы решили узнать, какова ситуация в регионах России и обратились к представителям региональных компаний со следующими вопросами:

1. Как Вы оцениваете процент проникновения широкополосного доступа в вашем регионе? Прокомментируйте, пожалуйста.

2. Сколько абонентов (в процентах) вашего региона, по вашим оценкам, имели в 2008 г. широкополосный доступ в Интернет и сколько будут иметь его к концу 2009 г.?

3. Финансовый кризис еще раз показал, что миром правят финансы. Насколько кризис кредитного рынка в России может сказаться в ближайшее время на динамике производства и потребления услуг и возможностей ШПД? Будет ли продолжаться рост или произойдет падение темпов развития рынка?


Александр Сергиенко
Генеральный директор ЗАО "АИСТ"

1. Сразу оговорюсь: мы в "АИСТе" под ШПД не подразумеваем ADSL-услуги. Таким образом, если говорить о действительно широкополосном доступе, то уровень проникновения в двух крупнейших городах Самарского региона – Самаре и Тольятти, по нашим оценкам, составляет пока не более 10%. Причем тенденции развития рынка ШПД в основном, видимо, будут повторять историю развития мобильной связи: сначала крупные города, потом – остальная территория. Так, рост клиентской базы ШПД в 2008 г. происходил в основном в двух крупных городах – Самаре и Тольятти. Этому способствовал как платежеспособный спрос со стороны новых клиентов, так и спрос клиентов других технологий (dial up, ADSL и пр.) на ШПД. Жесткая конкуренция ШПД с другими технологиями доступа в сеть Интернет зачастую велась в сегменте цены доступа, вследствие чего наблюдались низкие и даже "нулевые" тарифы на подключение. Вместе с тем развитие новых "тяжелых сервисов" (видеофайлы, фото, игровые приложения и т.д.), безусловно, добавит в ближайшем будущем конкурентных преимуществ ШПД-линиям.

2. Мы прогнозируем в 2009 г. развитие двух противоположно направленных процессов, которые будут влиять на уровень проникновения ШПД:
•    замедление строительства сетей ШПД в связи с тяжелой ситуацией на финансовых рынках и, как следствие, – сворачивание  многими  операторами своих программ развития;
•    продолжение роста подключений клиентов на ШПД-сети операторов, которые успели построить сети в докризисный период.
Понятно, что сетей ШПД построено было немного, поэтому общая тенденция на рынке ШПД – замедление. Если говорить о Самаре и Тольятти, мы прогнозируем к концу года уровень проникновения порядка 20%. Такой оптимистичный прогноз базируется на том факте, что "АИСТ" в 2008 г. реализовал крупный инвестиционный проект по строительству сетей Triple Play в двух крупнейших городах региона. Весь 2009 г. мы будем развивать сеть доступа и наращивать количество подключений.

3. Безусловно, сбои в работе финансовых рынков уже вызвали негативные последствия во всех сферах жизни нашего общества, но глубина кризиса и в настоящее время пока не ясна. Сейчас многие эксперты обсуждают жизнеспособность так называемой новой модели капитализма, основанной не на формуле Маркса "деньги – товар – деньги", а работавшей по формуле "деньги – ценные бумаги – деньги". Куда всех нас приведет этот кризис, никто не берется сказать. Вместе с тем, понятно, что, какие бы причины ни лежали в основе тех или иных кризисных явлений, если национальную и мировые валюты лихорадит, то о стабильности развития говорить не приходится. Влияние кредитного рынка на развитие услуг ШПД, по нашим оценкам, не так велико в сравнении, например, с рынком автокредитования. Причина тому – невысокая стоимость подключения и текущих платежей абонента. Второй момент – все комплектующие для развития сетей ШПД, как правило, импортного производства. Поэтому если говорить о влиянии на производителей рынка кредитования, то речь может идти о процессах, которые развиваются за рубежом – США и Китае.


Олег Попов
Заместитель генерального директора, коммерческий директор ОАО "Северо-Западный Телеком"

1. Северо-Западный   федеральный округ отличается самой высокой телефонной плотностью в России, соответствующей уровню стран Восточной Европы (36 телефонных аппаратов (ТА) в округе, в Санкт-Петербурге – 52 ТА на 100 жителей). Значительно выше среднероссийских и показатели округа в части проникновения других инфотеле-коммуникационных услуг: компьютеров (28 в СЗФО, 16 в России), Интернета (30 в СЗФО, 25 в России), в том числе широкополосного доступа в Интернет (8 в СЗФО, 5 в России). Такова была ситуация по оценкам Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации по итогам 2007 г.
Как следствие, эти факторы способствуют активному развитию рыночной конкуренции в отрасли и предопределяют достаточно высокий спрос на современные услуги связи. При этом основной востребованной услугой уже стала не телефония, а услуги широкополосного доступа в Интернет.
Можно сказать, что в СЗФО отправной точкой активного роста или даже скачка в развитии ШПД стал вывод на массовый рынок (рынок физических лиц) услуги "Авангард" ОАО "СЗТ" в начале 2006 г. За несколько последних лет рынок ШПД приблизился к насыщению. Конечно, в большей степени это касается Санкт-Петербурга и нескольких областных (республиканских) центров, где наиболее сильна конкуренция среди Интернет-провайдеров. Так, по оценкам аналитиков, проникновение ШПД в Санкт-Петербурге составило уже около 50%, другие регионы СЗФО развиваются с отставанием 1–2 года. В регионах (даже на уровне районных центров) есть еще достаточный резерв для наращивания абонентской базы.

2. В СЗФО ОАО "СЗТ" обслуживает порядка 4,5 млн абонентов фиксированной связи. На конец 2008 г. количество пользователей ШПД нашей компании приблизилось к 650 тыс. (с учетом физических лиц и ШПД-портов, подключенных корпоративным клиентам). То есть каждый наш седьмой абонент телефонии уже стал пользователем ШПД.
Этот показатель на уровне региона в целом значительно выше, что связано с высоким уровнем конкуренции на перспективном рынке услуг ШПД в СЗФО.

3. Пока мы не испытываем оттока или снижения спроса на наши услуги, в том числе ШПД. Во многом это связано с тем, что на сегодняшний день уровень расходов населения на связь невысокий и значительно ниже среднеевропейского. Поэтому частные абоненты в обозримом будущем, по нашим прогнозам, не будут сокращать свои расходы на услуги фиксированной связи. Что касается динамики подключений, то благодаря привлекательным маркетинговым инициативам СЗТ мы ожидаем роста абонентской базы.
На наш взгляд, в краткосрочной перспективе кризис может отразиться в первую очередь на корпоративном сегменте. У бизнес-клиентов будет наблюдаться снижение уровня потребления услуг связи вследствие оптимизации компаниями своих текущих расходов и отказа от реализации планов развития. Однако, несмотря на эти негативные тенденции, мы не прогнозируем существенного влияния на нашу выручку и темпы роста рынка в целом. Учитывая напряженность момента, мы внимательно отслеживаем ситуацию на местах и предпринимаем шаги по активизации продаж в условиях кризиса.
Что касается ситуации в целом... Да, мы сократили свою инвестиционную программу на 2009 г. до 5,4 млрд руб. Но при этом мы будем повышать качество инвестиций, вкладываясь, прежде всего, в проекты по развитию новых услуг (в том числе – в развитие сети ШПД) со сроком отдачи 3–5 лет. Мы считаем, что это положительно скажется на рентабельности бизнеса компании. Гарантом финансовой устойчивости СЗТ станет также то, что мы обеспечим инвестиции 2009 г. полностью за счет собственных средств.


Дмитрий Курилов
Коммерческий директор ОАО "Сибирьтелеком"

1. По оценкам "Сибирьтелекома на конец 2008 г. средний уровень проникновения широкополосного доступа в Сибирском федеральном округе составил 12,4%. Мы прогнозируем дальнейшее увеличение данного показателя, к концу 2009 г. он может достигнуть порядка 15%.
Также необходимо отметить, что в крупных городах сибирского региона уровень проникновения услуг ШПД значительно выше среднего значения за счет высокой конкуренции со стороны альтернативных операторов.
В то же время потенциальный спрос на услуги ШПД в 4-м квартале 2008 г. по СФО составлял около 168 тыс. портов.

2. По итогам 2008 г., 9,5% абонентов от общей абонентской базы "Сибирьтелекома" являются абонентами широкополосного доступа в сеть Интернет. В прошлом году компания в 2 раза увеличила число своих Интернет-пользователей (ШПД), превысив отметку 410 тыс. человек. В 2009 г. положительные тенденции по приросту абонентов в сегменте рынка ШПД сохранятся.

З. В условиях мирового финансового кризиса в 2009 г. абоненты прежде всего задумываются об оптимизации расходов, что, естественно, затрагивает и затраты на IT-услуги. Последствием снижения расходов абонентов может стать падение выручки телекоммуникационных операторов и снижение темпов прироста ключевых финансовых показателей. Возникает угроза незначительного сокращения абонентской базы, что заставит операторов прилагать больше маркетинговых усилий по привлечению и удержанию существующих и потенциальных клиентов. При этом телекоммуникационные операторы по инерции будут стимулировать абонентов больше пользоваться телекоммуникационными услугами, используя такие механизмы, как предоставление услуг в долг, формирование новых ценовых и пакетных предложений. Расходы на создание дополнительных сервисов, повышение лояльности клиентов и маркетинг будут определяться финансовой устойчивостью операторов. В данных обстоятельствах они будут вынуждены сократить инвестиции на развитие новых услуг и сервисов, что может привести к замедлению темпов развития рынка. Эти тенденции проявятся и на рынке ШПД. Можно прогнозировать некоторое замедление темпов его развития, но в целом рынок ШПД останется перспективным и высококонкурентным, даже в кризисных условиях.


Аркадий Самойлов
Заместитель генерального директора, коммерческий директор ОАО "ЮТК"

1. В целом по Южному федеральному округу (ЮФО) средние темпы прироста абонентской базы в ближайшие годы, по нашим оценкам, должны составить не менее 60%, при этом основной прирост абонентской базы придется на 2009 г. На конец указанного периода проникновение пользователей услуг ШПД составит около 10% домохозяйств ЮФО. К концу 2008 г. мы оцениваем проникновение услуг ШПД на уровне около 6,5% домохозяйств.

2. По итогам 2008 года пользователями ШПД являлись около 9% абонентов ОАО "ЮТК". К концу 2009 г. прогнозируется увеличение данного показателя до уровня не менее 13%.

3. Учитывая, что в условиях кризиса увеличивается необходимость в обмене информацией, особенно быстром и своевременном, пользователи будут продолжать пользоваться телекоммуникационными услугами и значительного снижения темпов роста телеком-рынка не произойдет. По предварительным оценкам, в 2008 г. (когда начался кризис) доходы от новых услуг ЮТК увеличились в 1,5 раза по сравнению с 2007 г. Количество Интернет-пользователей широкополосного доступа выросло более чем в два раза (до 351 тыс. пользователей).

Опубликовано: Каталог "Широкополосные мультисервисные сети"-2009
Посещений: 5827

Статьи по теме

  Автор

Александр Сергиенко

Александр Сергиенко

Генеральный директор ЗАО "АИСТ" (г. Тольятти)

Всего статей:  3

  Автор

Олег Попов

Олег Попов

Заместитель генерального директора, коммерческий директор ОАО "Северо-Западный Телеком"

Всего статей:  2

  Автор

Дмитрий Курилов

Дмитрий Курилов

Коммерческий директор ОАО "Сибирьтелеком"

Всего статей:  2

  Автор

Аркадий Самойлов

Аркадий Самойлов

Заместитель генерального директора, коммерческий директор ОАО "ЮТК"

Всего статей:  2

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций