В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Планируемое вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию обусловливает необходимость обеспечения нового уровня информатизации Таможенной службы России, соответствующего требованиям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. В соответствии с этой конвенцией таможенная служба должна при выборе форм таможенного контроля использовать систему управления рисками, внедрять предварительное информирование и электронное декларирование.
Выполнение этих требований является основной целью работ проектных подразделений Главного научно-информационного вычислительного центра ФТС России (ГНИВЦ) в настоящее время и на ближайшую перспективу. Основной целью деятельности ГНИВЦ является содействие таможенным органам РФ в повышении эффективности их работы в деле защиты экономического суверенитета и безопасности России.
В соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации документы и сведения, необходимые для таможенного оформления и контроля, могут представляться участником внешнеэкономической деятельности (заинтересованным лицом) в электронном виде. Нормы о возможности представления сведений таможенным органам в форме электронных документов содержатся в статьях 63, 72, 81, 102, 124, 127, 363, 425 Таможенного кодекса.
В общем случае представление сведений заинтересованным лицом в форме электронных документов предполагает либо передачу информации на магнитном (оптическом, электронном) носителе информации непосредственно сотруднику таможенного органа, либо передачу информации по каналам связи. При этом как первый, так и второй способ в настоящее время используются в таможенных органах, и они, вероятно, будут параллельно развиваться и использоваться в дальнейшем. Но если в настоящее время основная часть получаемой таможенными органами информации поступает на магнитных носителях в процессе непосредственного взаимодействия таможенных инспекторов с участниками ВЭД (заинтересованными лицами), а незначительная часть передается по каналам связи, то в ближайшей перспективе это соотношение должно качественно измениться.
По оценкам специалистов ФТС России, с использованием каналов связи в таможенные органы в виде электронных документов может поступать до 80-85% всей необходимой информации, в том числе и предварительной. И все необходимые предпосылки для реализации такого взаимодействия уже имеются.
Основной организационно-технической проблемой, которая решалась в последние 2 года специалистами ФТС России для повсеместного внедрения эффективных способов электронного взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов, было создание и внедрение унифицированных решений для такого взаимодействия, применимых в различных таможенных органах и различными категориями участников ВЭД. Кроме того, в полном объеме должны были соблюдены требования законодательства и нормативной базы РФ и ФТС России в области информационной безопасности и защиты от несанкционированного доступа.
На протяжении многих лет схемы подключения внешних организаций к автоматизированным системам федеральных органов исполнительной власти (в том числе и к ЕАИС таможенных органов) основывались на абонентских пунктах, а информационное взаимодействие фактически организовывалось на территориальном уровне (уровне таможенных постов) по принципу "точка - точка".
Очевидно, что данная схема имеет свои преимущества, к основным из которых можно отнести простоту технической реализации и относительно низкие затраты непосредственно на подключение. Применительно к таможенной деятельности основные затраты по реализации данной схемы ложатся на участника ВЭД (владельца СВХ, таможенного брокера), который обеспечивает канал связи до таможенного органа, средства защиты информации и т.п.
Однако имеются и существенные недостатки, к которым следует отнести:
Практика использования электронной формы декларирования в таможенных органах показала, что имеется ряд ограничений, связанных, в первую очередь, со сложной схемой подключения участников ВЭД.
Поэтому в 2004 г. в ГНИВЦ ФТС России была начата разработка технических спецификаций, описывающих взаимодействие между информационными системами участников ВЭД и ЕАИС таможенных органов. Были разработаны документы, позволяющие участникам ВЭД самостоятельно реализовать функции по взаимодействию с информационной системой таможенных органов, определены понятные и прозрачные правила такого взаимодействия.
В 2005 г. была разработана новая подсистема - "Электронное представление сведений". Одновременно проводилась модернизация систем таможенного оформления и таможенного контроля в направлении их интеграции с вновь разработанной подсистемой.
Много усилий было потрачено на разработку и согласование с контролирующими органами новой схемы подключения участников ВЭД к ЕАИС таможенных органов с использованием как выделенных каналов передачи данных, так и сети Интернет.
Целью разработки подсистемы "Электронное представление сведений" является создание качественно новых программно-технических решений для организации взаимодействия между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности в процессе представления сведений в электронном виде. При этом речь идет не только об электронном декларировании, но и о предварительном информировании.
Реализация новой системы декларирования осуществлялась с учетом следующих принципов:
Рассматривая место АПС "Электронное представление сведений" в ЕАИС таможенных органов, необходимо учитывать, что программные средства этой подсистемы должны взаимодействовать как с автоматизированными системами, входящими в состав ЕАИС, так и с автоматизированными информационными системами лиц, декларирующих товары, на основе использования согласованных функциональных задач и интерфейсов обмена данными.
Взаимодействие АПС "Электронное представление сведений" с информационными системами лиц, декларирующих товары и транспортные средства, должно осуществляется с помощью сообщений в формате XML с учетом специфики используемых для передачи данных протоколов (сейчас SMTP, в перспективе HTTP).
Заинтересованные лица, декларирующие товары и транспортные средства, с помощью собственной информационной системы осуществляют подготовку электронных документов, формирование электронных сообщений и передачу их автоматизированной системе таможенных органов через автоматизированную систему внешнего доступа (АСВД).
Внедрение новой технологии электронного декларирования обеспечивает:
Мы считаем, что для участников ВЭД затраты, необходимые для подключения к системе электронного декларирования, существенно сократятся. Также упростится и технология работы сотрудников таможенных органов. В конечном же итоге должна быть обеспечена простая и быстрая схема взаимодействия при электронном декларировании, при одновременном соблюдении всех требований по защите информации.
И, наконец, разработанные программные средства и технологии позволяют решать задачу не только электронного декларирования, но и предварительного информирования.
Представленные технические решения в значительной степени являются ядром перспективной системы таможенного оформления и таможенного контроля, системы, которая придет на смену ныне существующим.
По мере создания новых компонентов ЕАИС мы естественным образом перейдем от проблематики электронного декларирования к проблематике электронного таможенного оформления.
Публикация подготовлена на основе материалов ГНИВЦ ФТС России.
Редакция журнала "Технологии и средства связи" поздравляет ГНИВЦ ФТС России с заслуженными наградами Национальной отраслевой премии "За укрепление безопасности России".
"Информационная технология представления сведений в электронной форме таможенным органам для целей таможенного оформления в процессе декларирования товара" удостоена золотой медали Премии "ЗУБР-2007" по категории "Информационная безопасность". Почетным дипломом лауреата и статуэткой зубра (высшей наградой Премии) отмечено "Образцовое решение по созданию и внедрению информационной технологии в защищенном исполнении в Федеральной таможенной службе Российской Федерации".
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2007
Посещений: 9615
В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций