Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Новая электронная инфраструктура таможенных органов России

Планируемое вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию обусловливает необходимость обеспечения нового уровня информатизации Таможенной службы России, соответствующего требованиям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. В соответствии с этой конвенцией таможенная служба должна при выборе форм таможенного контроля использовать систему управления рисками, внедрять предварительное информирование и электронное декларирование.

Выполнение этих требований является основной целью работ проектных подразделений Главного научно-информационного вычислительного центра ФТС России (ГНИВЦ) в настоящее время и на ближайшую перспективу. Основной целью деятельности ГНИВЦ является содействие таможенным органам РФ в повышении эффективности их работы в деле защиты экономического суверенитета и безопасности России.

В соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации документы и сведения, необходимые для таможенного оформления и контроля, могут представляться участником внешнеэкономической деятельности (заинтересованным лицом) в электронном виде. Нормы о возможности представления сведений таможенным органам в форме электронных документов содержатся в статьях 63, 72, 81, 102, 124, 127, 363, 425 Таможенного кодекса.

В общем случае представление сведений заинтересованным лицом в форме электронных документов предполагает либо передачу информации на магнитном (оптическом, электронном) носителе информации непосредственно сотруднику таможенного органа, либо передачу информации по каналам связи. При этом как первый, так и второй способ в настоящее время используются в таможенных органах, и они, вероятно, будут параллельно развиваться и использоваться в дальнейшем. Но если в настоящее время основная часть получаемой таможенными органами информации поступает на магнитных носителях в процессе непосредственного взаимодействия таможенных инспекторов с участниками ВЭД (заинтересованными лицами), а незначительная часть передается по каналам связи, то в ближайшей перспективе это соотношение должно качественно измениться.

По оценкам специалистов ФТС России, с использованием каналов связи в таможенные органы в виде электронных документов может поступать до 80-85% всей необходимой информации, в том числе и предварительной. И все необходимые предпосылки для реализации такого взаимодействия уже имеются.

Основной организационно-технической проблемой, которая решалась в последние 2 года специалистами ФТС России для повсеместного внедрения эффективных способов электронного взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов, было создание и внедрение унифицированных решений для такого взаимодействия, применимых в различных таможенных органах и различными категориями участников ВЭД. Кроме того, в полном объеме должны были соблюдены требования законодательства и нормативной базы РФ и ФТС России в области информационной безопасности и защиты от несанкционированного доступа.

На протяжении многих лет схемы подключения внешних организаций к автоматизированным системам федеральных органов исполнительной власти (в том числе и к ЕАИС таможенных органов) основывались на абонентских пунктах, а информационное взаимодействие фактически организовывалось на территориальном уровне (уровне таможенных постов) по принципу "точка - точка".

Очевидно, что данная схема имеет свои преимущества, к основным из которых можно отнести простоту технической реализации и относительно низкие затраты непосредственно на подключение. Применительно к таможенной деятельности основные затраты по реализации данной схемы ложатся на участника ВЭД (владельца СВХ, таможенного брокера), который обеспечивает канал связи до таможенного органа, средства защиты информации и т.п.

Однако имеются и существенные недостатки, к которым следует отнести:

  1. Реализуется множественность подключения, что даже при применении сертифицированных средств защиты информации не гарантирует безопасность информационных систем таможенных органов.
  2. Необходимость значительных затрат в техническую инфраструктуру для подключения участников ВЭД (таможенных брокеров, владельцев СВХ), что косвенно дает преимущества владельцам СВХ, на территории которых размещены таможенные органы. И практически нет возможности другим заинтересованным лицам (получателю, отправителю, экспедитору) обеспечивать предварительное информирование таможенных органов о предстоящей сделке, не находясь на территории СВХ.
  3. Крайне затруднен эффективный контроль как на федеральном, так и региональном уровне за передаваемыми электронными копиями таможенных документов в процессе взаимодействия по принципу "точка - точка" между таможенным постом и сторонней организацией.
  4. Практически не решаются задачи контроля достоверности передаваемых данных и верификации отправителей/получателей информации.

Практика использования электронной формы декларирования в таможенных органах показала, что имеется ряд ограничений, связанных, в первую очередь, со сложной схемой подключения участников ВЭД.

Поэтому в 2004 г. в ГНИВЦ ФТС России была начата разработка технических спецификаций, описывающих взаимодействие между информационными системами участников ВЭД и ЕАИС таможенных органов. Были разработаны документы, позволяющие участникам ВЭД самостоятельно реализовать функции по взаимодействию с информационной системой таможенных органов, определены понятные и прозрачные правила такого взаимодействия.

В 2005 г. была разработана новая подсистема - "Электронное представление сведений". Одновременно проводилась модернизация систем таможенного оформления и таможенного контроля в направлении их интеграции с вновь разработанной подсистемой.

Много усилий было потрачено на разработку и согласование с контролирующими органами новой схемы подключения участников ВЭД к ЕАИС таможенных органов с использованием как выделенных каналов передачи данных, так и сети Интернет.

Целью разработки подсистемы "Электронное представление сведений" является создание качественно новых программно-технических решений для организации взаимодействия между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности в процессе представления сведений в электронном виде. При этом речь идет не только об электронном декларировании, но и о предварительном информировании.

Реализация новой системы декларирования осуществлялась с учетом следующих принципов:

  • открытые интерфейсы взаимодействия;
  • полная интеграция с КАСТО, отсутствие отдельного терминала для подсистемы электронного декларирования, отсутствие выгрузки и конвертации данных;
  • обеспечение требований по информационной безопасности, отказ от передачи и обработки файлов за счет использования протоколов транспортной технологической подсистемы (ТТП) ЕАИС таможенных органов.

Рассматривая место АПС "Электронное представление сведений" в ЕАИС таможенных органов, необходимо учитывать, что программные средства этой подсистемы должны взаимодействовать как с автоматизированными системами, входящими в состав ЕАИС, так и с автоматизированными информационными системами лиц, декларирующих товары, на основе использования согласованных функциональных задач и интерфейсов обмена данными.

Взаимодействие АПС "Электронное представление сведений" с информационными системами лиц, декларирующих товары и транспортные средства, должно осуществляется с помощью сообщений в формате XML с учетом специфики используемых для передачи данных протоколов (сейчас SMTP, в перспективе HTTP).

Заинтересованные лица, декларирующие товары и транспортные средства, с помощью собственной информационной системы осуществляют подготовку электронных документов, формирование электронных сообщений и передачу их автоматизированной системе таможенных органов через автоматизированную систему внешнего доступа (АСВД).

Внедрение новой технологии электронного декларирования обеспечивает:

  • для участников ВЭД:
    - возможность использования как выделенных каналов передачи данных, так и сети Интернет;
    - возможность интеграции процедур электронного декларирования в свои автоматизированные системы;
    - унификация и типизация схем информационного взаимодействия с таможенными органами.
  • для таможенных органов:
    - оптимизация технологии и сокращение числа используемых инспектором программных средств;
    - повышение оперативности работы при обмене данными с участниками ВЭД;
    - повышение уровня информационной безопасности.

Мы считаем, что для участников ВЭД затраты, необходимые для подключения к системе электронного декларирования, существенно сократятся. Также упростится и технология работы сотрудников таможенных органов. В конечном же итоге должна быть обеспечена простая и быстрая схема взаимодействия при электронном декларировании, при одновременном соблюдении всех требований по защите информации.

И, наконец, разработанные программные средства и технологии позволяют решать задачу не только электронного декларирования, но и предварительного информирования.

Представленные технические решения в значительной степени являются ядром перспективной системы таможенного оформления и таможенного контроля, системы, которая придет на смену ныне существующим.

По мере создания новых компонентов ЕАИС мы естественным образом перейдем от проблематики электронного декларирования к проблематике электронного таможенного оформления.

Публикация подготовлена на основе материалов ГНИВЦ ФТС России.

От редакции

Редакция журнала "Технологии и средства связи" поздравляет ГНИВЦ ФТС России с заслуженными наградами Национальной отраслевой премии "За укрепление безопасности России".

"Информационная технология представления сведений в электронной форме таможенным органам для целей таможенного оформления в процессе декларирования товара" удостоена золотой медали Премии "ЗУБР-2007" по категории "Информационная безопасность". Почетным дипломом лауреата и статуэткой зубра (высшей наградой Премии) отмечено "Образцовое решение по созданию и внедрению информационной технологии в защищенном исполнении в Федеральной таможенной службе Российской Федерации".

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2007
Посещений: 9615

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций