Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

О ходе внедрения универсальной электронной карты на территории Российской Федерации

О внедрении универсальной электронной карты на территории Российской Федерации редакции журнала "Технологии и средства связи" рассказал Антон Андреевич Плесков, ведущий консультант отдела развития институтов обеспечения доступности государственных и финансовых услуг департамента инновационного развития и корпоративного управления, Министерство экономического развития РФ.
Антон Плесков
Ведущий консультант отдела
развития институтов обеспечения
доступности государственных и финансовых
услуг департамента инновационного
развития и корпоративного управления,
Министерство экономического развития РФ

27 июля 2010 г. принят № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", который вводит новую форму предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты (УЭК). В соответствии с постановлением Правительства РФ № 163, Министерство экономического развития РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных указанным федеральным законом. В частности, Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет контроль за осуществлением уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ функций по организации и деятельности, связанных с выпуском, выдачей и обслуживанием универсальных электронных карт, а также согласовывает правила разработки включения и функционирования электронного банковского приложения. Кроме того, Минэкономразвития России согласовывает тарифы в части, не касающейся функционирования банковского приложения.

Для чего предназначена УЭК

Универсальная электронная карта позволяет гражданам более быстро и эффективно без предоставления большого числа документов получать государственные, муниципальные и коммерческие услуги.

Прежде всего мы полагаем, что УЭК может стать универсальным решением при идентификации личности гражданина. Также карта будет обеспечивать доступ к услугам обязательного медицинского страхования и пенсионного страхования, одновременно выполняя роль полиса в обеих системах. Таким образом, гражданам не нужно будет носить с собой традиционные карты медицинского и пенсионного страхования. Кроме того, вот перечень услуг, возможность которых будет обеспечивать УЭК (услуги будут появляться на карте в процессе перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид):

  • услуги образования (запись в дошкольные учреждения и т.д.);
  • платежные услуги (использование существующей банковской инфраструктуры, в том числе оплата коммунальных услуг, пошлин, штрафов и т.д.);
  • транспортные услуги (проезд на транспорте, включая ж/д, в перспективе – оплата парковок, проезда по платным дорогам и т.д.);
  • прочие государственные услуги (оплата налогов, регистрация по месту жительства, получение паспорта и т.д.);
  • услуги иных организаций (набор фактически неограничен и зависит от выбора гражданина).

Мы планируем, что УЭК должна заменить все виды социальных электронных карт, которые локально выпускались или планировались к выпуску как на федеральном, так и на региональном уровне.

Использование УЭК в качестве официального документа

Законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрена возможность использования универсальной электронной карты для удостоверения личности гражданина, но это не предполагает замену паспорта на саму карту, а лишь указывает на возможность идентификации гражданина. Кроме того, Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России дано поручение проработать вопрос о возможности использования электронной карты в качестве водительского удостоверения, полиса ОСАГО и удостоверяющего документа в системе ФМС России.

Всего планируется выпустить около 100 млн УЭК. Поэтому для достаточного количества точек доступа в проект заложена возможность использования существующей банковской инфраструктуры (более 50 тыс. устройств). Кроме того, в ряде регионов уже установлены и функционируют так называемые инфоматы, которые должны будут принимать УЭК.

Карту можно будет использовать при проезде в общественном транспорте и при посещении учреждений здравоохранения. Также существует возможность использования УЭК, не выходя из своего дома, с помощью карт-ридеров (довольно недорогих устройств), которые можно приобрести уже сейчас.

Сроки реализации проекта

Сроки условно разделены на 4 этапа:

  1. В течение 2011 г. – разработка и принятие актов Правительства Российской Федерации, актов федеральных органов исполнительной власти.
  2. 2012–2013 гг. – заявительный характер выдачи УЭК по заявлениям граждан.
  3. По решению субъекта РФ (Правительства Российской Федерации) ранее 1 января 2014 г. – выдача карт в субъектах Российской Федерации, принявших решение о выпуске УЭК.
  4. С 1 января 2014 г. – выдача УЭК всем гражданам Российской Федерации за исключением тех граждан, которые подадут заявление об отказе от получения универсальной электронной карты.

Что сделано по проекту?

Во-первых, определена федеральная уполномоченная организация, осуществляющая весь процессинг по государственным услугам на федеральном и региональном уровнях – ОАО "Универсальная электронная карта".

Во-вторых, утвержден план и определены основные мероприятия по внедрению универсальной электронной карты.


В-третьих, утвержден директивно-координационный план по внедрению УЭК (этот рабочий документ составлялся для участников проекта на федеральном и региональном уровнях), а также регламент предоставления отчетности.

Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет контроль за осуществлением уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ функций по организации и деятельности, связанных с выпуском, выдачей и обслуживанием универсальных электронных карт, а также согласовывает правила разработки включения и функционирования электронного банковского приложения. Кроме того, Минэкономразвития России согласовывает тарифы в части, не касающейся функционирования банковского приложения.

В настоящее время в субъектах РФ все еще определяются уполномоченные организации субъектов РФ, которые в соответствии с № 210-ФЗ отвечают за выдачу, обслуживание, хранение УЭК непосредственно в субъекте. К сожалению, у нас есть еще субъекты, которые не определили такую организацию, но мы надеемся, что в ближайшее время это произойдет.

Кроме того, Минэкономразвития России согласовало:

  • правила федеральной уполномоченной организации. Это комплексный документ (по объему составляющий две большие коробки), которым регулируются информационно-технологические взаимодействия федеральной уполномоченной организации, иных участников проекта. Всю информацию об этом документе можно посмотреть на официальном сайте федеральной уполномоченной организации;
  • тарифы за обслуживание УЭК в части, не касающейся функционирования электронного банковского приложения. С этим документом тоже можно свободно ознакомиться на сайте Минэкономразвития России. Перечень тарифов выложен.

Отдельно стоит отметить, что принято финансово-экономическое обоснование проекта. Средств из федерального бюджета на реализацию этого проекта не потребуется, финансирование будет осуществляться на уровне субъектов Российской Федерации, то есть за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств фондов и т.д.

О степени готовности нормативно-правовых актов

За Министерством экономического развития РФ закреплено 21 мероприятие, из которых на сегодняшний момент выполнены 16. Министерством подготовлены проекты актов Правительства РФ, утверждены соответствующие акты:

  • приказ, устанавливающий дополнительные визуальные сведения к карте;
  • перечень сведений, указываемых в заявлении на выдачу УЭК, и типовую форму такого заявления;
  • порядок ведения региональных и федеральных реестров;
  • совместный приказ Министерства экономического развития РФ, Минфина России и Центрального банка, который определяет требования к банкам и договору, заключаемому с федеральной уполномоченной организацией в рамках электронного банковского приложения. При разработке этих требований министерство руководствовалось решением Президента РФ об обеспечении сбалансированного развития кредитной и финансовой платежной систем, поэтому до 1 января 2014 г. платежное приложение на карту смогут записывать все банки, имеющие необходимый опыт выпуска карт, кредитный рейтинг, подтверждающий их платежеспособность, а также не менее 1 млрд рублей собственных средств. Мы планируем, что к 2014 г. требования к размеру собственных средств прекратят свое действие. С перечнем банков, которые удовлетворяют этим требованиям, можно свободно ознакомиться, зайдя на сайт федеральной уполномоченной организации.

Кроме того, правительственная комиссия утвердила методические рекомендации для субъектов РФ с тем, чтобы на уровне регионов нормативно-правовая база в части проекта по внедрению УЭК приводилась в соответствие с федеральным законодательством.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2011
Посещений: 6663

Статьи по теме

  Автор

Антон Плесков

Антон Плесков

Ведущий консультант отдела
развития институтов обеспечения
доступности государственных и финансовых
услуг департамента инновационного
развития и корпоративного управления,
Министерство экономического развития РФ

Всего статей:  1

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций