В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
– Кирилл, каковы экономические и организационные выгоды применения облачных технологий и сервисов?
– Я не отношу себя к ярым противникам облачных технологий и сервисов, однако считаю, что эта тема "перегрета", особенно это касается крупных предприятий.
Недавно одна очень уважаемая западная компания, поставщик ПО и оборудования уровня Enterprise, представляла свои решения для облачных вычислений. Во время презентации была проведена параллель между облачными вычислениями и системой водоснабжения – собственная IТ-инфраструктура сравнивалась компанией с дорогостоящей, полностью автономной системой водоснабжения (скважина, насос, трубы, система напора и пр.), которая может предоставить неограниченное количество воды, полностью покрыв (и даже перекрыв) потребности. Система облачной инфраструктуры или облачных вычислений представлялась как дешевая вода в бутылках любой формы и объема. При этом исповедовался принцип "Зачем инвестировать в дорогостоящие инженерные системы водоснабжения, если можно купить бутылочку воды за копейки, когда захочется попить?".
Эта аналогия очень удачно иллюстрирует как плюсы, так и минусы облачных технологий. Действительно, если я захочу летом в парке попить воды, я куплю себе бутылочку нужного объема и с понравившейся мне этикеткой. Однако если я приеду домой и мне захочется принять душ, то бутилированная вода для этих целей не очень подойдет – лучше открыть кран и наслаждаться проточной водой. А уж если мне необходимо полить на даче огород, то про бутилированную воду вообще можно забыть.
Основным препятствием для внедрения облачных технологий на крупных предприятиях являются проблемы доверия или, скорее, недоверия к поставщику услуги. Облако непрозрачно: нет возможности проверить, как реализованы отказоустойчивость, резервирование, есть ли антивирусная защита, как реализован мониторинг критичных сервисов, какого класса используется оборудование и ПО, не "просядет" ли оно под нагрузкой, когда поставщик привлечет слишком много клиентов.
Вторая проблема заключается в конфиденциальности. Что бы ни говорили поставщики облачных услуг о защите данных, вы никогда не узнаете, кто и когда имел к ним доступ. Доверите ли вы хранение своей уникальной базы данных о клиентах или чертежей нового ракетного двигателя облаку? Каждый сам отвечает для себя на этот вопрос, понимая риск неконтролируемой утечки информации.
Третья проблема заключается в законодательных ограничениях. Это характерно скорее для крупных телекоммуникационных и страховых компаний, а также банков. Законы о банковской тайне и персональных данных никто не отменял. Существуют вещи, которые просто нельзя делать в облаке. Приведу пример: некоторые компании продвигают облачные CRM-решения. Они отлично подходят для компаний, которые не являются операторами персональных данных, однако, если банки начнут использовать облачное CRM-решение, они сразу нарушат российский закон о персональных данных.
При этом от сторонников и поставщиков облачных технологий часто можно услышать, что предприятие может доверять собственной IТ-службе, а в отношении поставщика облачных технологий ведет себя по-другому. На это есть ясный ответ. Во-первых, правильно организованная внутренняя IТ-служба прозрачна, то есть понятно, кто и чем занимается в подразделении, описаны ограничения и риски, внедрен контроль, проводятся регулярные и внеплановые аудиторские проверки. Во-вторых, если что-то случится, то сотрудники IТ-службы всегда находятся на рабочем месте. Все это дает ощущение контроля и, как следствие, комфорта. Если говорить о поставщиках облачных технологий, то здесь, как правило, все ограничивается договоренностями на словах.
Резюмируя вышесказанное, подчеркну, что продукты на основе облачных технологий хороши для конечного потребителя или небольших компаний. Они подходят для решения простых и понятных задач, когда нецелесообразно инвестировать в полномасштабное IТ-решение. Примерами таких задач являются Web-hosting, хранение личных данных в облаке, электронная почта, антивирусная защита с некоторыми ограничениями CRM-решения и т.п. Экономические и организационные выгоды здесь очевидны: не нужно платить за серверы, маршрутизаторы, дисковые массивы и содержать штат сотрудников. Схема затрат понятна, прогнозируема и масштабируема. Все хорошо до тех пор, пока не пришло время "принять душ".
– Внедрены ли облачные сервисы в вашем банке? Если нет, планируете ли внедрять и почему?
– Банки – консервативные организации, для которых надежность гораздо важнее, чем желание использовать в работе самые последние технологические новинки. Поэтому облачные сервисы в "Абсолют Банке" пока не используются. Мне кажется перспективной тема внедрения частных облаков в масштабах предприятия. В этом случае отсутствует проблема доверия и в то же время можно использовать все преимущества облачных технологий.
При продвинутой системе внутренних взаиморасчетов внутри компании и выделении стоимости конечной IТ-услуги потребители IТ-сервиса начнут понимать, за что они платят. Если добавить к этому виртуализацию, которая сейчас уже повсеместно используется, то мы получим некоторое подобие частного облака.
– На ваш взгляд, когда начнется активное внедрение облачных сервисов и какие существуют препятствия на пути к этому?
– Оно уже началось. Будущее у облачных сервисов как для конечных потребителей, так и для малого и среднего бизнеса выглядит многообещающим. В течение следующих лет новые сервисы будут расти, как грибы после дождя. Для внедрения облачных сервисов на крупных предприятиях, как я уже сказал, нужно преодолеть проблему доверия. Возможно, для этого просто нужно время. Виртуализация ведь тоже не сразу нашла путь к сердцу IТ-директоров.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #5, 2011
Посещений: 5889
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций