В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
– Юлия, скажите, пожалуйста, какие проекты в сфере информационных технологий и коммуникаций были реализованы в 2010 г.?
– В прошедшем году было реализовано несколько крупных проектов, одним из которых является внедрение системы экстренной связи и информации. Теперь пассажиры петербургского метрополитена могут наблюдать на станциях терминалы, установленные в рамках комплексной автоматизированной системы информационной поддержки и обеспечения антитеррористической защищенности, что в последнее время стало наиболее актуальным в свете последних событий (вспомним террористические акты на объектах транспорта). При возникновении чрезвычайных или любых других нештатных ситуаций (падение человека на пути, задымление, пожар, драка и т.д.) с помощью терминалов пассажир сможет сделать сообщение оператору ситуационного центра метрополитена для оперативного реагирования.
– Вы не могли бы подробнее рассказать о принципах работы данной системы?
– При вызове с кнопки экстренного вызова SOS, расположенной в левой части терминала, выполненной в виде красной подсвеченной клавиши, осуществляется соединение с оператором ситуационного центра метрополитена, который был создан в 2007 г., при этом автоматически включается встроенная в терминал видеокамера для отображения вызывающего и окружающей обстановки. Сотрудник ситуационного центра в режиме онлайн получает полную информацию о происходящем событии. На текущий момент петербургский метрополитен оснащен 1200 видеокамерами в пассажирских зонах (станции и вестибюли), ведется постоянная запись. Также в терминале предусмотрена клавиша "Информация", при нажатии пассажир получает интересующую его информацию о работе метрополитена от оператора справочной службы. С начала года начали работать операторы со знанием иностранного языка.
– Наверняка у терминалов петербургского метрополитена есть какие-то свои особенности и новшества...
– Да, вы правы. Кроме функций экстренного вызова, реализованных во многих метрополитенах, особенностью терминала петербургского метрополитена является сенсорный экран. В результате чего устройство экстренной связи преобразуется в "информационный киоск" с мультимедийным интерфейсом, с возможностью получения визуальной справочной информации о станциях метрополитена, возможностью выбора оптимального маршрута с помощью интерактивной карты метро. Также пассажиры могут просмотреть актуальные новости и объявления об изменениях в режиме работы станций, стоимости и сроках действия проездных билетов и др. Здесь же размещена "Памятка пассажирам" (как себя вести в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, оказать первую помощь и т.д.). Применение сенсорного экрана позволяет снизить нагрузку на оператора справочной службы, обеспечить наглядность предоставляемой информации.
Системы экстренной связи информации являются ключевым звеном не только системы обеспечения безопасности. Для нас это также канал прямой связи с нашими пассажирами и возможность сделать петербургский метрополитен максимально комфортным видом городского общественного транспорта. Помимо защиты пассажиров, система используется как инструмент получения информации о нашей работе, принятия управленческих решений и повышения культуры обслуживания.
Еще одним приятным новшеством для пассажиров петербургского метрополитена стала рубрика "Метрополитен – детям". Пассажиры с детьми могут просмотреть через экран терминала правила пользования метрополитеном, адаптированные для детей. Создано 7 мультипликационных роликов, поясняющих детям основные и часто нарушаемые правила безопасности и поведения в метрополитене.
– Давайте подведем некий итог: что дало петербургскому метрополитену внедрение системы экстренной связи и информации?
– Скажем так, внедрение данной системы позволило повысить эффективность мониторинга обстановки в метро с целью профилактики чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, охраны общественного порядка и предотвращения правонарушений.
Установка колонн экстренной связи на петербургском метрополитене повысила безопасность и удобство пользования метрополитеном.
– Юлия, какие технологии применяются для удобства оплаты проезда пассажиров? В прессе говорилось о введении единого проездного билета, а также об оплате проезда с помощью мобильного телефона...
– Да, с 1 января 2011 г. введен в действие новый вид проездного билета – "Единый электронный билет", предоставляющий право на совершение поездок в пределах фиксированной суммы. ПБ "Единый электронный билет" используется для оплаты проезда в метрополитене и городском наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования.
При первичном приобретении ПБ пассажир оплачивает разовую стоимость за оформление электронного носителя и пополняет ресурс ПБ на сумму не менее действующего минимального тарифа оплаты проезда в городском пассажирском транспорте и не более 15 тыс. руб. Времени запрета повторного прохода ПБ "Единый электронный билет" не имеет.
ПБ действителен с момента приобретения до использования ресурса, но не более 3 лет.
Ресурс ПБ может быть пополнен путем внесения дополнительных денежных средств, которые суммируются с неиспользованным ресурсом (остатком средств) билета.
Теперь что касается оплаты проезда с помощью мобильного телефона. В ноябре 2010 г. в открытую тестовую эксплуатацию была запущена новая услуга оплаты проезда в метро с помощью мобильного телефона. Тестирующим (студентам и блогерам) выдали специальную карту со встроенным чипом, которая крепится на телефон.
В ближайшее время будет реализована возможность приобретения билета посредством мобильного телефона и через Интернет. Важно отметить, что данные технологии позволят реализовать безналичную оплату проезда и в наземном транспорте.
Такое тестирование оплаты проезда в метро с помощью мобильного телефона – это практическое применение подобной бесконтактной технологии в реальных условиях, на действующем транспортном предприятии.
– Читателям нашего издания очень интересно, с помощью какой технологии возможна такая услуга?
– Для реализации услуги была выбрана технология с использованием NFC-стикера, выполненного в форме наклейки на мобильный телефон – это наиболее простой способ сделать свое мобильное устройство средством оплаты. NFC (Near Field Communication) – технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия, которая дает возможность обмена данными между устройствами на расстоянии около 10 см.
В дальнейшем, когда будет создан универсальный городской билет для всех видов транспорта, с помощью данной технологии можно будет оплачивать любые поездки.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2011
Посещений: 7199
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций