Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Политическая роль ИТ в ритейле будет усиливатьсяPolitical significance of IT in Retail will increase

Владимир Комолов
Директор по развитию компании "Магазин Будущего", X5 Ритейл Групп
Vladimir Komolov
Director of Business Development of Future Store X5 Retail Group

– Владимир, как вы считаете, на какие классы ИТ- и телекоммуникационного оборудования спрос в ближайшее время будет расти?
– Сначала о причинах, по которым будут пользоваться спросом те или иные виды оборудования. Во-первых, это оптимизация процессов с повышением эффективности работы персонала и внедрением методов контроля деятельности линейного персонала. Во-вторых, снижение операционных затрат на кассиров (ФОТ, рекрутинг, контроль, борьба с мошенничеством), в том числе за счет частичного внедрения самообслуживания. В-третьих, развитие Omni channel, а также повышение уровня сервиса по удовлетворению персональных запросов клиентов (подбор, конфигурация товара).

Конкретный спрос зависит от товарных категорий и уровня развития отдельных секторов. Например, FMCG-сети более развиты в сравнении, например, с DIY.

В FMCG, я уверен, будет увеличиваться спрос на оборудование для самообслуживания: кассы, весы, купюроприемники.

В компаниях других сегментов спрос может быть в области автоматизации действий и мобильности персонала: терминалы сбора данных, системы голосового управления, мобильные кассы.

Для отдельных категорий найдут спрос интерактивные киоски (экраны) с функцией поиска и подбора товаров, конфигурации разных элементов и комплектующих.

– Заинтересованы ли ритейлеры в облачных решениях?
– По моему ощущению – нет. На мой взгляд, облачные решения сейчас – нишевый продукт, компании готовы им пользоваться для некритичных функций. Для поддержки основных функций ритейлеры предпочитают создавать свои дата-центры или арендовать мощности, но управлять самостоятельно.

– Эффективен ли ИТ-аутсорсинг в ритейле?
– Если ритейл полностью аутсорсит функцию ИТ, это не может быть эффективным. Если же компания имеет свой развитый ИТ-блок, который часть функций отдает на аутсорсинг, то это, как правило, эффективно.

– Способны ли RFID-метки помочь ритейлу в деле автоматизации бизнес-процессов?
– RFID-технология способна кардинально поменять процессы в ритейле, а также всю систему логистики товара. На текущий момент эффективность технологии доказана в сегменте одежды и некоторых других товарных категориях. В перспективе, на мой взгляд, большинство товаров будет иметь RFID-метку в составе упаковки по аналогии с тем, как сейчас большинство упаковок имеет штрих-код.

– Какие меры, на ваш взгляд, могут повысить эффективность отечественного ритейла?
– Отечественный ритейл и сейчас эффективен, даже по сравнению с крупными зарубежными компаниями. Все, что требует конкурентная среда и покупатель, компании делают: работают с производителями и поставщиками над повышением качества продукции и предложениями для клиентов, повышают сервис и качество работы персонала в торговом зале, развивают логистику и т.п. В этих областях еще огромный потенциал роста эффективности, и ближайшие 2–3 года компании будут делать ставку на эти направления.

Сейчас, по моему мнению, есть пробел в способности анализировать получаемые данные и использовать их в работе. Также нет достаточного опыта в коммуникации с клиентами, как прямой, так и обратной. Видимо, после роста и оптимизации процессов компании начнут работать с покупателем и анализировать большие массивы данных.

– Какие факторы, на ваш взгляд, могут изменить привычный облик ритейла, подтянув его до современного мирового стандарта в сфере ИТ?
– С точки зрения ИТ наш ритейл как минимум не сильно уступает зарубежным компаниям, все передовые технологии внедряются, используются и доступны. Другой вопрос – не так много компаний, где бизнес-менеджеры способны понять, где требуется участие ИТ, и способны сформулировать задачу для ИТ. Я думаю, что постепенно политическая роль ИТ будет усиливаться в компаниях в том числе за счет развития ИТ-менеджеров, их вовлечение в процессы и мотивацию на бизнес-результат.

– Некоторые эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы будут повсеместно внедряться системы самообслуживания, электронные ценники, весы самообслуживания с сенсорным монитором и встроенной камерой для оптического распознавания товара, "умные" полки и тележки, различные аналитические системы, контроль кассовых операций. Разделяете ли вы их оптимизм?
– Здесь приведены примеры двух видов систем: самообслуживание и аналитические системы в разных функциях.

Что касается систем самообслуживания, то я полностью разделяю мнение экспертов – они будут развиваться, клиентам с их помощью должно становиться легче делать выбор товара и совершать покупку.

Аналитические системы уже сейчас имеют широкое распространение, тут ответ очевиден – это уже доказало свою эффективность и пользу. n

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2014
Посещений: 5539

Статьи по теме

  Автор

Владимир Комолов

Владимир Комолов

Директор по развитию компании "Магазин Будущего", X5 Ритейл Групп

Всего статей:  1

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций