Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Приоритеты рынка ШПД

Эксперты в один голос отмечают, что рынок телекома растет бурными темпами. По некоторым оценкам, спрос на фиксированный широкополосный доступ в России вырос почти в два раза. Это связано и с ростом покупательной способности населения, и с удешевлением телекоммуникационных технологий и аппаратуры. Кроме того, растет объем услуг, которые предоставляют операторы, пользователям предлагаются пакеты TriplePlay, которые требуют широкого канала. Но на какие технологии делают ставку операторы ШПД? Каким брендам доверяют они? И каким брендам доверяют корпоративные потребители телекоммуникационной продукции?

Предлагаем вашему вниманию результаты очередного опроса, проведенного компанией "Гротек" среди экспертов как рынка телекома, так и компаний-потребителей.

Применяемые технологии доступа

По результатам опроса выявилась следующая картина (рис. 1):

Безусловным лидером оказалась испытанная технология Ethernet с использованием оптического канала. Ей отдали свои голоса 67% опрошенных. При этом большинство применяет оптическую линию Ethernet в сочетании либо с витой парой 5-й категории, либо с другими технологиями (например, Wi-Fi или xDSL) в качестве "последнего дюйма".

На втором месте оказались технологии семейства xDSL, их отметили 43% участников опроса. Хотя передача данных по телефонной "меди" потихоньку сдает свои позиции, тем не менее эти позиции еще весьма сильны, особенно в удаленных от центра регионах, где зачастую единственной средой для передачи данных является телефонная сеть общего пользования. Пока лидеры внутри семейства -классическая асимметричная технология ADSL и ее более "продвинутая" версия ADSL2+, но их уверенно догоняет SHDSL, более подходящая для передачи видеоконтента.

Сети Wi-Fi применяют 14% опрошенных. В основном это локальные операторские сети, внутри зданий (или группы зданий). Кроме того, все более популярны "общественные" сети (в кафе, аэро- и ж/д вокзалах и т.п.). Что характерно, спрос на пользовательское оборудование Wi-Fi растет как в абонентском, так и в корпоративном секторе.

Технологию пассивных оптических сетей применяют всего 9% опрошенных операторов. Тем не менее, по оценкам экспертов, у семейства xPON очень хорошие перспективы.

Новые беспроводные стандарты WiMAX применяют примерно 8% опрошенных, главным образом это Pre-WiMAX, поскольку говорить о полноценном коммерческом использовании стандарта 802.16e пока рано, но, по мнению многих участников рынка, потенциал у WiMAX большой.

В числе прочих были названы спутниковые технологии (в частности, VSAT); HFC-сети и стандарт DOCSIS, применяемые в первую очередь операторами кабельного телевидения, и прочие гибридные сети, в основном базирующиеся на несущем оптическом канале (например, FTTx).

Что перспективнее?

Оценка перспективности технологий участниками опроса (рис. 2) вполне согласуется с рыночными тенденциями. Лидирует снова технология Ethernet в оптической среде, ее отметили 48% опрошенных. Эти данные подтверждаются оценками ряда экспертов о том, что на сегодняшний день Ethernet - наиболее подходящая технология для передачи данных по фиксированным линиям.

На втором месте по популярности идет WiMAX, эту технологию сочли перспективной 32% операторов, участвовавших в опросе. Это касается прежде всего мобильной версии (стандарт 802.16e). Наиболее применимой технология WiMAX представляется в первую очередь там, где не хватает существующих проводных коммуникаций, а прокладывать новые - нерентабельно. Сегодня уже существует множество проектов по обеспечению связью на базе стандарта 802.16e удаленных сельских районов, но пока это в будущем.

Третьей по перспективности участники опроса считают технологию пассивных оптических сетей (28% опрошенных). В первую очередь это относится к стандарту Gigabit PON (GPON). Такое мнение является одним из следствий высоких показателей роста квартирного строительства в России, а также строительства коттеджных поселков. В последнем случае самым серьезным конкурентом PON становится WiMAX, но пока рано говорить, кому отдадут предпочтение потребители. Семейство xDSL перспективным считают 17% опрошенных (четвертое место). Это относится прежде всего к стандартам SHDSL и VDSL, которые позволяют пользователю полноценно использовать сетевые ресурсы (VoIP, видео, файлооб-менные сети и т.п.). Пятое место поделили между собой сети Wi-Fi и сети 3G (по 14%). Перспективы Wi-Fi вполне очевидны: технология опробована и протестирована, стандарты (хотя их множество) легко совместимы, по всему миру развивается Wi-Fi-роуминг, и хотя покрытию этих беспроводных сетей далеко до GSM, тем не менее во многих ключевых точках пользования сети Wi-Fi уже успешно работают. У 3G несколько иная картина. Оборудование для мобильной связи третьего поколения устанавливается на существующую инфраструктуру сетей GSM, что обеспечивает высокую степень радиопокрытия. Кроме того, постоянный прогресс в разработке мобильных терминалов GSM (телефонов, смартфонов, коммуникаторов и т.п.) предлагает пользователю новые возможности мультимедийного характера, новые инструменты для работы в Интернете, что влечет за собой необходимость модернизации существующих сетей. Казалось бы, перспективы неоспоримы, тем не менее их оценка пока невысока. В первую очередь это связано с тем, что технология недостаточно отработана и нет возможности четко спрогнозировать коммерческий успех подобного начинания. Тем более что новые мобильные технологии и стандарты разрабатываются с невиданной ранее скоростью, и вопрос внедрения становится скорее маркетинговым, нежели технологическим.

Также были отмечены "локально перспективные" VSAT-технологии и применяемые операторами КТВ DOCSIS и HFC.

Кому верят потребители оборудования?

В рамках опроса участникам был задан вопрос: "К продукции какого вендора вы испытываете наибольшее доверие?". По результатам был отобран топ-5 среди операторов и среди корпоративных потребителей.

Среди операторов ответы распределились следующим образом:

  • на первом месте оказались продукты и решения Cisco Systems;
  • второе место заняла продукция компании Avaya;
  • на третьем месте оказалось оборудование Huawei;
  • четвертое место досталось компании Siemens;
  • и на пятом - Alcatel-lucent.

У корпоративных потребителей картина получилась несколько иная:

  • первое место снова досталось компании Cisco Systems;
  • на втором месте оказались продукты Panasonic;
  • третье место заняла компания Avaya;
  • четвертое досталось компании Samsung;
  • и на пятом месте - LG-Nortel.

Как видно из рейтинга, корпоративным потребителям важно доверие к бренду производителей учрежденческих АТС, в то время как операторы делают акцент на производителях профессионального (операторского) телекоммуникационного оборудования и зачастую оставляют выбор пользовательских устройств своим корпоративным клиентам.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2008
Посещений: 4568

Статьи по теме

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций