Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Радиосвязь и радионавигация для обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации

Елена Строганова, московский технический университет связи и информатики, к.т.н., доцент испытательный центр МТУСИ, эксперт

Уровень безопасности, регулярности и экономичности полетов в гражданской авиации зависит от организации воздушного движения, эффективность которой, в свою очередь, зависит от используемых принципов построения системы управления воздушным движением (УВД), применяемых средств радиосвязи, навигации, а также от уровня гармонизации и взаимодействия с системами УВД других стран.

Система связи

В настоящее время во всех странах процесс модернизации сетей авиационной связи осуществляется с учетом постепенного вхождения в единую глобальную сеть авиационной электросвязи (ATM). Связь в гражданской авиации будет, в основном, осуществляться путем обмена цифровыми данными, что намного сокращает объем речевых сообщений и уменьшает нагрузку как на пилотов, так и на диспетчеров. Использование речевой связи сохранится в загруженных районах и при возникновении сложных (аварийных) ситуаций. В воздушной связи будут использоваться каналы подвижной воздушной спутниковой связи, наземной связи дециметрового, метрового и коротковолнового диапазонов (для передачи речевых сообщений), сантиметрового и дециметрового диапазонов (для передачи данных), а также применяться радиолокаторы. Указанные средства представляют собой различные сети связи, но в силу использования одинакового протокола доступа они будут объединяться в сеть авиационной электросвязи, в структуре которой автоматически будет выбираться "наилучший" маршрут для каждого сообщения. Наземные каналы связи будут также объединяться в сеть авиационной электросвязи при условии использования протокола доступа OSI ИСО.

Система навигации

Точность навигационной информации, поступающей пилотам, жизненно важна для обеспечения безопасности полетов. Перспективная система навигации должна обеспечивать возможность точного, надежного и непрерывного определения местоположения ВС в любой точке приземного воздушного пространства с использованием спутниковых систем радионавигации (ССРН), базирующейся на применении спутниковых систем GPS и ГЛОНАСС. Успешное использование ССРН предполагает применение единой геофизической системы координат. Перспективная система навигации в совокупности с соответствующими бортовыми системами позволяет реализовывать концепцию свободного полета (зональной навигации) ВС, при которой они могут выбирать динамическую оптимальную траекторию полета, корректируемую при необходимости системами УВД.

Система наблюдения

Перспективная система автоматического зависимого наблюдения будет базироваться на комплексном использовании новых бортовых навигационных средств, обеспечивающих достаточно точное и надежное определение местоположения ВС в реальном масштабе времени, а также на использовании каналов передачи данных, позволяющих эту информацию транслировать в соответствующие органы управления воздушным движением. Вместе с этим будут также использоваться наземные радиолокаторы, работающие в районах аэродромов и континентальном воздушном пространстве с высокой плотностью полетов.

В перспективной системе наблюдения кроме координат, характеризующих местоположение ВС, будут передаваться данные, выдаваемые системой управления полетом (курс, скорость, высота и т.п.), что позволит значительно повысить эффективность и качество решения задач планирования и непосредственного управления воздушным движением, а также уровень безопасности полетов, так как принятие соответствующих диспетчерских решений будет осуществляться без участия человека на основе взаимодействия бортовых и наземных вычислителей. Кроме того, информация, получаемая в результате автоматического зависимого наблюдения, будет передаваться в режиме "радиовещания" всем заинтересованным в ней пользователям, что позволит также на ее основе эффективно решать ряд прикладных задач, и в частности задачи предотвращения столкновений ВС в воздухе и с наземными препятствиями.

Система организации воздушного движения

Новые системы связи, навигации и наблюдения, а также использование высокопроизводительных средств обработки и отображения информации обеспечат существенное расширение возможностей и качество решаемых задач в перспективных системах организации воздушного движения. Эти системы позволят значительно повысить уровень безопасности полетов и пропускной способности воздушного пространства, рациональное распределение и использование пропускной способности аэропортов, сокращение задержек ВС в воздухе и на земле, а также сокращение эксплуатационных расходов на производство и обслуживание полетов, эффективное и гибкое использование воздушного пространства за счет сокращения интервалов эшелонирования, динамичное планирование и использование оптимальных траекторий полетов, снижение рабочей нагрузки диспетчеров и повышение их производительности. Все это возможно только при автоматизации процессов планирования и управления полетов, а также организации воздушного пространства и потоков воздушного движения. Важной составляющей является организация аварийного оповещения и полетно-информационного обслуживания.

Повышение пропускной способности воздушного пространства будет обеспечиваться путем сокращения минимального эшелонирования при условии сохранения или повышения существующего уровня безопасности полетов. Важным показателем эффективности перспективной системы УВД будет возможность обеспечения полетов ВС в режиме зональной навигации.

Глобальная концепция безопасности полетов CNS/ATM

Данная концепция основана на переходе на спутниковые технологии радионавигации и зональную навигацию, преимущественно цифровую связь при повышении надежности всех видов радиосвязи, интегрировании и внедрении автоматически зависимого наблюдения при соответствующей организации воздушного движения. На основании концепции CNS/ATM в 2007 г. принята Программа обеспечения безопасности воздушного движения в РФ. Европейская организация по безопасности аэронавигации (Евроконтроль) и Федеральная авиационная администрация США объявили о своих планах внедрения вещательного автоматического зависимого наблюдения до 2017 г. и намерении объявить этот вид наблюдения обязательным с 2020 г.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2010
Посещений: 14200

  Автор

Строганова Елена Петровна

Строганова Елена Петровна

Заместитель начальника ИЦ МТУСИ по радиосвязи

Всего статей:  7

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций