Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

РЖД: что сделано и что впереди

Сергей Кузин, заместитель руководителя объединенного научно-технического комплекса по управлению инфраструктурой и безопасности движения ОАО "НИИАС"

- Сергей Борисович, какие проекты в сфере IT и телекоммуникаций были реализованы РЖД в 2009 году? Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.

- Среди проектов, реализованных в прошлом году ОАО "НИИАС" в РЖД, я хотел бы отметить следующие:

1. Создание ситуационного центра департамента безопасности ОАО "РЖД".

Этот проект реализуется ОАО "НИИАС" в рамках внедрения интегрированной системы обеспечения транспортной безопасности (ИСТБ) в соответствии с требованиями Федерального закона "О транспортной безопасности" от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ и положениями Концепции комплексного обеспечения безопасности пассажиров, персонала и объектов пассажирского железнодорожного комплекса ОАО "РЖД". Внедрение ИСТБ включает в себя создание ситуационных центров, начиная с верхнего уровня управления - ситуационного центра департамента безопасности (СЦ ЦБЗ), подчиненных ему региональных центров (СЦ РЦБ) и диспетчерских центров отделов РЦБ (ДЦ ОРЦБ) на отделениях дорог.

Программное обеспечение СЦ ЦБЗ реализуется в соответствии со следующими основными принципами:

  • объединение на системном уровне информационных потоков от информационных систем объектов транспортной инфраструктуры;
  • возможность последующей интеграции в единую государственную систему обеспечения транспортной безопасности без существенного изменения программного обеспечения;
  • осуществление непрерывного мониторинга и контроля над функционированием систем обеспечения транспортной безопасности ОАО "РЖД" на нижнем уровне;
  • использование современных методов обеспечения транспортной безопасности.

Информационное взаимодействие между компонентами ИСТБ реализуется с использованием сетевых ресурсов СПД ОАО "РЖД". Иерархический принцип построения ИСТБ позволяет избежать неоправданного наращивания информационных ресурсов и мощностей программно-аппаратных комплексов, увеличения времени на реагирование системы в случае возникновения нештатной ситуации. При этом сохраняется возможность выборочного получения детализированных данных, включая видеоданные, по запросу из СЦ РЦБ или с конкретного объекта железной дороги.

2. Создание интеллектуальной системы комплексного управления движением поездов на скоростном направлении Москва - Санкт-Петербург.

Целью реализации данного проекта является достижение существенного повышения эффективности перевозочного процесса и обеспечение безопасности движения поездов за счет использования нового поколения систем управления, в которых реализована автоматизация интеллектуальных функций: анализ ситуации, выбор оптимального решения, расчеты с использованием динамических моделей сложных систем.

Создаваемая система включает в себя следующие ключевые блоки:

  • диспетчерское управление движением поездов с применением спутниковых навигационных технологий и систем цифровой связи;
  • безопасность движения;
  • мониторинг инфраструктуры и диагностика подвижного состава;
  • инструментальные средства.

Блок диспетчерского управления движением предусматривает создание систем "Автодиспетчер" и "Автомашинист", а также автоматическое формирование вариантных графиков движения поездов для передачи на локомотив на основе технологической связи с центром управления скоростным движением через систему TETRA. В этом блоке реализуется создание программно-аппаратных комплексов для обеспечения управления работой путевой техники в период ремонтных "окон", диспетчерского контроля работы восстановительных поездов, а также подвижного состава в пригородных зонах.

В блоке безопасности движения предусмотрено расширение функций комплексной локомотивной системы безопасности, включающей в свой состав спутниковые приемники ГЛОНАСС/GPS и электронные карты перегонов и путевого развития станций, формируемые на основе единой координатной базы данных. В структуре блока предусматривается разработка системы гарантированной доставки предупреждений на борт локомотива, а также системы принудительной остановки поезда диспетчером в чрезвычайных ситуациях.

Блок мониторинга инфраструктуры и диагностики подвижного состава включает в себя разработки в сфере дистанционного мониторинга состояния объектов инфраструктуры с использованием современного оборудования, а также дистанционную диагностику подвижного состава с передачей диагностической информации от локомотива в депо по радиоканалу.

Блок инструментальных средств использует моделирующие комплексы для отработки взаимодействия вышеуказанных подсистем и анализа возникающих конфликтных ситуаций. Ключевое место в блоке занимают инструментальные средства и моделирующие программные комплексы для доказательства безопасности каналов управления, а также сервисное оборудование для оценки надежности передачи информации в каналах радиосвязи.

Указанные технические решения в едином комплексе обеспечивают организацию централизованного автоматизированного управления движением поездов на железных дорогах ОАО "РЖД". При этом реализуются основные требования по обеспечению многоуровневой безопасности движения поездов.

3. Создание системы управления пожарной безопасностью ОАО "РЖД".

Целью внедрения системы управления пожарной безопасностью ОАО "РЖД" (АСУ ПБ) является автоматизация технологического процесса контроля пожарной безопасности. В настоящее время тушение пожаров на объектах ОАО "РЖД" и работу по их предупреждению осуществляет Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ФГП "ВО ЖДТ России"), которое находится в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта Российской Федерации. Со стороны ОАО "РЖД" контроль над пожарной безопасностью осуществляется Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля (ЦБТ), сектором пожарной безопасности. Взаимообмен информацией между ОАО "РЖД" и ФГП "ВО ЖДТ России" регулируется на основе Регламента предоставления информации и проведения проверок выполнения договорных обязательств по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии с этим документом предоставление информации заключается:

  • в срочных сообщениях, предоставляемых ФГП "ВО ЖДТ России" в ОАО "РЖД" по каждому случаю пожара, повлекшему гибель людей, нанесшему крупный материальный ущерб и приведшему к длительному сбою в движении поездов;
  • в оперативных сведениях за прошедшие сутки, предоставляемых в ЦБТ ОАО "РЖД" по всем случаям пожаров на объектах и подвижном составе ОАО "РЖД";
  • в периодическом информировании о количестве проверенных стационарных объектов и подвижного состава, осуществляемом с нарастающим итогом до 10-го числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом;
  • в предоставлении данных о пожарах, происшедших на объектах и подвижном составе ОАО "РЖД", с нарастающим итогом до 10-го числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом.

Кроме того, сотрудниками ЦБТ разработаны формы аналитических справок, которые должны формироваться на основании вышеуказанной информации. Из-за того что предоставление перечисленной выше информации осуществляется в бумажном виде, обработка таких данных является трудоемким процессом, не дающим возможность оперативно и достоверно осуществлять контроль и анализ пожарной безопасности компании.

АСУ ПБ включает в себя следующие ключевые подсистемы:

  • подсистему взаимодействия с базой данных ФГП "ВО ЖДТ России" для получения первичных данных о пожарах;
  • подсистему автоматизированного мониторинга состояния ПБ.

Внедрение АСУ ПБ позволит повысить уровень пожарной безопасности ОАО "РЖД" за счет улучшения оперативности и достоверности контроля проведения мер по пожарной профилактике и проверке состояния пожарной безопасности на стационарных объектах и подвижном составе.

- Какие классы оборудования, на Ваш взгляд, необходимы сейчас для транспортной отрасли и почему?

- В первую очередь это оборудование для осуществления спутниковой навигации и связи. Управление эффективностью перевозочного процесса на железных дорогах и обеспечение безопасности движения поездов невозможно без использования современных каналов подвижной радиосвязи. В настоящее время на железнодорожном транспорте используются наземные системы подвижной радиосвязи различных стандартов, однако полное радиопокрытие сети железных дорог данными системами не достигнуто. В связи с этим особое значение приобретает использование спутниковых систем.

Также стоит отметить оборудование для создания центров обработки данных (ЦОД). В ходе проведения корпоративной реформы ОАО "РЖД" в течение ближайших двух лет предстоит воплотить в жизнь ряд инфраструктурных проектов. Один из важнейших -консолидация центров обработки данных. Задачи, которые выполняют 18 вычислительных центров, будут распределены по трем точкам консолидации - это вычислительные центры Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга. Мэйнфреймы, которые в настоящее время установлены в 18 ЦОД, планируется заменить шестью новыми, более мощными. Реализация данного проекта позволит ОАО "РЖД" сократить инвестиции в развитие центральных вычислительных комплексов.

- Какие направления в области IT и телекоммуникаций будут приоритетными для железнодорожного транспорта в 2010 г.?

- В сложившейся непростой экономической ситуации приоритетными на 2010 г. будут те направления в области IT и телекоммуникаций, которые смогут оказать существенное влияние на снижение издержек ОАО "РЖД", оптимизацию использования технических, материальных, финансовых и кадровых ресурсов, а также обеспечить защиту информации. В связи с этим можно выделить три основных направления:

  • разработка современных систем управления, предусматривающих использование ситуационных моделей, мониторинговых прогнозных систем перевозочного процесса, логистики, динамических эксплуатационных резервов пропускной и провозной способности железнодорожных линий;
  • создание интеллектуального подвижного состава и инфраструктуры на основе самодиагностируемых объектов, обеспечивающих не только передачу оперативной информации о техническом состоянии, остаточном ресурсе, целесообразности изменения режима работы или необходимости вывода из эксплуатации, но и сокращение удельного энергопотребления и эксплуатационных затрат;
  • обеспечение информационной безопасности при взаимодействии с создаваемыми дирекциями, дочерними и зависимыми компаниями в ходе проведения корпоративной реформы ОАО "РЖД".

Важную роль в развитии железнодорожного транспорта должны сыграть спутниковые технологии, внедряемые в  ОАО  "РЖД" в соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г., стратегическими направлениями научно-технического развития ОАО "РЖД" на период до 2015 г. и Концепцией и Программой внедрения спутниковых технологий в основную деятельность ОАО "РЖД". На прошедшей в 2009 г. Третьей международной научно-практической конференции "КосмоТранс-2009", организованной ОАО "РЖД" и ОАО "НИИАС", были определены следующие приоритетные направления на 2010-2011 гг. в области внедрения информационных технологий на железнодорожном транспорте:

  • применение спутниковых технологий для контроля и управления подвижным составом в целях ресурсосбережения;
  • внедрение систем интервального регулирования движения поездов с применением спутниковой навигации и цифрового радиоканала для повышения плотности поездопотоков;
  • создание принципиально новых комплексных систем диагностики и мониторинга объектов инфраструктуры и подвижного состава, позволяющих перейти к осуществлению ремонта по фактическому состоянию;
  • оптимизация работы путевой ремонтной техники в "окнах" в увязке с управлением поездной работой с целью обеспечения максимальной пропускной способности железных дорог;
  • оптимизация работы инфраструктурных хозяйств за счет повышения уровня автоматизации и перехода от информационных к информационно-управляющим системам на основе объективной информации о движении подвижного состава, состоянии путевого хозяйства и инфраструктуры, получаемой с помощью средств космической навигации, мониторинга и связи;
  • снижение рисков неблагоприятных воздействий на железнодорожную инфраструктуру потенциально опасных природно-техногенных процессов и минимизация затрат на устранение возможных последствий;
  • создание высокоточного координатного и планово-картографического обеспечения в целях снижения затрат и трудоемкости при проведении инженерно-геодезических работ при проектировании, строительстве и эксплуатации железных дорог.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2010
Посещений: 9419

  Автор

Сергей Кузин

Сергей Кузин

Заместитель руководителя
объединенного научно-технического комплекса по
управлению инфраструктурой
и безопасности движения ОАО
"НИИАС"

Всего статей:  1

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций