В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Виталий Силантьев
Независимый эксперт
Реформирование ОАО РАО "ЕЭС России", начавшееся в 2001 году, радикально изменило структуру энергетической отрасли. Появилось много новых самостоятельных хозяйствующих субъектов (генерирующие, сетевые и сбытовые компании), у которых существенно возросла потребность в телекоммуникационном оборудовании.
Исторически эксплуатацию диспетчерских и технологических средств связи ОАО "Мосэнерго" обеспечивал ее филиал - "Энергосвязь". В 2005 году было принято решение по реорганизации системы связи энергосистемы Москвы и Московской области. Основная часть фонда оборудования связи была выделена из ОАО "Мосэнерго" и распределена между ОАО "МОЭСК" (Московская объединенная электросетевая компания) и ОАО "ФСК ЕЭС" (Федеральная сетевая компания единой энергосистемы). В связи с некоторой хаотичностью и бессистемностью в распределении фондов управляемость сетью связи была частично нарушена. Для сохранения надежности и централизации управления вновь созданными структурами связи компании были вынуждены арендовать часть выделенного имущества друг у друга, что повлекло за собой значительное повышение фактических затрат. Многие специалисты отрасли считают ошибочным разделение единой структуры связи энергосистемы Московского региона и указывают на опыт реформирования в других регионах России, где филиалы сетей связи выделены в отдельную компанию.
Общий обзор структуры связи
Основной положительный момент, который подчеркивают руководители структур связи вновь созданных инфраструктурных компаний РАО "ЕЭС России" (ФСК, различные ОГК и ТГК и др.), - сильный импульс модернизации структуры связи, на которую выделяется значительная часть средств из ИТ-бюджета компаний (состоящий суммарно из порядка $ 1 млрд). Такие суммы инвестиций отчасти объясняются тем, что, в отличие от нефтегазового комплекса, уровень цифровизации сетей связи в электроэнергетике еще 5-6 лет назад оставался крайне низким. До сих пор на узлах связи энергетики Московского региона наличие телефонных станций устаревшего типа (декадно-шаговые, координатные, квазиэлектронные) и аналоговых систем передачи - отнюдь не редкость.
Одна из особенностей реорганизации сетей связи Московского региона заключается в том, что было принято решение о передаче в субаренду из фонда ФСК и МОЭСК всего устаревшего оборудования связи (аналоговые системы передачи и АТС, медные КЛС), а также зданий и сооружений, связанных с их обслуживанием. Весь персонал, обслуживающий данный комплекс, передавался в штат коммерческой организации, которая и осуществляла по договору подряда ремонтно-эксплуатационное обслуживание. Такое "разделение в разделении" привело к образованию двух зон -перспективной цифровой и угасающей аналоговой, с соответствующим статусом еще недавно бывших коллег. В данной ситуации основным фактором, существенно снижающим надежность сетей связи энергосистемы, является уже не оборудование, а просто катастрофическая "текучка" и сокращение профессиональных кадров.
В процессе реализации этого проекта аутсорсинга появилось понимание того, что передачу внутренних функций стороннему исполнителю нельзя вести механически: просто взять и передать другому. Внедрение изменений -это отдельная большая работа, которая занимает длительное время. Основной идеей передачи во внешнее обслуживание декларировалось снижение затрат. При этом забывалось, что большая часть затрат из-за изношенности фондов и соответствующей составляющей ремонтов в структуре связи по-прежнему ложится на заказчика. Осознание того, что данные контракты недолгосрочные и эксплуатация данной аналоговой структуры связи зависит только от сроков строительства цифровой сети, привело к тому, что и заказчики, и компания-аутсорсер не финансируют проекты в должном объеме. Основные усилия прикладываются в отодвигании сроков обязательных капремонтов и поддержании минимально необходимой работоспособности, в основном за счет энтузиазма и находчивости сотрудников служб связи на местах. Такие действия не могли не внести "свой вклад" в надежность транспортировки и обработки данных.
Есть мнение, что решение выделить устаревшую часть сети связи на внешнее обслуживание носит не экономическое, а, скорее, психологическое обоснование. Основная идея основана на психологии руководителей, чья задача в рамках отведенного бюджета делать работу качественно, но при этом переложить ответственность на других. А при наличии внешнего контракта ответственность за него переходит к исполнителю. Особенно актуальным это стало после известной всем аварии на подстанции Чагино в 2005 году.
Основные концепции
Основная задача структуры связи в электроэнергетике - обеспечение безопасности и бесперебойности электроснабжения. Для обеспечения непрерывности услуг связи применяются отказоустойчивые схемы.
Резервирование системы обеспечивается как переключением каналов по кольцевой схеме, так и разнесенной кабельной структурой. Аналоговая сеть связи базируется на оборудовании К-300, К-60, ТН-12 и медных магистральных КЛС. В каждом направлении ОУП находятся 1-2 системы горячего резерва, используемые как в аварийных ситуациях, так и при проведении профилактики систем передачи. Недавно построенные цифровые магистральные системы связи базируются на мультиплексорах Nortel серии ОМЕ, ABB платформы FOX515 и другом оборудовании различных производителей.
Большая часть периферийных телефонных станций не имеет непосредственных точек подсоединения к ТфОП. Выход абонентов на междугородную и международную связь осуществляется через ЦАТС "Энергосвязи", к которой подключены несколькими соединительными линиями. Обеспечить повсеместно цифровые каналы будет сложно, поэтому при переходе на ЦСС конечные подстанции будут связаны в основном аналоговыми линиями.
Выбор технологий
Крупные инфраструктурные компании РАО "ЕЭС России" занимаются развитием только технологических сетей связи, так как им запрещено предоставлять коммерческие услуги. Размеры ИТ-бюджетов позволяют закупать самое современное и лучшее оборудование на данный момент (по мнению руководителей служб связи), не особо оглядываясь на его стоимость.
Совсем другая ситуация складывается у компаний-аутсорсеров, оказывающих услуги связи энергетическому комплексу. У них есть возможность получить любую лицензию по предоставлению услуг связи. Для нахождения оптимального решения между удовлетворением требований надежности для сетей энергетиков и получением коммерческой выгоды при предоставлении услуг сторонним организациям и физическим лицам производился комплексный сравнительный анализ по следующим критериям:
- цена решения;
- действующий сертификат Минсвязи на оказание услуг местной связи;
- действующий сертификат Минсвязи на оказание услуг учрежденческой связи;
- действующий сертификат ОРГРЭС и ЭиСЕРТИКО по оказанию услуг на сетях связи энергетиков;
- качество, надежность;
- функциональность.
В анализ включалось оборудование следующих производителей:
- Avaya S8720 (США);
- Siemens HiPath 4000 (Германия);
- Alcatel 1000 S12 (Франция);
- Coral FlexiCom 5000 (Израиль);
- Si 2000 Iskratel (Словения);
- Юнит ТС-004 НПО "ЮНИТЕЛ" (Россия);
- М-200 компании МТА (Россия).
По первоначальному коммерческому предложению компаний-производителей телефонные станции были классифицированы по ценовому диапазону. Производители Avaya, Siemens, Alcatel, Coral представляли высокий уровень, Iskratel - средний, а отечественные производители НПО "ЮНИТЕЛ" и МТА - низкий. На сетях связи энергетиков Московского региона самой распространенной цифровой станцией, без сомнения, является станция Coral. Существенно меньше инсталлировано АТС Siemens и Avaya.
Компромиссным вариантом представлялась АТС SI200, по причине соответствия всем предъявляемым требованиям. Немаловажную роль в выборе играл анализ решений, реализованных службами связи энергетиков других регионов. Например, в "Амур-энерго" после нескольких месяцев тестовой эксплуатации станций Siemens, ПРОТОН-ССС и SI 2000 было принято решение проводить реконструкцию на базе оборудования Iskratel.
Надежность и функционал отечественных производителей телефонных станций не совсем соответствует требованиям надежности и возможностям модернизации. К сожалению, элементная база, закупаемая у иностранных изготовителей, значительно уступает по многим параметрам лидерам мирового рынка. Возможности затрат на разработку программного обеспечения у крупных телекоммуникационных компаний несравнимо выше. Совокупность этих факторов приводит к невозможности конкурировать на равных с крупнейшими телекоммуникационными компаниями.
Учитывая тенденции развития рынка предоставления услуг связи, где потребности пользователей растут в геометрической прогрессии, проводился анализ оборудования и на базе пакетных технологий. В сравнительном анализе участвовало оборудование Iskratel SI3000, Huawei SoftX3000 и МФИ Софт MVTS PRO.
В процессе выбора шла ожесточенная борьба идей о том, каким должно быть оптимальное оборудование. Каждое решение подвергалось сомнению. Высказывались вполне разумные опасения в востребованности мульти-сервисных услуг (IP-centrex, унифицированный обмен сообщениями, видеотелефония, видеоконференция и др.) на периферии Московской области, но по совокупности ценовых показателей и функционалу победило решение МФИ Софт - Mera VoIP Transit Softswitch Pro.
Очень часто предприятия энергетического комплекса Московской области являются градообразующими. Обслуживающий персонал предприятий, проживающий компактно в поселках-спутниках и в более крупных поселениях, пользуется услугами телефонии учрежденческой АТС. Коммерческие организации, предоставляющие услуги связи энергетикам, используя существующую кабельную инфраструктуру, оказывают сторонним организациям и частным лицам мультисервисные услуги (доступ в Интернет, корпоративные сети и т.д.).
Для организации широкополосного доступа используется NGN DSL-коммутатор ZyXEL серии IES. Маршрутизацию трафика пользователей осуществляет оборудование Cisco и Juniper. Если клиентам не нужна большая полоса пропускания в Интернет, то их подключают по технологии РРРоЕ, выдавая IP-адрес из диапазона динамических адресов. При предоставлении услуг сторонним предприятиям выдаются статические IP-адреса класса С, выделенные RIPE (Европейская международная организация, распределяющая IP-адреса Интернет-провайдерам).
Заключение
Оценивая ситуацию в области телекоммуникаций сетей связи энергетиков в целом как динамично и успешно развивающуюся, нельзя не сказать несколько слов о тех "трещинах в фундаменте", которые дадут о себе знать, когда придет время объединения самостоятельно хозяйствующих в данный момент компаний отрасли в действительно единую энергосистему. Затраты на совместимость и эксплуатацию разнородного оборудования, устанавливаемого на технологических сетях связи, могут составить внушительную сумму. На реализацию такого проекта уйдут годы.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2008
Посещений: 7936
Автор
| |||
В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций