В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Сергей Приданцев
Президент ОАО "КОМСТАР-ОТС"
– Как сложившаяся экономическая ситуация может сказаться на развитии широкополосных мультисервисных сетей?
– Благодаря своей специфике индустрия связи не так сильно подвержена влиянию кризиса, как некоторые другие отрасли. Если говорить о рынке широкополосного доступа в Москве, то темпы его роста замедлились по сравнению с предыдущими годами, но не столько в связи с кризисом, а потому, что проникновение услуг ШПД достигло 55% и рынок приблизился к насыщению. Теперь московские операторы будут не столько расширять сети, наращивая абонентскую базу, сколько вести борьбу за клиента и стараться сохранить ARPU.
Насыщение московского рынка стимулировало развитие широкополосных мультисервисных сетей в регионах. На региональный рынок телекоммуникационных услуг вышли основные федеральные игроки, появились универсальные операторы национального масштаба. Однако неблагоприятная экономическая ситуация, видимо, внесет в их планы свои коррективы. Можно выделить ряд моментов, которые будут влиять на развитие региональных телекоммуникационных проектов. В первую очередь, это сокращение сроков кредитования и снижение размеров капитальных вложений в новые проекты, что приведет к замораживанию развития существующих и снижению объемов строительства новых магистральных и распределительных сетей, а также к замедлению темпов и сокращению масштабов регионального строительства сетей доступа. Кроме того, ожидается снижение роста продаж абонентских устройств (компьютеров, коммуникаторов), которое также может привести к замедлению темпов развития телекоммуникационных сетей в регионах. Наконец, можно ожидать снижения спроса на телекоммуникационные услуги, в том числе в корпоративном сегменте, из-за ухудшения финансового положения корпоративных клиентов.
При этом в новых условиях, несмотря на замедление темпов роста и снижение спроса, на рынке открываются новые возможности для консолидации активов и развития новых бизнес-моделей.
– Как сократить затраты CАРЕХ и OРЕХ в настоящей экономической ситуации? Что подвергается секвестру? На чем планируете экономить?
– Мы ужесточили оперативный контроль за расходами и использованием финансовых ресурсов, в том числе за счет управления закупками, в соответствии с нормативной регламентацией. В условиях кризиса необходим взвешенный подход к освоению капитальных вложений (выбор приоритетных направлений инвестирования, ужесточение требований к срокам окупаемости проектов, оптимальное использование уже имеющегося сетевого ресурса).
Отмечу, что даже во время кризиса экономить на технологическом развитии сетей, а также на технической поддержке пользователей, качестве услуг и клиентского сервиса, на контенте нельзя, от этого напрямую зависит лояльность потребителей. В то же время мы оптимизируем маркетинговые затраты на продвижение услуг, а именно: переходим к адресному маркетингу (так называемому таргетированному маркетингу), причем это будет применимо ко всем видам услуг, в том числе и в регионах.
– Как не допустить снижения ARPU? Как удается сохранять лояльность абонентов?
– Безусловно, повышение уровня лояльности абонентов – очень важная задача. Согласно данным исследования, проведенного исследовательским холдингом "Ромир", сегодня мы опережаем наших конкурентов по уровню лояльности пользователей услуг широкополосного доступа в Интернет в Москве (бренд "СТРИМ"). Результаты исследования показали, что индекс лояльности пользователей к "КОМСТАР" – NPS (Net Promoter Score) – значительно выше, чем аналогичный показатель других Интернет-провайдеров, причем он повысился еще с прошлого года, что нас особенно радует.
Итоги данного опроса свидетельствуют о том, что к сильным сторонам "КОМСТАР" абоненты, в первую очередь, относят такие показатели, как высокая скорость доступа к Сети, соотношение цены и качества услуг, хорошая работа без сбоев. Многие участники исследования видят в "КОМСТАР" надежного оператора Интернет-доступа. Это еще раз свидетельствует о том, что качество услуг – крепкий фундамент, на котором строится лояльность клиентов.
Мы убеждены в том, что вопросам качества надо уделять первостепенное и постоянное внимание, не делая скидок на кризис. Для нас это главный приоритет, поэтому мы считаем, что ради сохранения высокого качества услуг можно пойти даже на некоторое повышение тарифов. Сегодня, когда серьезно выросли эксплуатационные расходы на оказание услуг связи (тарифы на электроэнергию, расходы на размещение и лизинг оборудования, стоимость пропуска трафика через зарубежных провайдеров), избежать повышения тарифов и сохранить при этом высокое качество становится все труднее.
Все последние годы в условиях насыщения рынка и высокой конкуренции операторы Москвы были вынуждены снижать цены. Для сохранения ARPU также непрерывно повышались скорости доступа. Сейчас большинство абонентов настроены на приобретение тарифных планов, подразумевающих скорости от 5 Мбит/с и выше, а еще совсем недавно скорость в 10 Мбит/с была просто пределом мечтаний. Другой известный способ сохранения ARPU – предоставление услуг Triple Play. Если абонент имеет возможность получить у одного оператора все необходимые ему услуги и сервисы, лояльность повышается.
– Каковы могут быть дополнительные доходы оператора? Если планируются к внедрению какие-либо новые услуги, то какие? Насколько они могут быть востребованы пользователем?
– В прошлом году "КОМСТАР-ОТС" предложил своим абонентам (пользователям "СТРИМ-ТВ") телевидение высокой четкости (HDTV), начал предоставлять услуги МГ/МН-связи корпоративным клиентам и физическим лицами. С декабря прошлого года активно развивается проект общемировой сети беспроводного доступа в Интернет по технологии Wi-Fi "КОМСТАР-FON", и сегодня наши пользователи установили и включили в сеть уже несколько сот хот-спотов Wi-Fi. Ближе к лету этого года мы запустим в коммерческую эксплуатацию московскую сеть мобильного Интернета на базе технологии WiMAX. Согласно нашим исследованиям, 28% опрошенных заявили о большой заинтересованности в данной услуге, а 65% респондентов ответили, что данная услуга им, скорее, интересна. Это дает нам все основания рассчитывать, что услуга будет достаточно популярна, тем более что сеть WiMAX в сочетании с другими технологиями широкополосного доступа в Интернет позволит нашим пользователям всегда оставаться на связи – и дома, и на работе, и на улице.
Мы постоянно изучаем потребности наших клиентов и стараемся оперативно реагировать на изменение спроса на те или иные услуги. Так, например, в условиях кризиса многие корпоративные клиенты в Москве приняли решение о смене офиса. Для них мы разработали новый сервис – помощь в организации связи при переезде.
Невозможно не заметить, как бурно развивается реклама в Интернете. Летом мы провели исследование, которое показало, что около 60% пользователей воспринимают таргетированную рекламу в качестве информационного ролика и согласны смотреть ее периодически, если им будет снижена плата за Интернет или увеличена скорость доступа. Компания располагает технической возможностью, позволяющей разделить посетителей Интернета на целевые группы в зависимости от интересов абонентов в сети. Для каждой из этих целевых групп можно составить индивидуальные рекламные пакеты. В ближайшее время "КОМСТАР-ОТС" приступит к внедрению этой новой бизнес-модели. Платить будут рекламодатели, а "КОМСТАР-ОТС" берется обеспечить таргетированную доставку рекламного контента.
МГТС также активно расширяет перечень своих услуг. Помимо услуг ШПД от МГТС мы вывели на рынок такие сервисы, как IPTV, которое МГТС предоставляет как агент "КОМСТАР". Кроме того, развивается ряд дополнительных услуг от этого крупнейшего московского телекоммуникационного оператора.
Опубликовано: Каталог "Широкополосные мультисервисные сети"-2009
Посещений: 4933
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций