В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Александр Гук
Руководитель ИТ-отдела компании MAJOR
Структура нашей компании представляет собой сеть филиалов, связанных с центральным офисом. Соответственно и сеть передачи данных полностью повторяет эту структуру. Центральный офис связан с серверами дочерних структур выделенными каналами связи, предоставляемыми операторами связи, причем архитектура сети не меняется в зависимости от количества филиалов. В настоящий момент наши потребности полностью удовлетворяются двумя операторами. Основной параметр, играющий важную роль при выборе оператора связи - это физическое присутствие оператора в подключаемом офисе и возможность получения необходимого комплекса услуг связи.
В список минимально необходимых для офиса услуг входят: выделенная линия Интернет, выделенный канал подключения к центральному офису и цифровая телефония, предоставляемая по потокам Е1. Очень перспективной технологией построения корпоративных сетей является технология IP/MPLS (MultiProtocol Label Switching). Эта технология позволяет конечному потребителю услуг связи избавиться от необходимости использования дорогостоящего магистрального оборудования при построении ядра корпоративной сети. При этом все вопросы, связанные с эксплуатацией ядра сети, построенного на основе IP/MPLS, ложатся на поставщика услуг связи, а не на конечного потребителя. Для конечного потребителя это выглядит как виртуальная частная сеть внутри оператора.
Филиалы компании связаны с центральным офисом достаточно медленными VAN-каналами с пропускной способностью от 2 до 10 Мбит/с. Для того чтобы добиться приемлемой скорости работы приложений на медленных каналах, используется технология " Сильносвязанный Клиент - Сервер".
С одной стороны, хотелось бы увеличить скорость выделенных каналов, но пока это нерентабельно. Тем более что имеющейся скорости вполне достаточно для решения наших задач. Если говорить о технологии, то на всех наших объектах господствует Fast Ethernet. На текущий момент это наиболее адекватная нашим задачам технология в соотношении цена/качество/получаемый сервис.
Специфика нашей работы требует резервирования каналов связи. В первую очередь это критично для сетей передачи данных: если без телефона филиал еще может работать, то обрыв связи между центральным офисом и филиалом приводит к блокированию работы последнего. Поэтому для крупных филиалов компании применяется резервирование каналов передачи данных. Резервирование осуществляется при помощи организации двух кабельных вводов, пусть даже от одного оператора, но по разным физическим топологиям, чтобы при банальном обрыве кабелей во время земляных работ филиал не оставался без связи.
Также мы рассматривали возможность использования в качестве резерва радиорелейных средств. Дело в том, что многие наши филиалы находятся на МКАД и относятся к Московской области. В области возникает множество юридических сложностей с местными операторами связи, которые являются монополистами в своих районах и никого не пускают на свою территорию. Все эти организации, по сути, являются "наследниками" государственной телефонной инфраструктуры со всеми вытекающими последствиями. Это и изношенность сетей, и очень большие сроки по устранению неисправностей. Например, мы сталкивались с тем, что у таких операторов служба технической поддержки не работает по выходным дням. В итоге, если происходит авария, то к заявленному сроку ремонта может добавиться до двух суток времени. Естественно, в такой ситуации радиорелейки представляются нам очень хорошим вариантом для резервирования каналов связи.
По существующим внутренним сетям наметилось несколько тенденций: во-первых, мы постепенно вытесняем из инфраструктуры оборудование Cisco и переходим на 3COM. Так получилось, что с развитием гигабитного Ethernet это оборудование (Cisco), изначально дорогое, оказалось в довольно узкой нише - IP-телефония и доступ в Интернет. C развитием гигабитного Ethernet внутри филиала мы переходим с маршрутизации на коммутацию пакетов: это проще и в целом дешевле. Стандартное подключение рабочего места состоит из Fast Ethernet и телефонной линии. У сотрудников, чья работа связана с перемещениями, есть трубки стандарта DECT, работающие в рамках одной группы зданий.
Стоит также упомянуть о применении, пусть и ограниченном, технологии Wi-Fi. Используется она в двух случаях: для организации в автосалонах клиентских Wi-Fi-зон, где ожидающие посетители могут воспользоваться выходом в Интернет, и в ремонтной зоне, где у мастеров есть ряд специальных диагностических устройств с Wi-Fi-модулем, работающих в on-line с информационно-технологическими системами производителей автомобилей.
В организации телефонной сети самое главное для нас - надежность и возможность предоставления оператором услуг цифровой многоканальной телефонной связи по потокам Е1. Именно поэтому практически ни на одном нашем объекте не используется медь, и ни один наш объект не подключен к МГТС. В свое время предпринимались попытки получения таких услуг, но они не увенчались успехом из-за невозможности предоставления многоканальных номеров, используемых для рекламных целей. Предпочтение было отдано коммерческим операторам связи.
IP-телефонию на сегодняшний день мы не рассматриваем как необходимую технологию, обязанную присутствовать в наших офисах. На наш взгляд, она больше подходит либо для организации связи с малыми офисами, либо для организации прямых телефонных каналов с партнерами. У нас же основной телефонный трафик идет извне, поэтому нужна, во-первых, многоканальность, а во-вторых, большая номерная емкость. По этой же причине мы не стали организовывать единую телефонную сеть со всеми филиалами. Дело в том, что в этом случае нам понадобилась бы внутренняя номерная емкость порядка пяти тысяч номеров, что соответствует АТС небольшого города.
Мы не ждем от оператора каких-то новых технологий. Конечно: операторы, с которыми мы работаем, могут сейчас предложить практически любую из существующих услуг. Но в случае такой компании, как наша, самый главный козырь для оператора -это максимально быстро подключить филиал к общей сети организации. Еще один заведомо выигрышный для него момент - сильная служба технической поддержки и оперативное исправление каких-либо аварий. Скажем, сейчас заявленный срок на ремонтные работы по обрыву кабеля составляет 48 часов. И это притом, что, как правило, сама работа укладывается в 8 часов. Естественно, хотелось бы, чтобы операторы сократили его хотя бы до 12-24 часов.
В целом, поскольку мы являемся конечным пользователем, подход к организации связи у нас скорее консервативный, и это обусловлено спецификой работы. Самое главное для нас -это надежность и безотказность решений. В то же время мы отслеживаем и применяем новые технологии в области доступа к информации - такие как, например, оптимизация клиент-серверных приложений. Консервативность же объясняется тем, что при разработке и реализации новых проектов в сжатые сроки все опираются на уже проверенные временем методы. И введение в этот процесс нового звена - дело довольно рискованное, поскольку с проверенным методом всегда можно спрогнозировать временные затраты, с новым же это практически невозможно. Поэтому крупные холдинги, как правило, довольно консервативны.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2007
Посещений: 13355
Автор
| |||
В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций