В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Сергей Романов
Руководитель направления IT-консалтинга и инфраструктурных решений ЗАО "Амфора Групп", к.т.н.
Виталий Слизень
Генеральный директор национального оператора связи "Синтерра"
Олег Лысов
Директор департамента решений Microsoft компании GMCS
- Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в отрасли в целом? Повлиял ли экономический кризис на стратегии развития и приоритеты бюджетирования в ТЭК?
Сергей Романов: В отрасли наложились сразу несколько событий: мировой экономический кризис, кадровые изменения, которые происходили как на уровне министерства, так и в конкретных компаниях, а также коррекция IT-политик компаний, вызванная или началом их самостоятельной жизни после прекращения существования РАО "ЕЭС России", или началом влияния компаний, которые получили контроль в связи с перераспределением акций. Все это привело к тому, что у части компаний IT-бюджеты были утверждены с большой задержкой, в других компаниях с бюджетами остается еще большая неясность. IT-директора не решаются дать старт затратным проектам и выжидают.
Приоритеты бюджетирования как таковые не изменились, произошла более взвешенная их оценка и более грамотное обоснование целесообразности с точки зрения бизнеса и получения отдачи в ближайшее время, под которым понимается срок около одного года.
Виталий Слизень: Чаще всего основной задачей IT-департамента компаний ТЭК является налаживание эффективной телекоммуникационной системы для организации коммуникаций географически разнесенных структур предприятия (добывающих подразделений, головного офиса и пр.), а также для функционирования управленческих систем (ERP, BI и др.). Для решения озвученных задач создается корпоративная VPN-сеть, на базе которой помимо работы управленческих систем организуется внутренняя телефония, видеоконференц-связь (ВКС) и пр. Практически все энергетические компании ОГК имеют серьезные территориально распределенные структуры с подразделениями в удаленных регионах Сибири, Урала или Дальнего Востока. По расчетам наших клиентов, окупаемость системы ВКС достигается за счет сокращения расходов на командировки и наступает через год-полтора. Также сейчас стали развиваться системы диспетчерского управления, которые тоже требуют телекоммуникационной инфраструктуры.
Олег Лысов: На сегодняшний день перед ТЭК стоит сложнейшая задача -гарантировать надежность энергопоставок на российский и зарубежные рынки и вместе с тем обеспечить беспрецедентную экономическую производительность предприятий. Все это, помноженное на довольно нестабильную ситуацию со стоимостью энергоресурсов, является весьма непростой задачей, эффективное решение которой не может обойтись без применения современных информационных технологий. В этой связи хотелось бы выделить три вида решений, наиболее востребованных предприятиями ТЭК в области информационных технологий:
- Есть ли в отрасли такие телекоммуникационные и/или IT-проекты, внедрение, развитие и финансирование которых замораживать сейчас нецелесообразно? И чем все-таки можно пожертвовать?
Сергей Романов: Пожертвовать можно прежде всего IT-проектами, которые направлены только на автоматизацию IT и не затрагивают бизнес. На подобные проекты у IT-департаментов достаточно ограниченные бюджеты, многие стараются уменьшить расходы и за счет этого сохранить квалифицированные кадры. Также жертвуют бизнес-проектами, окупаемость которых сложно обосновывается и где имеются большие риски по затягиванию сроков.
Продолжается работа над начатыми проектами, которые возможно делать своими силами. Бизнес-проекты продолжаются, если под них уже был выделен бюджет, но работы ограничиваются такими, что могут дать эффект в ближайшее время.
После прекращения существования РАО "ЕЭС России" потерялась общая стратегия развития IT в энергетике, и каждая компания решает теперь свои насущные проблемы сама. Поэтому общие тренды выделить уже затруднительно.
Виталий Слизень: Мы видим отчетливую тенденцию перехода компаний ТЭК с аренды чистых каналов на IP, а именно на VPN. IP/MPLS-технология позволяет оказывать практически весь спектр телекоммуникационных услуг в рамках одной сети. А при заказе этой услуги у операторов с IT-департаментов снимается часть нагрузки и затрат на самостоятельное создание и поддержание IP-среды. Кроме того, в нашем случае при организации VPN обязательным условием контракта является соглашение об уровне сервиса (Service Level Agreement - SLA), что дает клиенту возможность настроить сеть на различные объекты сети под необходимые ему виды трафика.
Олег Лысов: Спрос снизился практически на все услуги, так как в первую очередь предприятия ТЭК решали глобальную задачу сокращения затрат на фоне значительного падения цен на энергоресурсы. Но предел снижения спроса, безусловно, существует. К примеру, от поддержки систем, обеспечивающих жизненно важные для предприятия функции, никто не откажется.
- Какие специфические задачи, связанные с применением высоких информационных технологий или нестандартных решений, есть в отрасли?
Сергей Романов: Специфические задачи выделить сложно. Все, что относится к АСУТП, каким-то образом прикрыто, во всяком случае, острых проблем нет. В больших компаниях все процессы текут очень медленно, они не являются лидерами по инновационным IT-решениям. В части компаний только сегодня начинают рассматривать вопросы внедрения SOA, управления проектами в части бизнес-проектов и т.д.
Олег Лысов: В случае предприятий ТЭК можно говорить не о применении типовых решений, а о переходе на корпоративные стандарты. В ходе смены собственников, зачастую многократной, предприятия ТЭК стали частью крупных корпораций, работающих по своим стандартам, в том числе и в области информационных технологий. Переход на эти стандарты и является для ТЭК актуальной задачей. Однако, учитывая текущие экономические условия, вряд ли можно говорить о том, что к решению этой задачи предприятия ТЭК приступят в ближайшей перспективе.
- Какие эксклюзивные IT- и телекоммуникационные разработки, возможные для применения на предприятиях ТЭК, имеются сейчас на российском и зарубежном рынках? Как быстро зарубежные передовые технологии обретают российское воплощение?
Виталий Слизень: В качестве примера интересной разработки можно назвать проект по созданию телекоммуникационной инфраструктуры единой федеральной системы учета отгрузки электричества Федеральной сетевой компании ЕЭС на распределительные ресурсы.
В рамках реформирования РАО ЕЭС ОАО "ФСК ЕЭС" отвечает за консолидацию сетевого комплекса, относящегося к Единой национальной электрической сети (ЕНЭС), а также за стратегическое управление распределительным сетевым комплексом. ФСК обеспечивает функционирование 122 тыс. км линий электропередачи и 791 подстанции общей трансформаторной мощностью более 300 тыс. МВА напряжением 110-1150 кВ. В собственности ОАО "ФСК ЕЭС" находится 47 тыс. км линий электропередачи и 137 подстанций, а также 17 отдельных ОРУ и ячеек общей мощностью более 140 тыс. МВА.
В рамках построения сети для ОАО "ФСК ЕЭС" обеспечен полный комплекс работ, необходимый для организации сети спутниковой связи по технологии VSAT для передачи данных коммерческого учета электроэнергии более чем с 400 подстанций ЕНЭС на 200 кВ, распределенной по всей территории России. Для каждой из них были организованы каналы с небольшой пропускной способностью 64 кбит/с (задача большего не требует). Помимо передачи данных для учета электроэнергии, в системе была организована голосовая связь со всех подстанций на диспетчерские пункты службы ЕНЭС. Полученные данные в защищенном формате по VPN-каналам передаются на центральный узел ЕНЭС в Москве.
Олег Лысов: Для автоматизации управления предприятия ТЭК выбирают программные продукты разных поставщиков. Тем не менее, как показывает практика, в случае внедрения единой системы управления требуется доработка выбранного за основу системы продукта под конкретные потребности каждого заказчика. Многие IT-консалтинговые компании имеют в своем портфеле собственные специализированные решения для предприятий ТЭК, основанные на опыте и наработках, полученных в ходе реализации проектов в этой отрасли. Такие решения, к примеру, предоставляют широкие возможности для управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования, покрывают потребности по расширенному ведению учета капитальных затрат, управлению основными и денежными средствами и т.д.
В настоящий момент ряд компаний ТЭК успешно применяют в своей деятельности Microsoft Dynamics AX. К примеру, "Нарьянмарнефтегаз" использует систему управления финансами на базе Microsoft Dynamics AX для ведения бухгалтерского, налогового и управленческого учета, учета основных средств, раздельного расчета НДС по экспорту и реализации товара, подготовки корпоративной отчетности, в том числе по стандартам GAAP. Microsoft Dynamics AX стоит на вооружении и в "ОГК-4". В ERP-системе ведутся все важные с точки зрения деятельности энергокомпании процессы: финансовый, бухгалтерский и налоговый учет, казначейское и бюджетное исполнение, техническое обслуживание и ремонты оборудования, процессы централизованного снабжения и учетные процедуры сбыта электроэнергии. В частности, автоматизация процессов технического обслуживания и ремонта оборудования позволила компании оптимизировать затраты на закупку материалов и оборудования, систематизировать подход к организации и проведению ремонтных работ, повысить точность учета производственных запасов.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2009
Посещений: 5104
Статьи по теме
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций