Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

В перевозках важно своевременно иметь под рукой проверенную информациюConcrete and verified information is of prime importance to public transport services

Еще с 2015 г. ГУП МО "Мострансавто" реализует на своем предприятии концепцию единого информационного пространства

Since 2015 The state unitary enterprise of Moscow Oblast "Mostransavto" implements at its enterprise the concept of uniform information space

Александр Зайцев
Генеральный директор ГУП МО "Мострансавто"
Alexander Zaitsev
General Director of The state unitary enterprise of Moscow Oblast "Mostransavto"

– Какие направления IT и телекоммуникаций являются приоритетными для вашей компании?
– Начиная с 2015 г. в ГУП МО "Мострансавто" реализуется концепция единого информационного пространства, цель которой – консолидировать деятельность филиальной сети предприятия, унифицировать ее, привести к единому знаменателю. В рамках этой концепции можно выделить четыре основных направления.

1. Единый информационно-технический комплекс. Поскольку наше предприятие включает 31 филиал, а также непроизводственные подразделения, в каждом из которых существует свой набор программных продуктов, автоматизирующих его деятельность (бухгалтерию, кадры, склад, перевозки и прочее), то возникает необходимость в программном продукте, объединяющем их. Таким продуктом стала автоматизированная система управления финансово-хозяйственной деятельностью (АСУ ФХД) на базе 1С ERP, которая сводит информацию воедино и стандартизирует процессы ее обработки. С ее помощью специалист сможет увидеть кредитную историю отношений предприятия с контрагентами, наличие на складе комплектующих, понять, на каком этапе находится согласование договора и так далее.

2. Единая коммуникационная инфраструктура предприятия, управляемая "из центра". Филиалы "Мострансавто" разбросаны по всей Московской области, что затрудняет эффективную коммуникацию, собрать всю команду в одно время в одном месте очень непросто. Отсюда возникает необходимость современных коммуникационных инструментов: внутренняя почта, собственный электронный документооборот, IP-телефония и виртуальная частная сеть, объединяющая все эти ресурсы. Все эти инструменты используются на предприятии начиная с середины 2016 г.

3. Работа с обращениями граждан. В "Мострансавто" существует несколько сервисов для получения обратной связи от пассажиров (единая линия связи, "Активный пассажир" – сервис, позволяющий оценить работу автобусов по СМС, личный кабинет на сайте, "Стикер ПДД" – сервис, с помощью которого можно сообщить о нарушениях ПДД автобусами предприятия), кроме того, есть сторонние каналы, например "Добродел". Единая система АСОО позволяет собирать все обращения в одном месте, контролировать их своевременную обработку и качество ответов.

4. Сервисы для пассажиров. В частности, в 2017 г. большое внимание уделяется разработке собственного мобильного приложения "Мострансавто", которое позволит пассажирам спланировать свои поездки на автобусах предприятия.

– Расскажите об осуществленных проектах 2016 г. Соответствуют ли они вашим ожиданиям?
– В 2016 г. во всех филиалах предприятия началось тиражирование АСУ ФХД на базе 1С ERP. В целях стандартизации всей отчетной документации в "Мострансавто" принята единая форма по ведению кадровых, бухгалтерских и перевозочных документов. Ранее в филиалах предприятия учет производственной деятельности велся в различных системах, что приводило к потере данных и ошибкам при обобщении информации. Так, до недавнего времени информация по количеству и составу автобусного парка могла изменяться ежедневно. Теперь у нас появился централизованный учет всех транспортных средств в автоматизированной системе управления финансово-хозяйственной деятельностью на базе 1С ERP. В настоящее время осуществляется системный переход от локальных информационных систем филиалов к централизованному ведению и контролю производственной деятельности "Мострансавто" посредством АСУ ФХД.

Например, ранее учет рабочего времени водителей и кондукторов производился по данным путевых листов, заполненных вручную либо в информационных системах, использующихся в филиалах. Это приводило к отсутствию автоматизированного контроля за внесенными данными. На сегодняшний день при учете рабочего времени водителей и кондукторов берутся точные данные из учетных систем АСУ "Навигация" и СОБОП (система безналичной оплаты проезда) по времени, отработанному каждым водителем, и выручке. Это позволяет исключить человеческий фактор, возникающий при заполнении путевых листов вручную в информационных системах, использующихся в филиалах.

В первую очередь запуск АСУ ФХД позволил обрести контроль над информацией о деятельности предприятия и, несмотря на то, что нам предстоит еще долгий путь по доведению системы до полноценного рабочего инструмента, первый существенный шаг уже сделан.

Еще один проект, получивший свое развитие в 2016 г., – завершение программы модернизации навигационной системы АСУ "Навигация". В системе появилась электронная база всех маршрутов и остановок, которая позволяет в режиме реального времени контролировать передвижения автобусов предприятия, а также корректировать маршрутную сеть в каждом филиале, исходя из визуального анализа.

Работа с АСУ ФХД и АСУ "Навигация" касается в основном внутренней работы предприятия. Помимо этого, есть ряд проектов, нацеленных на внешние коммуникации с потребителями наших услуг – пассажирами. Например, в 2016 г. была внедрена автоматизированная система обработки обращений граждан, позволяющая аккумулировать и структурировать информацию из различных источников (сервисы "Мострансавто", сторонние сервисы, МСЭД, электронная почта, письма и другие). В результате с ее помощью специалисты могут контролировать все поступившие сообщения, ничего не упуская, быстрее их обрабатывать и собирать объективную статистику. В среднем служба обрабатывает и рассылает в филиалы 400– 500 обращений в день, срок рассмотрения каждого – восемь рабочих дней.

Также "Мострансавто" совместно со специалистами Яндекса оптимизировало качество данных, передаваемых автотранспортным предприятием в сервис "Яндекс. Транспорт". С 2016 г. в приложении "Яндекс. Транспорт" можно видеть все автобусы "Мострансавто", следующие по маршрутам, а также узнать время их прибытия к остановочным пунктам, что позволило жителям Подмосковья избежать ожидания транспорта и точнее спланировать свои поездки.

– Каковы приоритеты развития автоматизации вашего предприятия в 2017 г.?
– Использование различных инструментов управления в филиальной сети "Мострансавто" сделало основным приоритетом предприятия на 2017 г. тиражирование единой автоматизированной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью на базе продуктов 1С. Данное направление является ключевым для предприятия, так как обеспечивает прозрачность отчетности, упрощает процедуру долгосрочного планирования деятельности и, как следствие, позволяет улучшить финансовые показатели.

У нас уже существуют две информационные системы, обеспечивающие поступление первичной информации:

  • АСУ "Навигация" определяет местоположение транспортных средств, пробег, расход ГСМ, соблюдение скоростных режимов и прочее;
  • СОБОП обеспечивает поступление информации о получаемой выручке в режиме онлайн.

Первичные данные этих двух систем объединяются в АСУ ФХД на базе 1С ERP и привязываются к основному документу перевозчика – путевому листу. В результате учет транспортной работы ведется по единым правилам для всех филиалов в централизованной системе, а агрегированные данные для оценки успешности деятельности предприятия собираются в автоматизированном рабочем месте руководителя (АРМР), первая версия которого находится в опытной эксплуатации. Данные в АРМР предоставляются в аналитических формах. С его помощью можно в режиме онлайн видеть ключевые показатели эффективности и оперативно получать отчеты о деятельности предприятия.

Следует отметить гибкость решения АСУ ФХД, что позволяет в будущем интегрировать в систему дополнительные модули. На сегодняшний день в опытно-промышленную эксплуатацию запущены базовые модули "Кадровый учет", "Перевозки", "Техническое обслуживание и ремонты". В опытном режиме эксплуатируются "Бухгалтерский учет", блоки "Зарплата", "Казначейство", "Договорная работа" и "Закупки".

Первоначальная концепция единого информационного пространства предполагает, что все дополнительные модули будут встроены в существующее взаимоувязанное информационное поле предприятия и дополнят общую картину.

Еще один вектор развития направления – внедрение системы безналичной оплаты проезда (СОБОП) в автобусы предприятия. Это позволит автоматизировать процесс сбора выручки предприятием.

СОБОП – аппаратный комплекс, имеющий несколько конфигураций в зависимости от типа подвижного состава, на котором он устанавливается. Так, для автобусов малого и среднего класса – это валидаторы, к которым прикладывают социальные и транспортные карты, а также билеты с QR-кодом, которые пассажиры покупают у водителя, стационарное печатающее устройство и терминал, находящиеся у водителя. Для городских автобусов средней, большой и особо большой вместимости – это стационарное оборудование СОБОП в конфигурации с турникетами.

Внедрение стационарной системы началось в ноябре 2015 г.. На сегодняшний день на маршрутах Подмосковья работает более 1,5 тыс. автобусов, оснащенных СОБОП в конфигурации с валидаторами, и 35 автобусов с турникетом.

– Как информационные технологии помогают развитию вашего предприятия?
– Качество оказываемых предприятием услуг пассажиры оценивают с помощью специально созданных сервисов. Чтобы мы могли своевременно получать обращения от жителей Подмосковья, мы постоянно совершенствуем систему обработки обращений граждан. Это позволяет оперативно реагировать на поступившие сообщения, контролировать и своевременно нивелировать возникшие проблемы, тем самым повышая уровень предоставляемых услуг.

В перевозках, как и в любом бизнесе, очень важно своевременно иметь под рукой проверенную информацию, с помощью которой принимаются управленческие решения. Объединяя информационные базы всех предприятий в одну, мы получаем управляемую систему, в которой значительная часть первичной информации появляется без влияния человеческого фактора на местах.

– Ваше отношение к идее импортозамещения?
– Важен грамотный подход к импортозамещению. Отечественные аналоги продуктов или устройств, которыми мы планируем заменить импортные, должны быть не хуже представителей зарубежного производства. На сегодняшний день 87% бортового оборудования, которое используется в автобусах "Мострансавто", произведено в России.

В части необходимого нам аппаратного и программного обеспечения, причастного к вспомогательным процессам, обеспечивающим основную деятельность (ПК, сетевое оборудование, системное ПО) на отечественном рынке не так много достойных заменителей, поэтому приходится пользоваться зарубежными разработками. Чтобы в России появились технологии, позволяющие в значительной мере заменить зарубежные разработки, необходимо время. До тех пор, пока не появится стабильная отечественная альтернатива, говорить о полном отказе от иностранного ПО или оборудования нельзя.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2017
Посещений: 2329

  Автор

Александр Зайцев

Александр Зайцев

Генеральный директор ГУП МО "Мострансавто"

Всего статей:  1

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций