Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

В погоне за SOA

Было бы несправедливо говорить о SOA (сервисно-ориентированной архитектуре) лишь как о модном термине. Сейчас уже мало кто не согласиться с тем, что именно она формирует разумную ИТ-стратегию банков, обладающую реальной стоимостью.

SOA обещает улучшить ИТ-эффективность организации и ее деловую активность по многим параметрам. Обращаясь к многократно используемым услугам, SOA отвечает за исследования деятельности самостоятельных подразделений и ускоряет разработку новых продуктов и услуг, тем самым предоставляя банкам возможность быстрее выводить на рынок новые предложения.

Как отмечает Барт Нартер (Bart Narter), аналитик Celent (Бостон), применение SOA продлевает жизненный цикл существующих систем за счет создания "оболочки" вокруг них. В дальнейшем они позволяют организациям перенаправлять запросы, ориентированные на услуги, существующим системам, модернизируя уже имеющиеся приложения. Нартер также добавляет, что SOA может помочь банкам отсрочить замену ядра системы.

SOA – не обязательно осязаемая технология с конкретным определением. Согласно мнению экспертов, это, скорее, относительно новый подход к корпоративным ИТ. Компания-исследователь индустрии Celent определяет SOA как "набор свободно связанных модульных сервисов для поддержки деловых и ИТ-запросов".

Нартер отмечает, что пока распространенность SOA ограничена в большей степени крупными международными банками. "Это не SOA 2.0", – говорит он, добавляя, что банковская индустрия еще не ввела ничего значительного и не шагнула далеко вперед, когда дело дошло до внедрения архитектурной стратегии.

"Большинство крупных банков использовали SOA тем или иным способом, теперь она даже двигается вниз по рынку", – признает Нартер, отмечая, что применение этого подхода – достаточно эффективный путь интеграции систем и сервисов. Он говорит: "SOAеще не созрела на 100%, но уже не является неизведанной территорией. Менее исследованная территория – это строение системы, особенно для банкинга".

По мнению Нартера, большая часть инфраструктуры для поддержки SOA уже используется банками по всему миру. Появляющиеся компоненты, которые подтолкнут инициативы банков по применению SOA на следующий уровень, это "системы-полуфабрикаты" или SOA-структуры, которые сейчас предлагают многие поставщики.

Появление стандартов

Появление специфических предложений для каждой конкретной компании, по утверждению Нартера, поможет финансовым институтам оценить достоинства SOA. Но, что более важно, готовые SOA-решения могут стать основой стандартизации.

"Например, многие доступные структуры предлагают стандартное определение клиента, помогая банкам идентифицировать клиентов среди многих несопоставимых систем", – добавляет Нартер. Поставщики не одиноки в погоне за стандартами. Группы компаний в индустрии и даже отдельные банки также занимаются разработкой стандартов данных и взаимодействия.

"IBM начала работу с информационной структурой для финансовых услуг, – говорит Нартер, ссылаясь на Armonk, информационную структуру компании, работающей в Нью-Йорке. "Это группа моделей данных, процессов и объектов, разработанных для помощи финансовым институтам в изменении архитектуры по всей компании. Accenture (Нью-Йорк) также предлагает SOA-стандарт, известный как "высокопроизводительная банковская структура".

Wakefield (Форум интерактивного финансового обмена (IFX), (Массачусетс) также продвигает открытый стандарт взаимодействия для обмена финансовыми данными, отвечающий требованиям компаний глобального финансового сервиса.

В апреле этого года SAP Walldorf и Microsoft объявили о формировании сети архитектуры банковской индустрии (BIAN), заявленная миссия которой состоит в помощи банкам по установке SOA для их деловых операций. Брайан Джексон (Brian Jackson), стратег Microsoft по банковским технологиям для всемирных финансовых услуг, недавно назначенный главой построения архитектуры для BIAN, утверждает: "Не хватало охватывающего все уровни индустрии протокола". Стандарты для отдельных уровней индустрии уже устоялись, но банковская индустрия, по мнению Джексона, еще далека от обладания широким спектром возможностей взаимодействия, которые бы запустили SOA.

BIAN тесно сотрудничает с банками, разрабатывая методы совместного использования данных и внедряя широко принимаемый и не ограниченный правом собственности стандарт для индустрии.

"Мы не пытаемся изобрести колесо в плане стандартов в BIAN, – считает Джексон. – Мы открыты для взаимодействия и поддерживаем принятие существующих стандартов".

National City наслаждается первыми успехами SOA

Отсутствие стандартов, однако, не остановило банк National City ($153 млрд активов), расположенный в Кливленде, от доверия SOA. National City, один из первых внедривший SOA, сделал это более 4 лет назад. Он обратился к BEA Systems, которая сейчас является частью Oracle, за советом по управлению SOA.

Что изменилось с первоначального внедрения? "Произошла децентрализация управления", – отмечает Джозеф МакКартин (Joseph McCartin), технический директор National City.

По его словам, толчком к переходу в новую область деятельности – в SOA – была необходимость обновления ядра системы компании. Банк искал сближения в общении с клиентами, опираясь на единое представление о них, и хотел достичь цели, не заменяя ядро системы. По мнению МакКартина, обычная ошибка, которую совершают банки, это отношение к SOA как к технологическому подходу. "Однако здесь речь идет об управлении и правах", – заявляет он и добавляет: "Многие говорят, что они занимаются SOA, но на деле для них это всего лишь хобби. Вы должны сказать, что это корпоративный сервис".

В качестве расширения этого подхода, как отмечает МакКартин, банк работал с SOA как с централизованной инициативой в течение первых нескольких лет. Он содержал группу сервисов, находящихся в области обычных услуг, из которых компании или отделы по всему банку могли заказать нужные именно им услуги. Около года назад банк перешел к децентрализованной SOA-модели, и теперь сотрудники любой линии компании могут создать сервис и расположить его в области обычных услуг.

"Это эволюция для нас, – говорит МакКартин. – У нас достаточно хорошая архитектура и теперь мы получаем большее масштабирование, так как мы децентрализованы. По-моему мнению, ошибка заключается в том, что банки перешли к децентрализованной модели с самого начала. В такой ситуации каждый из пользователей хочет попробовать сам создать новый сервис. Спустя 18 месяцев они обнаруживают, что они не могут повторно использовать систему".

МакКартин говорит, что каждая из корпоративных услуг National City использует в среднем 3,1 приложения. "У нас есть мандат на увеличение этой цифры в следующие 12 месяцев более чем в два раза", – отмечает он, подчеркивая, что результаты трансформации SOA в National City превысили ожидания.

"Только в прошлом году мы сэкономили $20 миллионов на перестроение системы, используя старые сервисы, – сообщает МакКартин. – В позапрошлом году мы сохранили $16 миллионов. Эти цифры очень хорошо иллюстрируют масштабы сбережений".

Bank of Americaв поисках конкурентных преимуществ

Тогда как National Cityвыбрал SOA для сокращения расходов, Bank of America ($1,4 трлн активов), один из крупнейших пользователей технологии SOA в индустрии финансовых услуг, нашел другой двигатель для бизнеса. "Мы используем SOA, так как она позволяет нашим предложениям быть более конкурентоспособными", – говорит Билл Конрой (Bill Conroy), глава архитектуры компании в Charlotte, банка, расположенного в Северной Каролине.

Конрой, полностью владеющий программой архитектуры банка, утверждает, что Bank of Americaне использует SOA для увеличения прибыли. Он скорее делает это для интеграции и для развития стандартизации. Но это не значит, что SOA не сохраняет для банка больших объемов денег.

Например, когда Bank of America приобретает банк (а их количество уже приближается к 300), он обычно проводит оценку технологической базы и производственного потенциала, необходимых для миграции приобретенного банка на свои системы. Но это не всегда простая миграция. Как считает Конрой, с приобретением MBNA в 2005 году, например, Bank of America перевел свои счета на платформы MBNA.

Конрой отмечает также, что SOA действительно полезна, когда банк решает скомбинировать свои системы с системами приобретенного банка. Например, Bank of America превратит некоторые из недавно приобретенных от Countrywide Financial приложений в сервисы так, что их сможет использовать весь банк.

"Мы действительно лидер, потому что мы не следуем за хвалами SOA, – говорит Конрой.– Мы прагматично относимся к ней".

Конрой утверждает, что его коллеги в банковской индустрии испытывают трудности с внедрением SOA, так как они не до конца понимают, зачем они это делают. "Мы провели большую подготовительную работу и потратили много времени на то, чтобы разместить фундаментальные части архитектуры". – вспоминает он.

Согласно данным Конроя, Bank of America использовал принципы SOA с его ранних воплощений в виде брокерской архитектуры обычных объектов (Common Object Request Broker ArchИТecture  COBRA). "Внедрение каждой новой технологии становится все проще", – утверждает он.

В конце апреля SAP объявил, что Bank of Americaвыбрал корпоративное планирование ресурсов (Enterprise Resource Planning  ERP) от SAP для дальнейшей интеграции своих внутренних отчетных финансовых систем. Однако, по мнению Конроя, это не значит, что Bank of America полностью использует программу SAP. На деле, – говорит он, – Bank of America достаточно скептично относится к мотивам группы BIAN... Как только вы попадаете в модель данных, из нее тяжело выбраться... Она помогает, но она и ограничивает вас собой. В конце концов вы получаете роль интеграционного предприятия между поставщиками".

Интеграция – ключ к выгоде

Базовый принцип SOA позволяет эффективно интегрировать системы, что в свою очередь, увеличивает скорость выхода на рынок. Естественно, такой подход влечет за собой рост прямых и косвенных выгод.

"Заметен реальный интерес к ускорению взаимодействия с рынком и увеличению эффективности стоимости, который приводит к повторному использованию существующих сервисов через SOA", – говорит Чей Эн (Chae An), вице-президент группы приложений финансового сектора решений IBM.

Например, по словам Эн, Wachovia, которая обратилась к IBM за помощью в создании SOA для своего отделения по платежам, существенно сократила количество времени, требуемого для тестирования новых продуктов. До перестроения банк сталкивался с трудностями в тестировании из-за негибких интерфейсов между собственными каналами платежей, "Теперь они могут проводить тесты один раз", – говорит Эн.

"В результате внедрения SOA Wachovia в два раза сократила срок выхода на рынок и стоимость модификаций, обновлений или добавлений новых интерфейсов платежей", – считает Эн. Такая скорость и сбережения все более важны в платежной области, когда бизнес все больше и больше становится продуктом для продажи, считает он.

Как и Нартер из Celent, Эн отмечает, что интеграция возможностей, облегчаемая SOA, также дает больше гибкости существующим центральным банковским системам. Введение новых возможностей через SOA увеличивает жизнь центральных банковских систем, и эта "прогрессивная трансформация" уменьшает риски раскола и замены центральных систем банка.

SOA 2.0

По мнению Эн, банки начинают рассматривать варианты использования SOA в будущем (особенно это касается интеграции с Web 2.0). И хотя эта концепция пока находится на начальном этапе "некоторое количество банков заинтересовалось такими возможностями", как говорит он, отмечая, что Multichannel Branch Transformation Toolот IBM, который был выпущен в мае, содержит возможности Web 2.0. Эн указывает также и на коммуникации сотрудников внутри филиалов и системы для банковских служащих, и более динамичные клиентские взаимодействия, и создание контента, как на две области, где интеграция инструментов Web 2.0 и принципов SOA могли бы действительно помочь клиентам.

Фон Холлен из SAP считает, что первые слухи о SOA касались консолидации данных клиентов для достижения единого образа клиента при трансформации между банком и фронт-офисом. Сейчас все чаще SOA используют для центральных офисных функций и изменений бэк-офисов. "SAP говорит о корпоративной SOA как о пути добавления материи к тому, что делают приложения, – отмечает она. Мы говорим о трансформации бизнес-процесса, мы смотрим на бизнес-процесс и думаем: "Как мы можем модернизировать его?"

Но Джексон из Microsoft предостерегает банки от обгона их же самих в терминах возможностей SOA по трансформации бизнеса. "Несмотря на все похвалы, мы до сих пор находимся на ранних этапах SOA для банков, – считает он. – В этой технологии (как и в любой другой новой) результаты двойственные. Немало статей, посвященных индустрии, подвергают сомнению окупаемость капиталовложений в SOA".

Однако, по словам Джексона, потенциал SOA в выжимании дополнительной ценности из обычных систем очевиден. Проблема заключается в том, чтобы к нему прийти.

"Слухи, которые доходят до меня, говорят об управлении сложным организационным усилием, – продолжает Джексон. – Оно требует взаимодействия на всех уровнях. Но банки, которые могут добиться этого взаимодействия, утвердят свое преимущество".

Оригинал статьи Нэнси Фэйг Pursuing the Promise of SOA опубликован на сайте www.banktech.com

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #5, 2008
Посещений: 5411

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций