В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
More than a decade the Swedish brand Volvo is a world leader in the field of automotive safety. Another focus of the automaker activity in recent years is the development of communication technologies. And in this high-tech field Volvo is second to none too.
Первые шаги в направлении информатизации компания начала делать еще в конце ХХ в., а уже в 2000 г. первой среди автопроизводителей представила коммуникационную систему Volvo On Call. На начальном этапе ее основной функцией была экстренная связь с оперативными службами в случае ДТП. Водитель получил возможность отправить сигнал бедствия, нажав на кнопку SOS. При этом система была снабжена датчиками, которые определяли срабатывание преднатяжителей ремней и подушки безопасности. И если водитель сам не реагировал на произошедшую аварию, автомобиль отправлял сигнал тревоги и свои координаты в автоматическом режиме. Внедрение этой технологии позволило значительно снизить смертность в результате ДТП – моментальное оповещение экстренных служб сохранило не одну человеческую жизнь.
С годами функционал коммуникационной системы Volvo On Call значительно расширился, и сегодня она представляет собой целый арсенал полезных (а иногда и незаменимых) опций. Во-первых, водители получили возможность связываться с операторами службы и получать информацию о ближайших заправках, отелях и других объектах, маршрутах проезда и т.д. В России эта опция трансформировалась в полноценную консьерж-службу: владелец автомобиля, оборудованного системой Volvo On Call, может в любое время суток связаться с оператором и забронировать столик в лучших ресторанах, билет в театр или на концерт, а также дать массу других поручений и получить необходимую информацию.
Во-вторых, эта система позволяет отслеживать местоположение автомобиля и получать информацию о несанкционированном проникновении. В-третьих, это возможность всегда быть на связи со своим автомобилем при помощи мобильного телефона. С помощью специального приложения для смартфонов владелец Volvo с системой Volvo On Call может из любой точки мира определить его местонахождение, проверить, заблокированы ли двери и окна (и в случае необходимости закрыть или открыть их), получить оповещение об угоне, запустить стояночный обогреватель для прогрева двигателя и салона, узнать уровень топлива, масла, тормозной жидкости, посмотреть показания одометра и скачать журнал поездок за последние 40 дней и многое другое.
Последнее усовершенствование системы позволило ей выполнять функцию модема для подключения автомобиля к Интернету. Теперь владельцы автомобилей Volvo с установленным пакетом опций Connectivity получили возможность прослушивать более 100 тыс. онлайн-радиостанций, получать обновления карт навигатора, использовать различные сетевые сервисы, а также настроить в салоне точку доступа Wi-Fi, к которой смогут подключить свои мобильные устройства все пассажиры.
Но инженеры Volvo не останавливаются на достигнутом. Уже сегодня компания имеет огромное количество перспективных разработок в области коммуникаций, которые начнут внедряться на серийных автомобилях уже в самом ближайшем будущем. В частности, системы CAR 2 CAR и CAR 2 INFRASTRUCTURE, позволяющие автомобилям и инфраструктурным объектам обмениваться информацией между собой. К примеру, автомобиль Volvo вскоре сможет получать информацию от светофоров, которая позволит оптимизировать скоростной режим, для того чтобы попасть в "зеленый коридор" и не стоять на перекрестках. Или получить сигнал от впереди идущего автомобиля о нажатии на педаль тормоза еще до того, как водитель успеет среагировать на загоревшиеся стоп-сигналы.
Одним из примеров использования этой функции стала презентация системы автономной парковки, состоявшаяся летом 2013 г. в шведском Гетеборге.
Коммуникационные технологии сегодня являются одним из приоритетных направлений для Volvo. Мы убеждены, что за ними – будущее автомобильной индустрии. Только благодаря связи машин друг с другом и с окружающей инфраструктурой можно создать по-настоящему автономные и безопасные автомобили. Научить их самостоятельно вращать рулем или автоматически тормозить перед препятствием оказалось не так сложно. Сегодня это уже пройденный этап. Следующий шаг – дать автомобилям возможность объединяться в сеть и взаимодействовать между собой. Здесь Volvo является первооткрывателем среди автопроизводителей, пока у нас в этой области нет реальных конкурентов.
Она позволяет водителю оставить автомобиль у въезда в паркинг и отправиться по своим делам. Машина, ориентируясь по сигналам стационарных датчиков, самостоятельно находит свободное место. По возвращении владельца она сама проделывает обратный путь.
Там же, в Гетеборге, в конце 2013 г. стартовал уникальный проект Drive Me. Это первое в мире масштабное испытание автомобилей с системами автономного управления, в котором принимают участие компания Volvo, министерство транспорта Швеции, муниципалитет города и ряд других компаний и ведомств. В период до 2017 г. в эксперименте будут принимать участие 100 автомобилей Volvo, способных "общаться" между собой и с объектами инфраструктуры. Ежедневно они будут совершать поездки по дорогам внутри города и за его пределами, общая протяженность маршрутов составит свыше 50 км. Во время поездок водители тестовых автомобилей смогут заниматься своими делами: пить кофе, читать книгу, смотреть кино или работать за ноутбуком. Целью исследования является проверка жизнеспособности автомобилей с автономной системой управления и интеллектуальной инфраструктурой в условиях обычного города, а также возможность использования подобных технологий повсеместно.
Другим примером технологического лидерства Volvo Cars в автомобильной отрасли может быть новая форма курьерской доставки. Благодаря этому решению купленные товары могут быть доставлены непосредственно в автомобили покупателей независимо от того, где находится их владелец. Для этого используется цифровой ключ Volvo.
Через смартфон или планшет владелец автомобиля получит информацию от курьерской компании с указанием, в каком месте курьер сможет доставить товар в автомобиль или забрать у владельца товар для отправки.
Приняв условия доставки, владелец автомобиля передает цифровой ключ курьерской компании, и затем может точно отслеживать, когда двери автомобиля были открыты и затем закрыты. После выполнения операции доставки или получения цифровой ключ аннулируется. Эта технология также использует функциональные возможности приложения Volvo On Call.
– Как бы вы оценили текущий спрос на системы безопасности в различных направлениях транспортной отрасли? Что востребовано в транспортном сегменте в первую очередь?
– Наличие специализированных систем безопасности для транспортной отрасли – это во многом условие для существования и уж точно для развития этой отрасли.
Да, безусловно, авиация находится в авангарде информатизации. В силу многих причин – от оборонных до социальных – аэропорты шагнули далеко вперед с точки зрения уровня автоматизации и IТ-зрелости. Однако уже сейчас очевидно, что комплексные системы безопасности сходного уровня должны использоваться и в других транспортных направлениях.
Трагические события прошлого года в Волгограде, на автовокзале, а затем на железнодорожном – это еще один сигнал к усилению мер безопасности, контроля и мониторинга транспортных объектов, в том числе массового скопления людей. Здесь речь идет о системах диспетчеризации, мониторинга всего досмотрового оборудования, а также контроля действий операторов, наблюдение за работой персонала и др.
– Каков основной вектор спроса на системы безопасности на железных дорогах?
– Мы видим рост интереса к интеллектуальным системам, способным выполнять анализ ситуации быстрее человека, предоставляя ему полную информацию для тех или иных действий. Допустим, тот же "Сапсан" способен развивать скорость до 350 км/ч. В России, правда, он ездит медленнее. Но вы попробуйте ночью, на скорости 240 км/ч идентифицировать посторонний объект на железнодорожном полотне и предпринять ряд действий, чтобы избежать столкновения с ним. Здесь необходимо видеонаблюдение, использующее тепловизионную технику, которая способна на больших расстояниях идентифицировать объект и сообщить об опасности.
– Насколько российские компании могут составить конкуренцию западным поставщикам СБ?
– Сложные интеграционные проекты, связанные с оказанием услуг по проектированию, разработке, запуску в эксплуатацию КСБ и дальнейшей поддержке, фактически монополизированы российскими компаниями, и здесь мы вне конкуренции. Основное преимущество отечественных поставщиков в том, что они обладают экспертизой, опытом и глубокими компетенциями, наработанными в российской транспортной индустрии, по интеграции как зарубежных, так и российских продуктов и решений.
– Есть ли направления, в которых у российских компаний действительно сильные позиции?
– В нейтронно-активационном анализе. Российские системы в этой области, разработанные коллегами в Дубне, в ядерном центре, способны детектировать, анализировать и идентифицировать взрывчатые и наркотические вещества. Это уникальная техника, позволяющая криминалистам не просто определять вид (тип) вещества, например устанавливать не только то, что это тротил, а что это именно тот тротил, который фигурировал в рамках определенного дела, то есть индивидуальное конкретное тождество и групповую принадлежность.
В последние годы все больше российского оборудования используется в рамках комплексных проектов по безопасности.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2014
Посещений: 3337
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций