Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Защита информации и каналов связи" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Новая модель информационной системы

С.А. Сальников
Генеральный директор МВП "Свемел"

В марте 2007 года в Пскове проходила IV Всероссийская конференция "Информационные технологии в управлении образованием". В конференции принимали участие Управление образования Псковской области, представительство корпорации Sun Microsystems в регионе СНГ и Группа компаний "Свемел". Участники объявили о начале реализации пилотного проекта построения образовательной информационной системы субъекта РФ.

"Кризис" идей - налицо

В настоящее время в подходах к информатизации наблюдается определенный "кризис" идей: при отсутствии общей концепции повышения качества предоставляемых услуг (включая информационную безопасность) и единых типовых организационно-технических решений сложившаяся практика оснащения мест пользователей вычислительной техникой (РС) и программными продуктами очевидно неэффективна. Кроме того, зачастую отсутствует - и это наиболее ощутимо на распределенных сетях - система управления ресурсами, а также система поддержки принятия решений.

Особенная модель информационной системы

В рамках инвестиционного проекта в Псковской области компанией МВП "Свемел" было предложено рассмотреть возможность создания интегрированной образовательной информационной системы на единой информационно-технологической платформе, а также типовых решений для организаций образования и органов управления образованием.

По совокупности функциональных возможностей, технических характеристик и стоимости владения ресурсами заметное преимущество здесь имеют технологические решения Sun Microsystems, и в первую очередь - терминальные технологии, которые позволяют создавать малообслуживаемые или необслуживаемые учебные классы на основе терминальных комплексов, объединяя их в единую информационно-коммуникационную сеть. В основу предлагаемой компанией "Свемел" модели информатизации системы образования Российской Федерации положены пять основных принципов:

  • минимизация совокупной стоимости владения ресурсами;
  • разумное сочетание централизованного и распределенного подхода к организации информационной структуры;
  • гибкость модели, которая должна обеспечить ее адаптацию к изменению технических и организационных условий;
  • масштабируемость модели, обеспечивающая ее развертывание от пилотного проекта до масштабов РФ без существенного усложнения управления;
  • разработка такого решения, которое может быть предложено и для других национальных проектов.

Предложенная модель предполагает использование каналов региональных образовательных информационных сетей и сетей приоритетного национального проекта "Образование", к которым к концу 2007 г. планируется подключить все школы Российской Федерации.

Преимущества модели информационной системы

Среди основных преимуществ следует отметить:

  • централизацию ресурсов, обеспечивающую возможность обслуживания системы небольшим количеством квалифицированных специалистов (при этом для наращивания системы требуется только модернизация серверов);
  • надежность и необслуживаемость клиентских мест ("Sun Ray-терминалов") - повышенную информационную безопасность, которая обеспечивается за счет обязательной идентификации. Гарантируется длительный срок их эффективной эксплуатации (более 10 лет);
  • дисциплину пользователей и полный контроль ресурсов и процессов;
  • модель является результатом реализации безопасного, легко тиражируемого решения, имеющего невысокую (по сравнению с традиционными решениями) совокупную стоимость владения;
  • низкое энергопотребление терминалов по сравнению с персональными компьютерами (экономия 200 Вт на одно рабочее место), также ведущее к снижению совокупной стоимости затрат.

Для выполнения задачи информационной безопасности и создания доверенной информационной среды предполагается использовать сертифицированные ФСТЭК решения, разработанные группой компаний "Свемел". Они позволяют:

  • идентифицировать учащихся (пользователей) на входе в школу, при работе с данными, при сдаче ЕГЭ и т.п. (карточка школьника, соцкарты);
  • на одном терминале иметь доступ к разнородным средам (Интернет, школьная сеть, сеть управления образованием и т.п.), для чего достаточно иметь несколько карточек;
  • ограничить доступ к централизованным ресурсам (сервер может находиться вне здания школы), проводить полный аудит действий пользователя и иметь ряд других преимуществ.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2007
Посещений: 8939

Статьи по теме

  Автор

Сальников С.А.

Сальников С.А.

Генеральный директор МВП "Свемел"

Всего статей:  1

В рубрику "Защита информации и каналов связи" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций