Новости | iMag | Глоссарий | Форум | Подписка | О журнале | Архив

Журналы в формате iMag


Новости проекта

Назначения, кадры

Слияния, поглощения

Жизнь отрасли

Новости операторов

Новости партнеров


Форум

Электронная газета "Технологии и средства связи"

Журнал "Технологии и средства связи"

Официальные органы и документы

Рекламодателям

Архив

Подписка

Платная подписка

Контакты

Ссылки

Мероприятия

M2M-технологии: перспективы развития и актуальные проблемы
Реклама на сайте

В рубрику "Интернет вещей (internet of things, IOT)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

M2M-технологии: перспективы развития и актуальные проблемыM2M Technologies: Development Prospects and Challenges

Машинные коммуникации становятся неотъемлемой частью современного мира, их развитие идет сразу по нескольким направлениям. Тем не менее скорость проникновения технологий пока сдерживается характеристиками коммуникационной среды, над эволюцией которой активно работает вся отрасль.

Machine communications are becoming an essential part of the modern world, and its development is going in several directions at once. However, the characteristics of communications environment hold back the speed of technology development, while the whole industry is working on the evolution of this environment.

Антон Липанин
Начальник отдела по развитию бизнеса Orange Business Services
Anton Lipanin
Head of business development department Orange Business Services
Ключевые слова:
машинные коммуникации, M2M, Интернет вещей
Keywords:
machine communications, M2M, IoT

Платформа управления данными с сенсоров, на базе каких бы технологий они ни были реализованы, является обязательным базисом для развития Интернета вещей (IoT). Его неумолимое развитие диктует потребность в дальнейшем совершенствовании M2M-коммуникаций как сетевой составляющей растущей инфраструктуры.

В основе M2M могут лежать различные технологии радиосвязи: это и стандартные GSM-сети, используемые сотовыми операторами, и новые специальные технологии, такие как LoRa или 5G, а также уже давно известная всем спутниковая связь. Не является исключением и повсеместно присутствующая инфраструктура Wi-Fi: она прекрасно подходит для того, чтобы подключить банкомат или другое стационарное устройство. Тем не менее обилие разнообразных способов подключения пока не создает глобального покрытия для Интернета вещей и M2M.

Примеры использования

Технологии M2M успешно применяются в различных сферах и уже доказали свою способность приносить конкретные преимущества – зарабатывать больше или тратить меньше денег. Один из интересных примеров – применение автоматизированных сенсоров в сельском хозяйстве. Умные сенсоры помогают собирать данные о влажности и температуре, передавая их на центральный сервер. Таким образом, машины могут принять решение об оптимальном поливе или укрывании теплиц. Благодаря этому происходит экономия средств на численности персонала, а увеличение урожая гарантирует предприятию рост прибыли.

Еще одна статья экономии за счет использования M2M обнаружила себя в одном из морских проектов. Вместе с оснащением судов VSAT-терминалами для постоянного доступа в Интернет была налажена коммуникация между системами кораблей и наземными средствами учета. Таким образом компании-перевозчику удалось четко контролировать расход топлива, не позволяя ему "утечь" в ненужную сторону. Результаты превзошли сами себя: расход топлива снизился на 70%!

Современные умные города так же подразумевают глобальное использование М2М-коммуникаций. Взаимосвязь разных систем позволяет создавать немало полезных и полностью автономных решений. Например, передача данных от камеры в систему управления дорожным движением делает возможным регулировку времени переключения сигнала светофоров – в соответствии с существующим трафиком и распределением автомобилей по магистралям.

Но самое перспективное направление – это оснащение модулями связи и интеграция в среду машинных коммуникаций самих транспортных средств. Сегодня все больше автомобилей комплектуются разнообразными сенсорами и системами обратной связи. Таким образом, производитель получает возможность контролировать состояние различных агрегатов автомобиля. Более того, в случае аварии или угона машина может "самостоятельно" сообщить об инциденте в экстренные службы, чтобы меры были приняты в кратчайшие сроки. Наконец, сервис геолокации открывает возможности для оптимизации путей транспортных средств и помогает контролировать работу водителей, экономя средства на топливо и обеспечивая безопасность перевозок.

Вызовы и проблемы

Эволюция умных устройств неизбежна, но этот путь не представляется столь уж безоблачным с технической и организационной точек зрения. Очень много задач еще предстоит решить. Обращаясь к рассмотренным выше примерам, можно отметить, что агродатчики потребуют обслуживания и замены аккумуляторов, а в случае если их десятки тысяч, то такая задача сразу становится масштабной. В некоторых регионах России вообще невозможно обеспечить питание таких устройств солнечной энергией из-за большого количества пасмурных дней, так что здесь уже необходимо применение новых технологий.

Подключенные подвижные объекты, суда и автомобили, страдают от отсутствия повсеместного покрытия сети. Радиосвязь по определению не может быть вездесущей, и установка SIM-карт GSM-операторов неизбежно приводит к тому, что на подземных парковках, в промышленных зонах и за городом часто отсутствует подключение к сети. Злоумышленник может беспрепятственно взломать "подключенный" автомобиль на подземной парковке: он просто физически не сможет отправить ни одного оповещения владельцу или в полицию.

Технологии идут вперед

Тем не менее озвученные проблемы сегодня активно решаются, создавая новые архитектуры и технологии для дальнейшего развития Интернета вещей. Например, подключение морских судов все чаще происходит при помощи более высокоскоростных технологий VSAT, а не только Inmarsat, что позволяет гарантировать передачу данных со скоростью до 2 Мбит/с в зоне действия определенного спутника, а также обеспечить роуминг для судов, пересекающих акватории разных морей.

Модули связи, устанавливаемые в автомобили, все чаще комплектуются слотами не под одну, а под 2–3 SIM-карты, что повышает доступность сетей для передачи данных и отправки SMS. Это, кстати, очень актуально для России – на больших территориях страны есть такие регионы, где доминируют разные сотовые операторы, поэтому при прохождении длинных расстояний переключение между сетями может оказаться необходимым. Разные операторы обеспечивают лучшее покрытие, например, в подвальных помещениях зданий.


Кстати, вопрос доступности подключения для подвижных устройств, например моторизированных роботов на территориях производственных площадок, заводов и складов, успешно решается сегодня при помощи альтернативных технологий. Для России как для страны с довольно жестким частотным регулированием, где компаниям сложно оформить себе разрешение на работу в радиочастотном спектре, актуальны технологии, использующие открытые диапазоны. Примером такого решения может стать LoRa. Использование открытого диапазона FM 863-869 МГц делает возможным развертывание сетей LoRa в любом помещении и на территории любого завода или склада, а также обеспечивает достаточный диапазон покрытия. Впрочем, он, конечно, не может сравниться с покрытием GSM, так как развитие сетей LoRa находится в зачаточном состоянии, но многие в скором времени смогут предложить альтернативу из семейства технологий 5G.

Перспективы развития

Совершенствование инфраструктуры подключений постепенно приводит к тому, что M2M-взаимодействие охватывает все больше разнообразных промышленных, домашних и личных устройств. В настоящее время разрабатываются системы, которые позволят устройству выбирать, через какую сеть оно подключается. Например, дома интерфейсом может быть личный Wi-Fi, на улице – 3G или LTE-сеть, а в производственном цехе – LoRa. Такой подход позволяет, во-первых, экономить на трафике в сетях сотового оператора, а во-вторых, обеспечить стабильное подключение.

Решение вопросов безопасности, напротив, лежит скорее на стороне оператора, который обеспечивает подключение устройств и сбор данных. Так как архитектура IoT-решения состоит из нескольких пластов (сами устройства, сеть подключения, управление данными и их визуализация), то можно примерно в таком же ключе разделить задачи безопасности, которые специфичны для каждого из уровней. Например, умные устройства могут иметь средства идентификации для предотвращения подмены данных, а также, наоборот, средства проверки облачных ресурсов, чтобы не отдать управление тем или иным устройством злоумышленникам.

И если вопросы безопасности агрегационного уровня (или уровня доступа) довольно традиционны (большинство операторов связи и крупных компаний сталкиваются с ними так или иначе), то безопасность платформы обработки данных и ее интерфейсов с другими системами является сложной задачей, которая может решаться весьма разнообразно.

В перспективе наличие стабильного подключения и развитие интеллектуальных свойств машин создадут основу для новых, только появляющихся проектов. Например, автопилотируемые автомобили получат огромное преимущество от возможности взаимодействия друг с другом и с дорожной инфраструктурой. На первом этапе это может быть передача информации о состоянии дороги водителю от, например, "дорожного знака", а далее – автоматическая коммуникация между автомобилями, которая поможет избежать аварий и столкновений, создавая оптимальные условия движения по улицам и автомагистралям.

Вопрос доступности подключения для подвижных устройств, например моторизированных роботов на территориях производственных площадок, заводов и складов, успешно решается сегодня при помощи альтернативных технологий.

Интересные возможности появляются также за счет совмещения различных технологий. Так, подключение очков дополненной реальности (AR – Augmented Reality) делает возможным обслуживание сложных агрегатов даже не слишком квалифицированным персоналом. Надежное соединение очков и сервера с облачной платформой, который может находиться за сотни километров, позволит передать оператору руководство к действию с наглядной демонстрацией – дословно какую гайку открутить, где переключить кабель и т.д. – и исключить необходимость выезда дорогостоящих специалистов на место поломки. Надо сказать, что уже тестируются подобные проекты на судах, используя VSAT. При этом экипаж может провести ремонт систем корабля, не заходя в порт, а значит – сэкономить значительные средства.

Заключение

Вся отрасль работает сегодня над тем, чтобы М2М-технологии и развивающийся на их основе Интернет вещей приносили максимум пользы, и как только мы решим задачу повсеместного и безопасного подключения для всей зоны работы каждого отдельно взятого устройства, Интернет вещей станет действительно надежным и эффективным. И это время не за горами, так как развитие М2М несет очевидные выгоды для бизнеса, и поэтому на построение экосистемы коммуникаций для современных устройств выделяются значительные средства – на уровне компаний, операторов и даже государств.

Литература

  1. Интернет вещей, IoT, M2M (рынок России). TAdviser.ru. Декабрь 2016 г. [online]. Доступ через: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Интернет_вещей_IoT,_M2M_(рынок_России).
  2. Топ-вендоры корпоративного рынка IoT в 2016 году. CRN. Май 2016 г. [online]. Доступ через: https://www.crn.ru/news/detail.php?ID=110214.
  3. Orange Business Services озвучил стратегические приоритеты в России. CNEWS. Ноябрь 2016 г. [online]. Доступ через: http://www.cnews.ru/news/line/2016-11-22_orange_business_services_ozvuchil_strategicheskie.
  4. M2M-технологии в здравоохранении: анализ, размер, доля, рост, тренды и прогноз рынка до 2023 г. Transperancy Market Research, 2016 г. iot.ru. [online]. Доступ через: https://iot.ru/meditsina/mirovoy-rynok-m2m-tekhnologiy-v-zdra-vookhranenii-vyrastet-do-10-mlrd-dollarov-k-2023-godu.
  5. Коммерческие сети IoT. Оправдаются ли амбиции? // ИКС. 09-10, 2016 г.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2017
Посещений: 5527


  Автор
Антон Липанин

Антон Липанин

Менеджер по развитию бизнеса Orange Business Services в России и СНГ

Всего статей:  2

В рубрику "Интернет вещей (internet of things, IOT)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций



Добавить комментарий

Автор:
Компания:
E-mail:
Уведомлять о новых сообщениях в этой теме да
нет
Текст сообщения:
Введите код:






ПОИСК


Реклама на сайте

РАССЫЛКА

Подписка на новости сайта

Введите ваш e-mail

СВЕЖИЙ НОМЕР


Читайте в электронном формате

 

Поделитесь ссылкой:


Новости | Новинки выставок | iMag | Глоссарий | Форум | Подписка | О журнале | Архив

Copyright © 2008-2018, ООО "ГРОТЕК" | Реклама на сайте


 
  Rambler's Top100