В рубрику "Менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Е.Л. Полина, инженер-программист
Н.А. Маркин, старший инженер-программист, отдел новых технологий, ЗАО "ПЕТЕР-СЕРВИС"
Неголосовые услуги мобильных сетей
Сегодня для повышения привлекательности своих услуг и роста уровня ARPU (дохода с одного абонента) операторы мобильной связи должны расширять спектр предоставляемых сервисов. Как правило, оператору приходится вводить все новые и более сложные услуги на основе IT-инфраструктуры, "наследуемой" от существующей сети. В связи с этим в практику вводится процесс постепенного усовершенствования старых сетей, а не их замена.
При существующей в настоящее время жесткой конкуренции на стремительно развивающемся телекоммуникационном рынке поставщики услуг должны быть готовы быстро наращивать объемы и качество новых сервисов, сохраняя при этом высокий уровень обслуживания пользователей. Это определяет многообразие современной сетевой инфраструктуры телекоммуникационного оператора, которая зависит от различных протоколов, типов данных и оборудования разных производителей. Как же обеспечить возможность расширения услуг наиболее экономичным способом и с максимальной эффективностью для бизнеса телекоммуникационной компании?
Ответом на этот вопрос будет построение сетей связи нового поколения (New Generation Network, NGN и, в частности, их мобильной составляющей - 3G), которые наряду с голосовыми услугами позволяют предоставлять неограниченное количество разнообразнейших сервисов, используя единую IT-инфраструктуру. Ассортимент неголосовых услуг мобильных сетей очень широк и продолжает постоянно увеличиваться, вот лишь некоторые примеры:
Проблемы учета неголосовых услуг
Поскольку операторы, вводя дополнительные услуги, стремятся к повышению прибыльности своей деятельности, новые сервисы должны тарифицироваться, а клиенты - платить за использование данных сервисов. Для этого информация о потребленных новых услугах должна передаваться и обрабатываться в информационно-биллинговой системе (ИБС) или автоматизированной системе расчетов (АСР).
В отличие от передачи голосового трафика в случае предоставления неголосовых услуг в ИБС при обработке данных возникают некоторые проблемы. Выделим основные из них:
На сегодняшний день уже существуют разработки конвергентного биллинга, в частности на базе технологии CAMEL. Однако они не учитывают особенности предоставления новых услуг в полном объеме. Для решения вышеописанных проблем в ИБС могут использоваться простые и открытые интерфейсы. В качестве примеров рассмотрим простой интерфейс, основанный на протоколе HTTP, и открытый интерфейс на базе Parlay API.
Интерфейс на основе протокола HTTP
Одним из самых главных достоинств протокола, основанного на HTTP, является простота его использования: как следствие, отсутствие технических сложностей в процессе эксплуатации оборудования и снижение финансовых затрат при организации доступа к функциям биллинговой системы. Кроме того, данный протокол позволяет интегрировать систему с новыми средствами предоставления услуг.
Например, сейчас очень популярны услуги по предоставлению контента: иллюстраций, мелодий и всевозможной информации. У каждого провайдера для таких услуг имеется своя сервисная платформа, которая предлагается к использованию. Оператору необходимо в кратчайшие сроки принять решение, подходит ему новое средство предоставления услуг или нет. В этом случае новый простой интерфейс дает возможность оператору с минимальными трудозатратами и своими силами интегрировать предоставленную платформу с биллинговой системой.
Интерфейс, основанный на протоколе HTTP и обладающий такими достоинствами, при интеграции биллинговой системы с новыми средствами предоставления услуг имеет следующие преимущества:
Интерфейс на основе Parlay API
В создании технологий предоставления услуг следующего поколения участвует ряд регулирующих организаций и консорциумов, объединяющих сетевых операторов и производителей телекоммуникационного оборудования всего мира.
На протяжении нескольких лет различными организациями предлагалось множество вариантов решения этой задачи, пока наконец не был сформирован консорциум Parlay Group, занимающийся созданием спецификаций открытого API (интерфейса прикладного программирования), позволяющего управлять сетевыми ресурсами и получать доступ к сетевой информации.
Рассмотрим основные преимущества интерфейса Parlay API:
Применение решений на базе открытых протоколов позволяет провайдеру самому реализовывать функции доступа к данным, хранящимся в биллинговой системе, не привлекая для этого оператора. Учитывая современное состояние рынка услуг, можно сказать, что такая ситуация имеет свои положительные аспекты: новые сервисы заполнили рынок, причем их стоимость зачастую не может быть строго предопределена (например, оплата товаров путем списания средств с баланса мобильного абонента).
Так, если ранее оператор сотовой связи предоставлял рекламным компаниям возможность рассылки коммерческой рекламы с помощью SMS, то абоненту приходило SMS-сообщение с рекламой, после чего на баланс данного абонента перечислялась определенная сумма денег. В настоящее время провайдер должен сообщить оператору о тех пользователях, которым были отправлены SMS, а оператор уже решает проблему с начислением средств этим абонентам. При использовании же интерфейса, основанного на Parlay API, провайдер сможет без привлечения оператора самостоятельно решить проблему перечисления денежных средств на баланс клиента.
Заключение
Применение сетей нового поколения открывает перед поставщиками услуг связи неограниченные возможности в предоставлении все более новых сервисов и значительно повышает эффективность бизнеса телекоммуникационной компании. Этому также способствует использование интерфейсов биллинговой системы на основе рассмотренных выше протоколов Parlay и HTTP, позволяющих существенно уменьшить трудности, которые будут возникать при введении в эксплуатацию новых сервисов для обслуживания абонентов.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2006
Посещений: 6769
Статьи по теме
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций