Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Эффективные интерфейсы для предоставления услуг в мобильных сетях связи нового поколения

Е.Л. Полина, инженер-программист
Н.А. Маркин, старший инженер-программист, отдел новых технологий, ЗАО "ПЕТЕР-СЕРВИС"

Неголосовые услуги мобильных сетей

Сегодня для повышения привлекательности своих услуг и роста уровня ARPU (дохода с одного абонента) операторы мобильной связи должны расширять спектр предоставляемых сервисов. Как правило, оператору приходится вводить все новые и более сложные услуги на основе IT-инфраструктуры, "наследуемой" от существующей сети. В связи с этим в практику вводится процесс постепенного усовершенствования старых сетей, а не их замена.

При существующей в настоящее время жесткой конкуренции на стремительно развивающемся телекоммуникационном рынке поставщики услуг должны быть готовы быстро наращивать объемы и качество новых сервисов, сохраняя при этом высокий уровень обслуживания пользователей. Это определяет многообразие современной сетевой инфраструктуры телекоммуникационного оператора, которая зависит от различных протоколов, типов данных и оборудования разных производителей. Как же обеспечить возможность расширения услуг наиболее экономичным способом и с максимальной эффективностью для бизнеса телекоммуникационной компании?

Ответом на этот вопрос будет построение сетей связи нового поколения (New Generation Network, NGN и, в частности, их мобильной составляющей - 3G), которые наряду с голосовыми услугами позволяют предоставлять неограниченное количество разнообразнейших сервисов, используя единую IT-инфраструктуру. Ассортимент неголосовых услуг мобильных сетей очень широк и продолжает постоянно увеличиваться, вот лишь некоторые примеры:

  • SMS и MMS. SMS - это служба коротких сообщений, позволяющая обмениваться текстовыми сообщениями. MMS - это усовершенствованный вариант SMS, который включает в себя не только текстовое сообщение, но и мультимедийное содержание (фотографии, музыку, голосовые сообщения).
  • GPRS и WAP, или мобильный Интернет. Абонент получает доступ к сети Интернет и имеет возможность просматривать Web-страницы, закачивать различные данные, вести переписку по электронной почте;
  • LBS (Location-Based Services). Такие услуги основаны на определении текущего местоположения мобильного телефона абонента.
  • VAS (Value-Added Services). Это услуги информационного обеспечения, известные как "поставка контента". В контент-услугах акцент делается на их содержании, то есть на том, что именно предоставляется абоненту.

Проблемы учета неголосовых услуг

Поскольку операторы, вводя дополнительные услуги, стремятся к повышению прибыльности своей деятельности, новые сервисы должны тарифицироваться, а клиенты - платить за использование данных сервисов. Для этого информация о потребленных новых услугах должна передаваться и обрабатываться в информационно-биллинговой системе (ИБС) или автоматизированной системе расчетов (АСР).

В отличие от передачи голосового трафика в случае предоставления неголосовых услуг в ИБС при обработке данных возникают некоторые проблемы. Выделим основные из них:

  • разнообразие сервисных платформ, используемых для предоставления услуг и поставляемых оператору сервис-провайдером. Как правило, у каждой такой платформы свои внешние программные интерфейсы (API) и форматы CDR (Call Detail Record), что сильно усложняет задачу интеграции биллинговой системы с платформой;
  • каждую услугу необходимо заводить в тарифном плане. Это сильно ограничивает возможность оператора быстро вводить в эксплуатацию новые сервисы.

На сегодняшний день уже существуют разработки конвергентного биллинга, в частности на базе технологии CAMEL. Однако они не учитывают особенности предоставления новых услуг в полном объеме. Для решения вышеописанных проблем в ИБС могут использоваться простые и открытые интерфейсы. В качестве примеров рассмотрим простой интерфейс, основанный на протоколе HTTP, и открытый интерфейс на базе Parlay API.

Интерфейс на основе протокола HTTP

Одним из самых главных достоинств протокола, основанного на HTTP, является простота его использования: как следствие, отсутствие технических сложностей в процессе эксплуатации оборудования и снижение финансовых затрат при организации доступа к функциям биллинговой системы. Кроме того, данный протокол позволяет интегрировать систему с новыми средствами предоставления услуг.

Например, сейчас очень популярны услуги по предоставлению контента: иллюстраций, мелодий и всевозможной информации. У каждого провайдера для таких услуг имеется своя сервисная платформа, которая предлагается к использованию. Оператору необходимо в кратчайшие сроки принять решение, подходит ему новое средство предоставления услуг или нет. В этом случае новый простой интерфейс дает возможность оператору с минимальными трудозатратами и своими силами интегрировать предоставленную платформу с биллинговой системой.

Интерфейс, основанный на протоколе HTTP и обладающий такими достоинствами, при интеграции биллинговой системы с новыми средствами предоставления услуг имеет следующие преимущества:

  • широкие возможности доступа. Разработка нового интерфейса, с одной стороны, позволяет расширить возможности доступа к функциям ИБС, с другой - снизить нагрузку на существующие устройства и каналы, используемые для этих целей;
  • наличие стандартного доступа. При наличии стандартных способов использования функций ИБС упрощается задача взаимодействия с внешними информационными системами. Новый интерфейс при наличии общедоступной спецификации протокола общения с внешними системами обеспечивает возможность интеграции с ними;
  • простота использования. Даже применение каких-либо стандартных протоколов в бизнес-процессах ИБС может быть осложнено трудностями технической реализации
    или необходимостью больших финансовых вложений. Новый интерфейс, обладающий такими качествами, как простота доступа и использования, позволяет легко и быстро получить доступ к функциям биллинговой системы.

Интерфейс на основе Parlay API

В создании технологий предоставления услуг следующего поколения участвует ряд регулирующих организаций и консорциумов, объединяющих сетевых операторов и производителей телекоммуникационного оборудования всего мира.

На протяжении нескольких лет различными организациями предлагалось множество вариантов решения этой задачи, пока наконец не был сформирован консорциум Parlay Group, занимающийся созданием спецификаций открытого API (интерфейса прикладного программирования), позволяющего управлять сетевыми ресурсами и получать доступ к сетевой информации.

Рассмотрим основные преимущества интерфейса Parlay API:

  • технологии открытых интерфейсов позволяют с легкостью реализовать услуги, для внедрения которых с применением средств компьютерной телефонии пришлось бы использовать отдельное и, как правило, дорогостоящее устройство;
  • интерфейс Parlay реализуется таким образом, что программа приложения не зависит от протоколов и технологий, применяемых внутри самой сети, насколько это возможно и необходимо;
  • открытые интерфейсы позволяют оператору связи привлечь любого стороннего производителя для предоставления новых услуг. На сегодняшний день провайдеры дополнительных услуг, условно говоря, ничего не знают об абонентах, потребляющих их услуги. Все взаиморасчеты происходят при непосредственном участии оператора сотовой связи.

Применение решений на базе открытых протоколов позволяет провайдеру самому реализовывать функции доступа к данным, хранящимся в биллинговой системе, не привлекая для этого оператора. Учитывая современное состояние рынка услуг, можно сказать, что такая ситуация имеет свои положительные аспекты: новые сервисы заполнили рынок, причем их стоимость зачастую не может быть строго предопределена (например, оплата товаров путем списания средств с баланса мобильного абонента).

Так, если ранее оператор сотовой связи предоставлял рекламным компаниям возможность рассылки коммерческой рекламы с помощью SMS, то абоненту приходило SMS-сообщение с рекламой, после чего на баланс данного абонента перечислялась определенная сумма денег. В настоящее время провайдер должен сообщить оператору о тех пользователях, которым были отправлены SMS, а оператор уже решает проблему с начислением средств этим абонентам. При использовании же интерфейса, основанного на Parlay API, провайдер сможет без привлечения оператора самостоятельно решить проблему перечисления денежных средств на баланс клиента.

Заключение

Применение сетей нового поколения открывает перед поставщиками услуг связи неограниченные возможности в предоставлении все более новых сервисов и значительно повышает эффективность бизнеса телекоммуникационной компании. Этому также способствует использование интерфейсов биллинговой системы на основе рассмотренных выше протоколов Parlay и HTTP, позволяющих существенно уменьшить трудности, которые будут возникать при введении в эксплуатацию новых сервисов для обслуживания абонентов.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2006
Посещений: 6743

Статьи по теме

  Автор

 

Полина Е.Л.

Инженер-программист

Всего статей:  1

  Автор

 

Маркин Н.А.

Старший инженер-программист, отдел новых технологий, ЗАО "ПЕТЕР-СЕРВИС"

Всего статей:  1

В рубрику "Менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций