Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Новый подход к инжинирингу

В.Г. Рудь
Mенеджер компании PricewaterhouseCoopers

Решения OSS/BSS относятся к наиболее сложному виду программного обеспечения из-за тесной интеграции этих решений в бизнес-процессы компании. Целый ряд бизнес-процессов оператора связи вообще не может существовать в неавтоматизированном виде. Эта особенность OSS/BSS -зависимость эффективности их работы от продуманности бизнес-процессов, которые они автоматизируют, - заставляет поставщиков OSS/BSS консолидировать усилия не только в области обеспечения интегрируемости приложений, но также и в деле создания единой процессной модели типового провайдера услуг связи. Именно стремление к унификации процессов и информационных потоков лежит в основе eTOM, SID, NGOSS - тех инициатив Telemengment Forum, благодаря которым аббревиатуры OSS и BSS прочно вошли в повседневный оборот.

Естественно, что сложность OSS/BSS-решения распространяется как на процесс их проектирования/разработки, так и на процессы их выбора и внедрения.

Как выбирать решения OSS/BSS

Явная ориентированность OSS/BSS на процессы работы оператора связи и разнообразие вариантов течения этих процессов подогревает желание поставщиков решений придать своему программному обеспечению дополнительную гибкость. Как правило, это еще больше усложняет сами решения, хотя и облегчает процесс их внедрения. Однако заказчику следует представлять степень подобной гибкости, в том числе и ограничения, которые из нее вытекают (например, по используемым программным платформам или производительности кода). Вот почему процесс выбора OSS/BSS-решения заказчиком является делом отнюдь не простым и не всегда по силам специалистам из числа штатных сотрудников компании-заказчика.

Какие же еще факторы (кроме процессных и функциональных) следует принимать во внимание при выборе решений (напомним, что все они вытекают из особенностей OSS/BSS-решений и процесса их внедрения)?

Перечислим ключевые:

  • оn-line-взаимодействие модулей OSS/BSS, предполагающее тесную интеграцию модулей между собой;
  • необходимость интеграции модулей OSS с системами управления сети оператора связи, предполагающая большой объем интеграционной работы или работ по настройке OSS/BSS, а также хорошее знание специфики функционирования телекоммуникационного оборудования со стороны внедряющей компании;
  • охват одним решением нескольких подразделений и бизнес-процессов оператора связи, что повышает сложность в управлении требованиями к решению;
  • гибкость решения в процессе эксплуатации, то есть возможность оперативно, без привлечения разработчика, менять сценарии работы модулей, добавлять новые атрибуты к объектам и т.п.;
  • масштабируемость в широких пределах, в том числе за счет архитектурных особенностей реализации программного решения OSS/BSS, а не только за счет наращивания аппаратной платформы;
  • баланс простоты и сложности, поскольку никто в компании связи не может знать всю систему целиком;
  • высокая модульность решения для повторного использования компонентов OSS/BSS, позволяющая конструировать бизнес-логику поддержки новых услуг;
  • сертифицированность решения, так как некоторые модули OSS/BSS фактически являются элементами сети связи.

Перечисленные выше особенности OSS/BSS-решений предопределяют особенности процесса выбора:

  • большой объем работ по кастомизации решения (адаптации к требованиям пользователя). Даже при самом удачном выборе кастомизации может подлежать до 30% функциональности системы. Хорошие (зрелые) системы, как правило, имеют множество настроечных параметров, тем самым снижая стоимость кастомизации и сокращая ее сроки;
  • необходимость определиться не только с поставщиком решения (или отдельного компонента) OSS/BSS, но и с той компанией (или внутренней командой оператора связи), которая возьмет на себя ответственность за интеграцию;
  • необходимость убедиться в том, что разработчики решения OSS/BSS или заказчик имеют все спецификации на то оборудование или программное обеспечение, с которым надлежит интегрироваться;
  • необходимость до внедрения определить сквозные (end-to-end) бизнес-процессы.

И это только особенности. В процесс выбора входят также стандартные критерии оценки программного обеспечения и его поставщика, которые стоит принимать во внимание. Назовем хотя бы два критерия:

  • открытость и документированность интерфейсов;
  • следование стандартам отрасли.

Наша рекомендация - ориентироваться на SID (Shared Information and Data model от Telemanagement Forum), чтобы избежать неправильного толкования таких понятий, как заказ (order), клиент, услуга, продукт, спецификация ресурса, проблема клиента и т.д., а также на eTOM при проектировании бизнес-процессов.

Еще раз подчеркиваем, что критериев намного больше, чем было перечислено. PricewaterhouseCoopers имеет свою собственную методологию выбора программного обеспечения, известную в мире, как TripleS.

Ситуация на российском рынке

На наш взгляд, рынок OSS/BSS в целом пока еще только формируется. Есть уже достаточно зрелые рынки по отдельным составляющим, например, биллинг, где можно наблюдать множество российских игроков. Остальные компоненты, такие как inventory или trouble ticket management, представлены преимущественно западными производителями, и их рынок существенно уже. Основным движущим фактором, влияющим на масштабы рынка, является, конечно же, спрос.

Потребности пока невысоки, на что есть несколько причин:

  • недооценка российскими связистами операционной эффективности своих компаний;
  • разделение понятий ПО и БП (программное обеспечение и бизнес-процессы). Это, как правило, приводит к локальной автоматизации отдельных подразделений, и компании не получают тех выгод, которые присущи комплексным решениям;
  • все еще поверхностное понимание роли и специфики компонентов OSS/BSS. Таким образом, налицо расцвет "in-house development" и лоскутная автоматизация.

Конечно, ситуация будет меняться к лучшему.

Основными движущими факторами прогресса в этом направлении следует считать:

  • возрастающую ориентацию компаний связи на потребителя и его запросы;
  • возрастающую роль качества услуг в борьбе за потребителя;
  • рынок слияний и поглощений среди компаний связи, который заставляет связистов и интеграторов искать методы унификации программного обеспечения и бизнес-процессов.

Основным сдерживающим фактором на пути внедрения решений OSS/BSS будет оставаться не столько высокая цена комплексных решений, сколько высокий риск неудачи сложных и масштабных проектов. А это значит, что комплексных внедрений (когда внедряется сразу несколько компонентов OSS/BSS) ожидается мало.

Наиболее востребованные функции OSS/BSS

В настоящее время востребованы системы, без которых работа операторов связи просто невозможна. Это, в первую очередь:

  • биллинг-cистемы;
  • системы, автоматизирующие процессы CRM (customer relationship management, функциональная область "рынок-продукт-клиент" операционной карты eTOM);
  • системы класса provisioning (системы управления услугами и активации сетевых элементов);
  • системы класса billing data mediation.

В ближайшее время, когда будут исчерпаны резервы роста доходов за счет расширения сетей связи, окажутся востребованными:

  • системы класса Inventory и системы оптимизации использования ресурсов сети;
  • системы класса revenue assurance.

В более долгосрочной перспективе операторы связи подойдут к системам, обеспечивающим учет качества услуг (QoS) и соблюдение SLA, подписанных с клиентами. К сожалению, в настоящее время об этом больше говорится, чем делается. Причин много, и лежат они в самых разных плоскостях. Но это уже тема отдельной статьи.

Залог успеха при внедрении решений OSS/BSS

Ключевой фактор успеха при внедрении решений OSS/BSS - необходимость проектирования автоматизированного бизнес-процесса, то есть такой подход к инжинирингу, который позволяет создать процесс с принципиально новыми характеристиками стоимости его исполнения и скорости протекания. Заниматься просто автоматизацией не имеет смысла. Примитивная автоматизация очень часто приводит к тому, что не системы обслуживают людей, а люди обслуживают системы. В системах класса OSS/BSS принцип IBM "человек думает - машина работает" должен иметь первостепенное значение.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2006
Посещений: 5712

  Автор

Рудь В.Г.

Рудь В.Г.

Менеджер компании PricewaterhouseCoopers

Всего статей:  1

В рубрику "Менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций