В рубрику "Менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В.Г. Рудь
Mенеджер компании PricewaterhouseCoopers
Решения OSS/BSS относятся к наиболее сложному виду программного обеспечения из-за тесной интеграции этих решений в бизнес-процессы компании. Целый ряд бизнес-процессов оператора связи вообще не может существовать в неавтоматизированном виде. Эта особенность OSS/BSS -зависимость эффективности их работы от продуманности бизнес-процессов, которые они автоматизируют, - заставляет поставщиков OSS/BSS консолидировать усилия не только в области обеспечения интегрируемости приложений, но также и в деле создания единой процессной модели типового провайдера услуг связи. Именно стремление к унификации процессов и информационных потоков лежит в основе eTOM, SID, NGOSS - тех инициатив Telemengment Forum, благодаря которым аббревиатуры OSS и BSS прочно вошли в повседневный оборот.
Естественно, что сложность OSS/BSS-решения распространяется как на процесс их проектирования/разработки, так и на процессы их выбора и внедрения.
Как выбирать решения OSS/BSS
Явная ориентированность OSS/BSS на процессы работы оператора связи и разнообразие вариантов течения этих процессов подогревает желание поставщиков решений придать своему программному обеспечению дополнительную гибкость. Как правило, это еще больше усложняет сами решения, хотя и облегчает процесс их внедрения. Однако заказчику следует представлять степень подобной гибкости, в том числе и ограничения, которые из нее вытекают (например, по используемым программным платформам или производительности кода). Вот почему процесс выбора OSS/BSS-решения заказчиком является делом отнюдь не простым и не всегда по силам специалистам из числа штатных сотрудников компании-заказчика.
Какие же еще факторы (кроме процессных и функциональных) следует принимать во внимание при выборе решений (напомним, что все они вытекают из особенностей OSS/BSS-решений и процесса их внедрения)?
Перечислим ключевые:
Перечисленные выше особенности OSS/BSS-решений предопределяют особенности процесса выбора:
И это только особенности. В процесс выбора входят также стандартные критерии оценки программного обеспечения и его поставщика, которые стоит принимать во внимание. Назовем хотя бы два критерия:
Наша рекомендация - ориентироваться на SID (Shared Information and Data model от Telemanagement Forum), чтобы избежать неправильного толкования таких понятий, как заказ (order), клиент, услуга, продукт, спецификация ресурса, проблема клиента и т.д., а также на eTOM при проектировании бизнес-процессов.
Еще раз подчеркиваем, что критериев намного больше, чем было перечислено. PricewaterhouseCoopers имеет свою собственную методологию выбора программного обеспечения, известную в мире, как TripleS.
Ситуация на российском рынке
На наш взгляд, рынок OSS/BSS в целом пока еще только формируется. Есть уже достаточно зрелые рынки по отдельным составляющим, например, биллинг, где можно наблюдать множество российских игроков. Остальные компоненты, такие как inventory или trouble ticket management, представлены преимущественно западными производителями, и их рынок существенно уже. Основным движущим фактором, влияющим на масштабы рынка, является, конечно же, спрос.
Потребности пока невысоки, на что есть несколько причин:
Конечно, ситуация будет меняться к лучшему.
Основными движущими факторами прогресса в этом направлении следует считать:
Основным сдерживающим фактором на пути внедрения решений OSS/BSS будет оставаться не столько высокая цена комплексных решений, сколько высокий риск неудачи сложных и масштабных проектов. А это значит, что комплексных внедрений (когда внедряется сразу несколько компонентов OSS/BSS) ожидается мало.
Наиболее востребованные функции OSS/BSS
В настоящее время востребованы системы, без которых работа операторов связи просто невозможна. Это, в первую очередь:
В ближайшее время, когда будут исчерпаны резервы роста доходов за счет расширения сетей связи, окажутся востребованными:
В более долгосрочной перспективе операторы связи подойдут к системам, обеспечивающим учет качества услуг (QoS) и соблюдение SLA, подписанных с клиентами. К сожалению, в настоящее время об этом больше говорится, чем делается. Причин много, и лежат они в самых разных плоскостях. Но это уже тема отдельной статьи.
Залог успеха при внедрении решений OSS/BSS
Ключевой фактор успеха при внедрении решений OSS/BSS - необходимость проектирования автоматизированного бизнес-процесса, то есть такой подход к инжинирингу, который позволяет создать процесс с принципиально новыми характеристиками стоимости его исполнения и скорости протекания. Заниматься просто автоматизацией не имеет смысла. Примитивная автоматизация очень часто приводит к тому, что не системы обслуживают людей, а люди обслуживают системы. В системах класса OSS/BSS принцип IBM "человек думает - машина работает" должен иметь первостепенное значение.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2006
Посещений: 5712
Автор
| |||
В рубрику "Менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций