Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Практический подход к автоматизации учета ресурсов инфокоммуникационной сети

Ф.В. Краснов
Директор по ИТ ОАО "Московская телекоммуникационная корпорация"

Трудоемкость построения системы учета ресурсов инфокоммуникационной (ИК) сети растет вместе с числом типов используемого оборудования. За 10-12 лет в эксплуатации накапливается несколько поколений технологий, а номенклатура оборудования исчисляется сотнями. Проекты по реализации систем учета ресурсов сети для крупных операторов длятся в среднем 2-3 года. Бизнес не может стоять на месте, ожидая результатов внедрения. В данной статье предлагается вариант поэтапного подхода к подобному проекту для получения значимых результатов уже через 3-6 месяцев. Суть предлагаемого подхода - в выстраивании учета оборудования и ресурсов от услуг (сервисов).

Постановка задачи

Построение модели данных об услугах, сервисах и ресурсах инфокоммуникационной сети (ИКС) - важнейшая задача для ее оператора. За последние несколько лет появилось несколько стандартизированных подходов к этой задаче (проекту), предлагаемых международной ассоциацией TeleManagement Forum.

Основной целью при этом является выбор методологической платформы и создание на ее основе системы, обеспечивающей средства для получения ответа на вопрос: "Какой состав ИК-услуги (то есть из каких сервисов и ресурсов она состоит) и какова процедура ее предоставления клиентам?".

Для достижения целей проекта, прежде всего, необходимо классифицировать и поставить предоставляемые клиентам услуги в соответствии с выбранными сервисами, которые, в свою очередь, следует соотнести с ресурсами ИКС. Подобный классификатор должен создаваться с учетом неоднородности структуры сети (наличие множества не всегда взаимодействующих между собой сетевых сегментов, разнородности оборудования и ИК-технологий).

Описание текущей ситуации

Рассмотрим типовую ситуацию, когда для решения задач учета продуктов (услуг), сервисов и ресурсов сети используется несколько не интегрированных между собой информационных систем.

На рис. 1 представлена схема существующих информационных систем на примере сети большой московской инфокоммуникационной компании "Комкор". На схеме выделены системы, отвечающих за учет сервисов и ресурсов сети.

Краткое описание основных понятий

Для более точного понимания предмета указанного проекта, реализованного в сети "Комкор", кратко дадим описание 3 основных понятий, используемых при разработке вышеуказанного классификатора: продукт (ИК-услуга), сервис и ресурс.

Продукт (ИК-услуга) - это понятие, представляемое, в основном, с точки зрения клиента. Продукт указан в прайс-листе компании, рекламируется и участвует в процессах маркетинга, продаж, технической поддержки и биллинга.

Примеры продуктов:

  • доступ в Интернет;
  • предоставление доступа к VPN;
  • аренда канала E1 и т.п.

Сервис - это обязательство оператора по обеспечению услуги, предоставляемой пользователю с точки зрения управления сетью. Оператор ответственен за обеспечение соответствующих сервисов, которые реализуются в рамках продуктов (услуг), предлагаемых клиентам.

Примерами сервисов являются:

  • ADSL-канал;
  • VPN;
  • канал E1 SDH.

Ресурс представляют собой физические и нефизические компоненты, используемые для реализации сервиса. Они включают в себя программные и аппаратные средства.

Примеры:

  • абонентский модем;
  • DSLAM;
  • сеть IP/MPLS;
  • маршрутизатор;
  • системы передачи;
  • программное обеспечение.

Возможны случаи, когда название продукта, сервиса и/или ресурса совпадают (например, когда клиенту предоставляется канал E1).

Конкретная классификация в части продуктов, сервисов и ресурсов связана со спецификой каждой компании и является предметом работы в рамках рассматриваемого проекта.

На рис. 2 представлена логическая взаимосвязь основных понятий, используемых для создания классификатора и автоматизированной системы СИ Д.

Порядок реализации проекта

На первом этапе проекта, предполагается:

1. Разработка критерия классификации, структуры и формы визуализации классификатора "продукт-сер-вис-ресурс", а также наполнение данными разработанного классификатора. Разработка и внедрение автоматизированной системы ведения реестра сервисов:

  1. ведение каталога сервисов;
  2. построение связей сервисов между собой, с продуктами и ресурсами.

Это позволит:

  • отработать на практике используемые методы классификации продуктов (ИК-услуг), сервисов и ресурсов;
  • дать техническим службам предприятия ИТ-инструмент для работы с единой базой данных по существующим продуктам (ИК-услугам) и сервисам сети;
  • подготовить основу для развития и совершенствования ИС и интеграции с другими ИТ-системами, используемыми у оператора.

2. Разработку и внедрение И С целесообразно проводить в соответствии с используемой в мировой практике методологией NGOSS (New Generation Operations Systems and Software - методология построения систем и программного обеспечения нового поколения для телекоммуникационных компаний). Ее авторство принадлежит международному консорциуму TeleManagement Forum и включает 4 составляющие:

  1. enhanced Telecom Operations Map (eTOM) - карта или структура бизнес-процессов, стандартизированных для большинства операторов связи и сервис провайдеров;
  2. Shared Information and Data Model (SID) - модель структуры данных компании, обеспечивающих единую классификацию данных, единый язык общения, основу для интеграции приложений;
  3. Telecom Applications Map (TAM) - структура приложений, которая базируется, с одной стороны, на структуре бизнес-процессов (eTOM), с другой - на структуре данных (SID). ТАМ определяет единую классификацию приложений, основу для проектирования решения. Ключевыми принципами, заложенными в ТАМ, являются независимость от производителя программного обеспечения и взаимозаменяемость приложений;
  4. Technology Neutral Architecture (TNA) - технология, описывающая единый подход к интеграции и построение единой информационной системы из множества автономных приложений.

Требования к функциональности выбранного решения

Предполагается, что автоматизированная система на первом этапе включает в себя группу функций, касающихся ведения реестра сервисов сети:

  • Предоставление средств ведения единого каталога сервисов сети, а именно: создания спецификации, хранения информации о параметрах сервиса, оперативного просмотра и поиска сервисов сети пользователем.
  • Обеспечение возможности выстраивания зависимости сервисов сети от ресурсов.
  • Предоставление открытого интерфейса для записи данных в реестр и чтения данных из реестра другими системами.

При создании системы реализуются интерфейсы, позволяющие интегрировать модули ведения реестра сервисов с подсистемами:

  • Управление работами технических служб для импорта информации о конфигурациях, изменениях сервисов и ресурсов.
  • Ведение реестра ресурсов. В частности будет осуществлена интеграция с системой "Ресурсы SDH". Необходимо управлять зависимостями между предоставляемыми сервисами и ресурсами (физическим оборудованием сети).

Создание универсального интерфейса для работы с реестром ресурсов поможет со временем, при необходимости, заменить систему "Ресурсы SDH" на другую систему аналогичной функциональности и безболезненно интегрировать ее с модулем ведения реестра сервисов CRM. Необходимо отслеживать связи между предоставляемыми клиентам услугами (продуктами) и сервисами.

В основу подхода к интеграции программных систем положена концепция ESB (Enterprise Service Bus). Она реализуется через технологии Web Services. Концепция сервисной шины (ESB, или, в другой терминологии, SOA) в настоящее время является в индустрии программного обеспечения основным подходом к интеграции приложений от различных разработчиков.

Вместо интеграции каждого приложения с каждым предлагается гарантировать возможность подключения приложений к единой сервисной шине, которая обеспечивает регистрацию и нахождение сервисов.

Внедрение предлагаемой архитектуры в проекте позволит системно решить задачу интеграции, а также создаст основу для наращивания функциональности программной инфраструктуры проекта без его привязки к нестандартным решениям.

Требования к развитию функциональности СИД

На последующих этапах развития проекта автоматизированная система СИД должна быть дополнена следующими подсистемами, каждая из которых автоматизирует группу логически связанных функций:

  • мониторинг производительности сервиса сети;
  • управление SLA;
  • ведение реестра ресурсов.

Далее рассмотрим более подробно функциональные возможности каждой из этих подсистем.

1. Мониторинг производительности сервиса сети

  • Подсистема обеспечивает сбор информации о качественных показателях эффективности работы сервисов сети (KQI - key quality indicators). При этом сбор информации с конечного оборудования на сети проводится внешней системой мониторинга. Система СИД обеспечивает программные интерфейсы для работы с системой мониторинга;
  • Подсистема предоставляет средства мониторинга KQI пользователем, с помощью средств визуализации и просмотра значений показателей;
  • Подсистема обеспечивает оповещение пользователей в случае выхода показателей за пределы установленной пользователем нормы с помощью как средств визуализации и средств удаленного оповещения (например, по e-mail или SMS), так и оповещение других систем с помощью средств межпроцессных коммуникаций;
  • Подсистема предоставляет собранные данные другим системам для использования в качестве основы для применения других способов анализа.

2. Управление соглашением обуровне сервиса (SLA)

  • Подсистема позволяет поддерживать соглашение об уровне сервиса (SLA) с клиентом для сервиса сети. Соглашение состоит из набора допустимых норм показателей KQI, которым должен соответствовать сервис;
  • Подсистема обеспечивает сравнение показателей с нормативными значениями из SLA, производит уведомление ответственных лиц о выходе показателей за пределы нормы и оповещение систем обработки нештатных ситуаций;
  • Подсистема предоставляет отчеты о соблюдении SLA за определенный (заданный) пользователем период времени.

3. Ведение реестра ресурсов

  • Подсистема обеспечивает ведение реестра ресурсов, таких, как сетевое оборудование (SDH, IP, ATM, телевизионное оборудование) и каналы связи (физические и виртуальные);
  • Подсистема предоставляет пользовательский интерфейс для просмотра и внесения изменений в реестр ресурсов;
  • Подсистема предоставляет другим системам открытый интерфейс для доступа к данным реестра и для внесения в него изменений;
  • Ведение истории изменений состояний ресурсов.

Реализация

Реализация данного проекта для сети "Комкор" была начата в марте 2006 г.

В результате была получена следующая классификация:

  1. Типы продуктов (см. рис. 3);
  2. Типы сервисов (фрагмент) (см. рис. 4);
  3. Типы ресурсов (фрагмент) (см. рис. 5);

Необходимо отметить, что созданный классификатор используется не только в технических подразделениях оператора ИКС. Наоборот, классификатор стал стержнем, относительно которого выстраиваются операционная и аналитическая деятельность, связанная с продуктами, сервисами и ресурсами. Например, подразделения занимающиеся маркетингом, имеют возможность с помощью классификатора "про-дукт-сервис-ресурс" разрабатывать новые услуги, а подразделения, занимающиеся расчетами, получили возможность строить отчетность об услугах, используя терминологию и структуру классификатора.

Выводы

На основании результатов проекта, реализованного в "Комкор", можно сделать следующие заключения:

  • методология NGOSS применима к большим ИК-сетям;
  • применение методологии SID NGOSS позволяет сократить сроки создания единого классификатора ресурсов ИКС в 2-2,5 раза;
  • полученный классификатор "продукт-сервис-ресурс" применим не только в технических подразделениях, но и в других организационных подразделениях оператора ИКС как структурный документ, позволяющий глубже понять бизнес оператора ИК-услуг.

Литература

  1. А.А. Костин, д.т.н. "Концепция NGOSS телеменеджмент форума", Центр Проблем Управления Телекоммуникационными Сетями и Услугами, Петербург, 2004
  2. Ф.В. Краснов "Управление предоставлением услуг Интернет, Международное рабочее совещание IntRus", Дубна, 2002
  3. А.В. Бачин "Телеком - модель бизнес-процессов - eTOM - Oracle", Oracle Magazine/Русское издание", Москва, 2004
  4. ITU-T. TELECOMMUNICATION STANDARDIZATION SECTOR. (06/2004). Telecommunications management network. Enhanced Telecom Operations Map (eTOM) - The business process framework. M3050.1 @ ITU 2004
  5. Е.Е. Нагаев "еТОМ: структурная модель бизнес-процессов для операторов связи", Москва, Мобильные системы", 2005

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2006
Посещений: 10276

  Автор

Краснов Ф.В.

Краснов Ф.В.

Директор по ИТ ОАО "Московская телекоммуникационная корпорация"

Всего статей:  1

В рубрику "Менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций