В рубрику "Менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Ф.В. Краснов
Директор по ИТ ОАО "Московская телекоммуникационная корпорация"
Трудоемкость построения системы учета ресурсов инфокоммуникационной (ИК) сети растет вместе с числом типов используемого оборудования. За 10-12 лет в эксплуатации накапливается несколько поколений технологий, а номенклатура оборудования исчисляется сотнями. Проекты по реализации систем учета ресурсов сети для крупных операторов длятся в среднем 2-3 года. Бизнес не может стоять на месте, ожидая результатов внедрения. В данной статье предлагается вариант поэтапного подхода к подобному проекту для получения значимых результатов уже через 3-6 месяцев. Суть предлагаемого подхода - в выстраивании учета оборудования и ресурсов от услуг (сервисов).
Постановка задачи
Построение модели данных об услугах, сервисах и ресурсах инфокоммуникационной сети (ИКС) - важнейшая задача для ее оператора. За последние несколько лет появилось несколько стандартизированных подходов к этой задаче (проекту), предлагаемых международной ассоциацией TeleManagement Forum.
Основной целью при этом является выбор методологической платформы и создание на ее основе системы, обеспечивающей средства для получения ответа на вопрос: "Какой состав ИК-услуги (то есть из каких сервисов и ресурсов она состоит) и какова процедура ее предоставления клиентам?".
Для достижения целей проекта, прежде всего, необходимо классифицировать и поставить предоставляемые клиентам услуги в соответствии с выбранными сервисами, которые, в свою очередь, следует соотнести с ресурсами ИКС. Подобный классификатор должен создаваться с учетом неоднородности структуры сети (наличие множества не всегда взаимодействующих между собой сетевых сегментов, разнородности оборудования и ИК-технологий).
Описание текущей ситуации
Рассмотрим типовую ситуацию, когда для решения задач учета продуктов (услуг), сервисов и ресурсов сети используется несколько не интегрированных между собой информационных систем.
На рис. 1 представлена схема существующих информационных систем на примере сети большой московской инфокоммуникационной компании "Комкор". На схеме выделены системы, отвечающих за учет сервисов и ресурсов сети.
Краткое описание основных понятий
Для более точного понимания предмета указанного проекта, реализованного в сети "Комкор", кратко дадим описание 3 основных понятий, используемых при разработке вышеуказанного классификатора: продукт (ИК-услуга), сервис и ресурс.
Продукт (ИК-услуга) - это понятие, представляемое, в основном, с точки зрения клиента. Продукт указан в прайс-листе компании, рекламируется и участвует в процессах маркетинга, продаж, технической поддержки и биллинга.
Примеры продуктов:
Сервис - это обязательство оператора по обеспечению услуги, предоставляемой пользователю с точки зрения управления сетью. Оператор ответственен за обеспечение соответствующих сервисов, которые реализуются в рамках продуктов (услуг), предлагаемых клиентам.
Примерами сервисов являются:
Ресурс представляют собой физические и нефизические компоненты, используемые для реализации сервиса. Они включают в себя программные и аппаратные средства.
Примеры:
Возможны случаи, когда название продукта, сервиса и/или ресурса совпадают (например, когда клиенту предоставляется канал E1).
Конкретная классификация в части продуктов, сервисов и ресурсов связана со спецификой каждой компании и является предметом работы в рамках рассматриваемого проекта.
На рис. 2 представлена логическая взаимосвязь основных понятий, используемых для создания классификатора и автоматизированной системы СИ Д.
Порядок реализации проекта
На первом этапе проекта, предполагается:
1. Разработка критерия классификации, структуры и формы визуализации классификатора "продукт-сер-вис-ресурс", а также наполнение данными разработанного классификатора. Разработка и внедрение автоматизированной системы ведения реестра сервисов:
Это позволит:
2. Разработку и внедрение И С целесообразно проводить в соответствии с используемой в мировой практике методологией NGOSS (New Generation Operations Systems and Software - методология построения систем и программного обеспечения нового поколения для телекоммуникационных компаний). Ее авторство принадлежит международному консорциуму TeleManagement Forum и включает 4 составляющие:
Требования к функциональности выбранного решения
Предполагается, что автоматизированная система на первом этапе включает в себя группу функций, касающихся ведения реестра сервисов сети:
При создании системы реализуются интерфейсы, позволяющие интегрировать модули ведения реестра сервисов с подсистемами:
Создание универсального интерфейса для работы с реестром ресурсов поможет со временем, при необходимости, заменить систему "Ресурсы SDH" на другую систему аналогичной функциональности и безболезненно интегрировать ее с модулем ведения реестра сервисов CRM. Необходимо отслеживать связи между предоставляемыми клиентам услугами (продуктами) и сервисами.
В основу подхода к интеграции программных систем положена концепция ESB (Enterprise Service Bus). Она реализуется через технологии Web Services. Концепция сервисной шины (ESB, или, в другой терминологии, SOA) в настоящее время является в индустрии программного обеспечения основным подходом к интеграции приложений от различных разработчиков.
Вместо интеграции каждого приложения с каждым предлагается гарантировать возможность подключения приложений к единой сервисной шине, которая обеспечивает регистрацию и нахождение сервисов.
Внедрение предлагаемой архитектуры в проекте позволит системно решить задачу интеграции, а также создаст основу для наращивания функциональности программной инфраструктуры проекта без его привязки к нестандартным решениям.
Требования к развитию функциональности СИД
На последующих этапах развития проекта автоматизированная система СИД должна быть дополнена следующими подсистемами, каждая из которых автоматизирует группу логически связанных функций:
Далее рассмотрим более подробно функциональные возможности каждой из этих подсистем.
1. Мониторинг производительности сервиса сети
2. Управление соглашением обуровне сервиса (SLA)
3. Ведение реестра ресурсов
Реализация
Реализация данного проекта для сети "Комкор" была начата в марте 2006 г.
В результате была получена следующая классификация:
Необходимо отметить, что созданный классификатор используется не только в технических подразделениях оператора ИКС. Наоборот, классификатор стал стержнем, относительно которого выстраиваются операционная и аналитическая деятельность, связанная с продуктами, сервисами и ресурсами. Например, подразделения занимающиеся маркетингом, имеют возможность с помощью классификатора "про-дукт-сервис-ресурс" разрабатывать новые услуги, а подразделения, занимающиеся расчетами, получили возможность строить отчетность об услугах, используя терминологию и структуру классификатора.
Выводы
На основании результатов проекта, реализованного в "Комкор", можно сделать следующие заключения:
Литература
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2006
Посещений: 10276
Автор
| |||
В рубрику "Менеджмент" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций